Любовная лирика Фета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:28, реферат

Описание

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно. Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Творческий путь А.Фета…………………………………....5
2.Особенности лирики А.Фета……………………………..10
3. История трагической любви в жизни поэта……………...19
4. Тема любви в лирике А.Фета……………………………...25
5. «Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу...»…………………………….31
6.Заключение…………………………………………………..37
7.Список литературы………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Любовная лирика Фета.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

             Шёпот, робкое дыханье,                                   

 Трели соловья,                                   

 Серебро и колыханье                                    

 Сонного ручья....

Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что  бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении "Вечер"?                                 

 Прозвучало над  ясной рекою,                    

              Прозвенело в померкшем лугу»                                 

 Прокатилось над  рощей немою,                  

                Засветилось на том берегу...

Подобная передача происходящего  говорит об ещё одной особенности  пейзажной лирики Фета: главную тональность  задают трудноуловимые впечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах очень трудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычными ассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы. Можно говорить и об импрессионизме поэзии Фета; именно с уклоном к импрессионизму связано новаторство в изображении явлений природы. Точнее говоря, предметы и явления изображены поэтом так, как они предстали его восприятию, какими они ему показались в момент написания. И описание фокусируется не на самом изображении, а на впечатлении, производимом им. Кажущееся Фет описывает как реальное:                        

   Над озером лебедь в тростник потянул,                       

    В воде опрокинулся лес,                         

   Зубцами вершин он в заре потонул,                        

    Меж двух изгибаясь небес.

Вообще, мотив "отражения в воде" встречается довольно часто у  поэта. Вероятно, зыбкое отражение предоставляет  больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описание природы прежде всего служит средством выражения лирического чувства.   

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью, К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей…».

Фет строит картину мира, который  он видит, чувствует, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и жук, и лунь, и коростель, и звезды, и Млечный путь. Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины — все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка»:                        

 Ты прав. Одним воздушным очертаньем            

 Я так мила.             

 Весь бархат мой  с его живым миганьем —            

 Лишь два крыла.              

 Не спрашивай: откуда  появилась?            

 Куда спешу?                         

 Здесь на цветок  я легкий опустилась                        

 И вот — дышу.              

 Надолго ли, без  цели, без усилия,             

 Дышать хочу?                        

 Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья                         

 И улечу.

«Чувство природы» у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с ее жизненно важным органом— человеческой личностью, подчиненной общим законам природной жизни.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять. Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимает ее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать — как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Отношения Фета с природой — это  полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда:                 

 Я жду... Соловьиное  эхо                  

 Несется с блестящей реки,                  

 Трава при луне  в бриллиантах,                  

 На тмине горят  светляки.                                    

 Я жду... Темно-синее  небо                 

 И в мелких, и  в крупных звездах,                 

 Я слышу биение сердца                                    

 И трепет в руках  и ногах.                                    

 Я жду... Вот повеяло  с юга;                 

 Тепло мне стоять  и идти;                 

 Звезда покатилась  на запад...                                 

 Прости, золотая, прости!

Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Фета, которое в свое время принесло автору немало огорчений, вызвав своим появлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешки приверженцев традиционной поэзии — в общем, целый литературный скандал. Это маленькое стихотворение стало для критиков демократического толка воплощением мысли о бессодержательности и безыдейности поэзии. Более тридцати пародий было написано на это стихотворение. Вот оно:                                           

 Шепот, робкое дыханье,                

 Трели соловья,                  

 Серебро и колыханье                 

 Сонного ручья                                           

 Свет ночной, ночные  тени,               

 Тени без конца,                

Ряд волшебных изменений               

 Милого лица,                      

 В дымных тучках  пурпур розы,               

 Отблеск янтаря,                

 И лобзания, и слезы,                

 И заря, заря!…

Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении! Не случайно излюбленным временем суток Фета была ночь. Она, как и поэзия, — прибежище от суеты и маеты дня:                  

 Ночью как-то вольнее  дышать мне,                    

 Как-то просторней...

признается поэт. Он может говорить с ночью, он обращается к ней, как  к живому существу, близкому и родному:                   

 Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!             

 Опять и опять  я люблю тебя,             

 Тихая, теплая,             

 Серебром окаймленная!                     

 Робко, свечу потушив,  подхожу я к окну...             

 Меня не видать, зато сам я все вижу...

Наблюдаем, как органично сочетает поэт простоту и величественность: небеса, нетленные, как рай, прохлада вечера, зреющий колос, лицо зари и серая дорога, собака верная и нетерпеливый шаг знакомого коня. Реальный мир передан в таких конкретных деталях, что, кажется, не просто видишь, слышишь, осязаешь его, а ты сам «под сенью дуба» и душа твоя полна «всем, всем, что жизнь дала...».

 

 

                                       Заключение

 

В творчестве А.Фета немаловажную роль играет тема любви. Так же, любовь отражена  в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.

Подводя  итог  всему  сказанному, всё  таки любовь   –  это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса.

      «Любви  все возрасты покорны».

Любовь – прекрасное чувство, и  каждый человек хочет любить и  быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть и понять взгляды поэта.

Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. Фета, не задумываясь, ответит на вопрос, о чем это стихотворение. Конечно же, о любви. О самом сильном, волнующем, загадочном, о самом многообразном и изменчивом чувстве человека. О чувстве, которое не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Казалось бы, о самой любви здесь не сказано ни слова. А о любимой девушке - лишь одна строка. Но на самом деле любовью пронизано в произведении каждое слово, каждый слог, каждый звук. В этом заключено удивительное мастерство Фета-лирика, настоящего мастера в передаче самых тонких человеческих переживаний, самых неуловимых движений человеческой души.

Стихотворения А. А. Фета о любви - это  лирическая исповедь пылкого, взволнованного сердца. Душа лирического героя раскрывается перед нами, подобно прекрасному цветку, наполняя все вокруг теплотой, красотой, возвышает и благораживает человека, открывает в нем самое лучшее, самое чистое. И потому именно в любви человек - наиболее правдив и наиболее откровенен. Любовь героя позволяет нам лучше узнать и понять его, а стихотворения поэта о любви позволяют заглянуть в самую глубину его души.

Любовь сродни красоте, а у Фета эти два понятия сливаются  воедино. Если человеческая душа способна любить, она прекрасна. Потому любовь, как и красота, не требует лишних слов. О ней не нужно кричать во всеуслышание. Достаточно нескольких еле уловимых штрихов - и все вокруг наполняется таинственным и волшебным светом. И сердца переполняются чувством красоты и любви. Эти стихотворения о любви так же разнообразны по форме и содержанию, как и выражаемые поэтом чувства. Здесь проявляются и любовная  медитация, и исповедь любящего сердца, и лирические послания, и возвышенные песни о любви, и романтические, грустные элегии. «У любви есть слова, те слова не умрут», - писал А. А. Фет. Эти слова живут в глубине любящего сердца. И услышать их может только сердце другого человека. Потому что, высказанные на бумаге, они словно теряют свою силу. Поэтому любовь в его произведениях еле уловима, она высока и прекрасна, чувственна и бессмертна. Она, как и сама человеческая душа, наполнена яркими красками, тончайшими оттенками. Она переменчивая и непредсказуемая, но всегда живая, сильная, заполняющая все жизненное пространство вокруг лирического героя и незаметно вовлекающая всех нас в это волшебное пространство. И какие бы изменения ни происходили в душевном состоянии героя и самого поэта, любовь- единственное чувство, которое никогда не исчезало и не проходило даже с гибелью любимой женщины. Не случайно уже на склоне лет, в одном из лучших своих стихотворений, Фет напишет:

Та трава, что вдали  на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей…

Любовная лирика А. Фета представляет собою весьма уникальное явление, так  как практически вся обращена к одной женщине - безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы:

 

1. А.А Фет. “Воздушный город” М.- 1995г, 243 стр.

2. А.А Фет Соч.: В 2 т. Вступительная статья и комментарии А.Е. Тархова. М.,1992г.

3.А.А Фет  Ранние годы моей жизни. Репринтное воспроизведение издания 1993 г. М., 1996г.

            4.А.А Фет «Мои воспоминания»(1848–1889г.) Репринтное воспроизведение издания 1890 г. М., 1992. Ч. 1–2 (МВ.)

            5. А.А Фет Собрание сочинений и писем. Стихотворения и поэмы 1839–1863 гг. СПб., 2002г.

            6. А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 1998г. (Глава «А.Фет как метафизический поэт» напечатана также в сб. «А.А. Фет. Поэт и мыслитель», М.,2001г.).

            7. Белоусов Р.С «Русская любовная лирика» отпечатано в типографии «Курская правда»,1989г.

            8. Бухштаб Б.Я - А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990г.

            9. Дружинин А.В «Прекрасное и вечное» Москва. 1999г.

           10.Кожинов В.В «О тайнах происхождения Афанасия Фета. Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета» Курск, 2000г. Стр. 322–328.

           11. Сухих И.И «Миф Фета: Мгновение и вечность» « Звезда» 1998. №11.

           12. Сухих И.Н « Шеншин и Фет: жизнь и стихи. Фет Афанасий. Стихотворения». СПб, 2001г. (Новая «Библиотека поэт» а. Малая серия).

           13.Русские писатели о литературе: В 3 т. Л., 1989г. Т. 1.

           14. Рождение поэта. Повесть о молодости Фета. (По неопубликованным материалам). Л., 1978г.

           15. Путешествие в страну Поэзия. Лениздат ,1976г.

 

 

 

 

 

 

         

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Любовная лирика Фета