Литературные произведения Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание

ВЕЛИЧИЕ ДРЕВНЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русь X—XIII вв.— это общее начало трех восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. В первые века Русь была единой на всем пространстве от Ладоги на Балтийском море до Тмуторокани на Черном и от Карпат до Волги. Книжники, строители и художники переезжали из княжества в княжество, и дело восточнославянской культуры было делом общим. В общем владении единого княжеского рода было и Русское государство.

Содержание

I. Введение 3
II Основная часть 5
1) Рукописная книга в древней Руси 5
2) Книжные центры 12
3)Историзм древнерусской литературы 14
III Заключение 22
IV Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная источниковедение.docx

— 225.95 Кб (Скачать документ)

     В монастырских и княжеских книжных  мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки.

 
 
Буквицы
Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы –  начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много  крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который  частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или  человеческое лицо.

     Особый  мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками).

 
Венецианский орнамент  
из "Календаря"

1476 г.

 
Нередко рукописи украшались многочисленными  рисунками, причем не только на отдельных  страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских  книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее мотивы и колористика подсказывают, была ли заимствована книжная графика из западных изданий или создана книжниками Древней Руси. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. Для создания росписей и миниатюр они комбинировали сведения из различных письменных источников.

       После этого книга попадала  в руки переплетчику, который  сшивал листы и делал переплет.

       Переплетом служили две доски,  обтянутые кожей, иногда бархатом  или парчой. К переплету прикрепляли  выпуклые бляхи из металла  (меди, золота или серебра). Некоторые  книги помещали в оклад —  своего рода футляр, серебряный  или даже золотой. Его украшали  драгоценными камнями. Книга получалась  большой и тяжелой. Держать  ее в руках было трудно, поэтому  при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги  принадлежали богатым людям, монастырям  и церквям. 

     Создание  рукописной книги занимало много  времени, иногда несколько лет.

     Как и в других странах, на Руси первые рукописные книги были большей частью религиозными. В монастырских книжных  мастерских, прежде всего, переписывали Библию и Жития святых, сочинялись и писались проповеди и поучения. 
Рукописными были и первые летописи — ценнейший источник для изучения истории.
     

     Уже первые созданные на Руси книги говорят  о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки — все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.

     Многие книги делались на заказ. Исполнение книги на заказ предполагало создание настоящего произведения искусства. Использовалась дорогая купленная за границей бумага. С ее появлением стала применяться брошюровочная техника. Многоцветные иллюстрации и орнаменты подчас вытесняли текст на второстепенное место. Заголовки и буквицы прописывались золотом. Богатые кожаные переплеты украшались окладами и драгоценными камнями. Очевидно, что в таком случае над книгой трудилось несколько мастеров разных специальностей. Так в книгописании появилось разделение труда. В первой половине XVI в. оно уже зашло очень далеко.

 
     Вот, к примеру, описание статей расходов на производство Четвероевангелия 1532 г. Боровского Пафнутьева монастыря:
        1. доброписец чернописный
        2. живописец иконный
        3. златописец
        4. заставный писец
        5. статейный писец
        6. золото на заставицы, статьи, прописи, тетрование, точки и запятые, скань
        7. серебро на доску и скань
        8. застежки и подковы
        9. златокузнецу и среброкузнецу и сканному мастеру
        10. жемчуга яхонты, прочие каменьи – всего 100 рублей и 20 гривен.

       Доброписец писал основной текст; статейный писец исполнял киноварью вязь, надстрочные и подстрочные знаки, записи, точки и другой текст, в дальнейшем прописывавшийся золотом; заставный писец рисовал заставки и буквицы, а живописец – миниатюры; златокузнец и сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги.


     До  наших дней сохранились прекрасные образцы древнерусской рукописной книги, такие как «Изборник» Святослава 1073 года. Это сборник статей, переписанный дьяком Иоанном и его помощником по заказу старшего сына Ярослава Мудрого  — киевского князя Изяслава. «Изборник» был переписан с оригинала  на болгарском языке, первоначально  принадлежавшего болгарскому царю Симеону (Х век). Позднее эта книга досталась брату Изяслава — Святославу, который приказал дополнить рукопись пергаментными листами с миниатюрами, на одной из которых изображен сам Святослав Ярославич с членами его семьи. В книге 266 пергаменных листов, богато украшенных цветными виньетками, буквицами (инициалами), а на полях выписаны знаки зодиака. В орнаменте книги использованы мотивы русского народного творчества.  
«Изборники» были очень популярны на Руси. В них входили фрагменты из «священного писания», творения «отцов церкви», высказывания мудрецов, произведения античных и средневековых писателей. В них включали статьи о риторике, логике, поэтике, исторические сведения.

       Кроме «Изборников» широко распространено было также Евангелие. Выделяется своим художественным оформлением Мстиславово Евангелие, написанное около 1115 года. Прекрасный пергамент, красивое письмо, выполненный золотом и разноцветными красками орнамент, роскошный переплет, покрытый серебром, с изящными золотыми бляхами и филигранью. Из записи в Евангелии следует, что эту книгу переписал Алекса, сын священника Лазаря, по заказу новгородского князя Мстислава. Другая запись свидетельствует, что после Алексы, писавшего текст чернилами, работу продолжал  мастер Жаден, раскрасивший нужные места золотом. Из третьей записи, более поздней, узнаем, что, заняв после смерти отца престол великого князя в Киеве, Мстислав послал своего управляющего Наслава с этим Евангелием в Византию и приказал снабдить там книгу красивым переплетом.

     Самой популярной книгой для домашнего  чтения была Псалтырь. Ее лирические стихи с удовольствием читали и стар, и млад, а отдельные фразы широко использовались как афоризмы для украшения живой речи. Псалтырь читали больным, чтобы облегчить их страдания, а также использовали ее тексты при отпевании усопших.

     Для церковных же служб писали Служебную Минею, в которой содержание было распределено по месяцам.

     Разделить древнерусские книги на книги  учебные, книги четьи (т. е. для домашнего  чтения) и книги богослужебные  довольно трудно. Единственное, чем  отличались книги, применявшиеся в  богослужении, от книг для чтения, —  это богатым оформлением, дабы придать  церковной службе особую торжественность.

     Среднее положение между религиозной  и светской литературой занимали весьма распространенные  «Хождения» — путешествия различных духовных лиц или мирян в Иерусалим и другие святые места. Например, «Хождение игумена Даниила из Русской земли». Написано оно было в XII веке. Это путевой дневник — рассказ о путешествии русского монаха в Палестину. 
Из Византии на Русь попадали и некоторые произведения художественной литературы. Они не просто переводились, но перерабатывались и пополнялись. Одним из самых любимых был роман «Александрия» — повествование о жизни и деяниях Александра Македонского. Исторические факты здесь соседствуют с причудливым вымыслом, но для средневекового человека этот фантастический Александр был совершенно реальным героем.
     

     Из  Византии и Болгарии на Русь пришла и «научная» литература. Самой  распространенной книгой стала «Христианская  топография» египетского монаха Космы  Индикоплова (VI век.), где рассказывалось, что земля как центр вселенной является продолговатым плоским прямоугольником, вокруг нее — океан, над землей — небесная твердь, поддерживаемая двумя арками, а еще выше — «царство небесное». Смена ночи и дня объяснялась движением Солнца вокруг конусообразного возвышения в северной части земной плоскости. О животном мире читатель тех времен узнавал из «Физиологов». Эти описания зверей и птиц изобиловали сказками и легендами. Авторы представляли читателям не только внешний вид животных, но и их «духовные свойства». Так, например, лиса, как дьявол, — «хитрая обманщица, и дела ее злы». Наряду с реальными животными фигурировали кентавры, единороги, сирены, птица феникс и другие.

      Такое разнообразие переводной литературы стало стимулом для возникновения  разных жанров в древнерусской литературе. Источником служили былины, сказки, исторические песни. Народные предания составили основу первых русских  летописей. Возможно, тогда были записаны хранившиеся в народной памяти предания о первых киевских князьях Аскольде и Дире, о «вещем» Олеге. Поистине бесценным памятником отечественной и мировой литературы явились «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» (XII век.).

     В те далекие времена были книги, запрещенные  церковью. Первые списки «ложных» (запрещенных) сочинений появились уже в  XI веке. В  «Изборнике» Святослава, кроме списка «истинных» книг, рекомендуемых для чтения, приведены еще два. В первый список были помещены книги, имеющие ошибки при переписке. Такие книги разрешалось читать только особо сведущим читателям. В другой перечень вошли «ложные» или «отреченные» книги. Они подлежали уничтожению, а чтение их строжайше запрещалось. К ним относили языческую литературу, а позднее запреты распространились и на книги по разным отраслям «тайных» наук (астрономии, астрологии, космографии и т. п.), отвергающих учение церкви о сотворении мир. Сюда же причисляли «колдовские» книги, сборники заклинаний, сонники и подобные им. Чтение «ложных» книг считалось тяжким грехом.

             КНИЖНЫЕ ЦЕНТРЫ

     Возникновение книжных центров было связано прежде всего с деятельностью политической власти и духовенства. Начиная с XI в., книгописание сосредоточивалось вокруг княжеского двора и церкви. Монастыри были на Руси не только религиозными, но и общекультурными центрами. Там велось летописание, писались иконы, переписывались книги, складывалась сама древнерусская литература.

     Главными  городами Руси XI в. были Киев и Новгород. Они и были крупнейшими книжными центрами того времени.

     Упоминание  о книгописной мастерской впервые встречается в "Повести временных лет" под 1037 г. Ярослав Мудрый создал при киевском Софийском соборе мастерскую для перевода богослужебных книг с греческого на славянский язык и их переписки: "…И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне. И собра письце многы и прекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы". В этой же летописи сказано о создании при Софийском соборе библиотеки. 

     Древнейшим  центром книжности русского севера был Новгород. Так, Остромирово евангелие  было создано для новгородского  посадника Остромира в 1056-1057 гг. Стало  быть, уже в то время правящие круги были причастны к книгописанию. В Новгородском же Софийском соборе, крупнейшей книжной сокровищнице Руси, создавались и хранились списки новгородских летописей, своды законов, произведения древнерусских писателей, переводы с греческого и латинского языков.

     Во Пскове в XII в. был основан Спасо-Мирожский монастырь, где была создана библиотека. Пополнялась она книгами из Новгорода. С древних времен и на протяжении всего средневековья Псковская земля сохраняла свое значение важнейшего центра книжности и письменности.

Информация о работе Литературные произведения Древней Руси