Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:28, реферат
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно. Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.
Введение………………………………………………………3
1.Творческий путь А.Фета…………………………………....5
2.Особенности лирики А.Фета……………………………..10
3. История трагической любви в жизни поэта……………...19
4. Тема любви в лирике А.Фета……………………………...25
5. «Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу...»…………………………….31
6.Заключение…………………………………………………..37
7.Список литературы………………………………………….39
ГОУ СПО
Педагогический колледж им. Н.К. Калугина г.Оренбурга
Любовная лирика
А.А. Фета
Проверила:
2011
Содержание:
Введение………………………………………………………3
1.Творческий путь А.Фета…………………………………....5
2.Особенности лирики А.Фета……………………………..10
3. История трагической любви в жизни поэта……………...19
4. Тема любви в лирике А.Фета……………………………...25
5. «Поэзия Фета - сама природа, зеркально
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы………………………………………….39
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) – замечательный русский поэт, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. А.А Фет - утончённый лирик, наделенный исключительным чувством красоты и гениальным дарованием. Основное настроение поэзии Фета- настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами - главное эмоциональное содержание его стихотворений. Не сразу оценили его многие современники: насмешки, резкое неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные, - вот шлейф литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Революционные демократы его не любили; им равно не нравились и его публицистические выступления, и его стихи. В поэзии его не было, правда, никакой политики, но именно это и раздражало сторонников полезного, гражданского искусства. Фет надолго стал символом свободного художника, равнодушного к больным современным проблемам. Высочайшим образом оценил поэта двадцатый век. Уже в самом начале века Фета называли "певцом молчания", «певцом неслышимого", новый читатель с упоением внимал фетовским строкам, что движутся "воздушной стопою", «едва произнесенные". "Вся мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от его стихотворений замирает сердце, “кружится голова”,- писал известный литературный критик К. Айхенвальд. Сегодня многие литературные критики сходятся во мнении, что А.Фет относился к поэтам-философам, в своём творчестве глубоко и самобытно осмысливающим жизнь. Поэзия Фета - одна из вершин русской лирики. Сейчас в этом вряд ли возможны сомнения. Но современники Фета оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Только один из них сказал о творческой силе Фета проникновенные слова, которые, наверное, многим тогда показались странными. Эти слова принадлежат величайшему поэту эпохи - Некрасову. Вот что он писал:
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет. Из этого не следует, чтобы мы равняли Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что Фет в доступной ему области поэзии такой, же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области».
Это было сказано в 1856 г. Позднее Некрасов так о поэзии Фета не написал бы и, можно думать, так ее уже не оценивал. Оценка поэзии Фета в литературном кругу, как мы увидим, резко менялась, но вне литературного круга Фет не был популярен на протяжении всего своего более чем полувекового творческого пути. В 1857 г., в пору апогея литературных успехов Фета, такой пропагандист его поэзии, как В. П. Боткин, писал: «Все журналы наши встретили книжку Фета сочувствием и похвалами, но, тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный».
Но и в литературном кругу положение Фета резко изменилось в 60-е годы, в результате чего он оказался совсем оторванным от литературной жизни. Литературная карьера Фету совершенно не удалась, но это было лишь звено в цепи неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни. Уже самое рождение Фета произошло при обстоятельствах, грозивших ему большими бедами, которые затем и начали обрушиваться на него.
А вот любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно. Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.
"Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование".
«Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи», - вспоминал впоследствии Фет об этом времени.
Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 г. и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Девятнадцатилетнему поэту удалось выпустить книжку стихов, дав ей претенциозное заглавие «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф.
Это типичный юношеский сборник - сборник перепевов. Во всяком случае, сборник Фета выделялся среди подобных ему юношеских сборников. Он был высоко оценен в «Отечественных записках», руководимых Белинским. Рецензент, естественно, нашел в книге «много недозрелого, неопытного: многое, что задумано верно, не нашло себе верного отзвука; иное неполно, другому недостает ровного колорита, а кое-что даже и вовсе бесцветно». В то же время отмечается «благородная простота», «особенная ловкость, оборотливость и даже грация в стихе», «изобразительность». Общий вывод: «...г. А. Ф. целою головою выше наших дюжинных стиходелателей». Еще до выхода «Лирического пантеона» Фет настойчиво старался завязать связи с журналами, но терпел неудачи, и лишь с конца 1841 г. его стихи стали постоянно печататься в журнале «Москвитянин», который с этого года начали издавать университетские профессора Фета Погодин и Шевырев. С середины 1842 г. Фет становится плодовитым сотрудником «Отечественных записок». За 1842 и 1843 гг. он напечатал в «Москвитянине» и в «Отечественных записках» 85 стихотворений. Фет быстро созрел: некоторые стихотворения, напечатанные в 1842 г., типичны для фетовской манеры и известны до сих пор в числе лучших произведений Фета. Талант молодого поэта ценил Белинский. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», - пишет он в 1843 г. «Русская литература в 1844 году» он отмечает как выдающиеся стихотворение Фета «Колыбельная песня». Нельзя не обратить внимание на одновременное сотрудничество Фета в «Москвитянине» и в «Отечественных записках». «Москвитянин» был органом официальной идеологии, издавался в духе верности началам «самодержавия и православия». Идейным руководителем «Отечественных записок» был Белинский, и Фет печатался здесь в тот период, когда Белинский повел в журнале - в пределах цензурных возможностей - проповедь материализма и социализма.
Одновременное участие в реакционном
«Москвитянине» и в самом прогрессивном
журнале того времени — «Отечественных
записках» говорит о
Афанасий Афанасьевич Фет - не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, отражена в его поэзии, ведь биография художника - это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета - одна из вершин русской лирики. Стихотворения поэта о любви - это лирическая исповедь пылкого, взволнованного сердца. Душа лирического героя раскрывается перед нами, подобно прекрасному цветку, наполняя все вокруг теплотой, красотой, музыкой. Любовь возвышает и облагораживает человека, открывает в нем самое лучшее, самое чистое. И потому именно в любви человек - наиболее правдив и наиболее откровенен. Любовь героя позволяет нам лучше узнать и понять его, а стихотворения поэта о любви позволяют заглянуть в самую глубину его души:
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалить неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Из этого не следует, чтобы мы равняли г. Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что г. Фет в доступной ему области поэзии такой, же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области».
Рассыпался смехом ребенка,
Явно в душу мою влюблены,
Пролетают прозрачно и звонко
Надо мною блаженные сны...
Сам Афанасий Афанасьевич называл свои стихи “в растрепанном роде”. Да, они необычные, не совсем правильные грамматически, но мы к ним привыкли, они нам даже нравятся, более того, они стали классикой:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся...
И весенней полон жаждой...
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет...
Начало, да и все стихотворение
в целом настолько
...не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Это для Фета программные слова выражение его общих взглядов на поэзию. С точки зрения развития русской поэзии фетовская поэтическая манера была важным открытием новых путей в искусстве слова.
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,
Тобой так сладостно и больно возмущенных
В те дни, как постигал я первую любовь
По бунту чувств неугомонных...
Поэт всегда придавал большое значение концовке, он считал, что в ней должна сосредоточиваться вся сила стихотворения. Концовка должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно таково заключение “Я пришел к тебе с приветом” и многих других шедевров Афанасия Афанасьевича:
И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще парящих крыл
Полудня ветер не раскрыл,
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, -
Пусть будет песнь твоя чиста.
Молодому Фету особенно удавались стихи на античные темы. Стихотворение “Диана” одно из лучших этого жанра. По своему характеру оно не похоже на предыдущие. Поэт больше всего боялся повторения самого себя.
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал, — она пойдет с колчаном и стрелами,
Молочной белизной, мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град...
В этом стихотворении автор выступает как поэт-скульптор, живописец. Приблизительных и “небрежных” слов в античном цикле нет. Они традиционны, поэтому критикой были приняты восторженно. Некрасов писал:
“Всякая похвала немеет перед высокой поэзией”. Фет говорит в “Диане” о великом творении скульптора, которое дало на века жизнь неживому. То же делает Фет. Он утверждает в вечности красоту реального и красоту искусства, поет гимн жизни прекрасного. Ощущение трепетности бытия -одно из главных качеств в произведениях Фета.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица...
Это самое необычное произведение поэта. Оно поражает читателей благоуханной свежестью. Стихотворение построено из одних назывных предложений. Причем вещественным его никак не назовешь. Фет - великий мастер, который смог передать тончайшие оттенки настроения души, любовь и томление, сохранив стройность стиля высокой поэзии:
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,