Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:16, реферат
Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей развития романтизма в Германии.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
изучить периодизацию немецкого романтизма
рассмотреть особенности немецкого романтизма как литературного направления
изучить творчество представителей немецкого романтизма
Объектом исследования является творчество немецких писателей – романтиков.
Предмет исследования – особенности немецкого романтизма как литературного направления.
Введение................................................................................................................3
I. Ранний (Иенский) романтизм..........................................................................5
I.1. Характеристика периода...............................................................................5
I.2. Фридрих Шлегель..........................................................................................8
I.3. Новалис..........................................................................................................12
I.4. Людвиг Тик...................................................................................................15
II. Поздний немецкий романтизм......................................................................16
II.1. Характеристика периода.............................................................................16
II.2. Клеменс Бретано..........................................................................................17
II.3. Эстетика позднего романтизма....................................................................19
Заключение............................................................................................................21
Список использованной литературы...................................................................22
Федеральное агентство по образованию
Сибирский
государственный
имени академика
Ф.М. Решетнёва
Гуманитарный факультет
Кафедра
общественных связей
Реферат по истории мировой литературы
на тему
«Немецкий
романтизм и его особенности»
Выполнила: студентка гр. Р-91
И ванова И.И.
Проверила: к.ф.н. Романова Н.А.
.
Красноярск 2011
Содержание
Введение......................
I. Ранний
(Иенский) романтизм.....................
I.1. Характеристика
периода.......................
I.2. Фридрих
Шлегель.......................
I.3. Новалис.......................
I.4. Людвиг
Тик...........................
II. Поздний
немецкий романтизм.....................
II.1. Характеристика
периода.......................
II.2. Клеменс
Бретано.......................
II.3. Эстетика
позднего романтизма....................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Особенность романтического мироощущения такова, что наиболее полно она проявилась именно в искусстве в силу того, что оно интуитивно полнее, целостнее и раньше других форм познания схватывает и осмысливает сущностные стороны эпохи. Искусство дает возможность понять своеобразие того типа культуры, к которому оно принадлежит.
Романтики взывали к тому, чтобы музыка могла рисовать, могла бы рассказывать содержание романа и трагедии, чтобы поэзия по своей музыкальности приблизилась к искусству звука, чтобы живопись стремилась передавать образы литературы.
Величайшей попыткой романтиков явилась попытка художественно изобразить бесконечное время бесконечного духа, выразить невыразимое. Отсюда их тяготение к новым формам повествования, к созданию особой динамики художественного образа.
Характерными для немецкого
Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей развития романтизма в Германии.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
Объектом исследования является творчество немецких писателей – романтиков.
Предмет исследования – особенности немецкого романтизма как литературного направления.
Структура работы. Рассмотрение темы произведено с разбиением на главы, в каждой из которых раскрывается какой-либо аспект предложенной темы. В первой главе рассмотрены особенности раннего периода немецкого романтизма. Во второй главе рассмотрены черты позднего немецкого романтизма.
В
заключении объединены выводы по всей
работе.
I. Ранний (Иенский) романтизм
I.1. Характеристика
периода
Основателями школы иенского романтизма были поселившиеся в 1796 г. в Иене братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. В Иенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Частые посетители этого дома - Новалис (псевдоним Ф. фон Харденберга), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, философы Шеллинг и Фихте; из Берлина сюда часто приезжает начинающий молодой литератор Людвиг Тик. С Тиком, в свою очередь, тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан В.Г. Ваккенродер. Близок был к этому кругу берлинский пастор и теолог Ф.Д. Шлейхермахер. Гостем этого дома бывает и Гёте. На первых порах тесные личные и творческие контакты с братьями Шлегелями, особенно со старшим Августом, поддерживает Шиллер.
Начало
издания журнала «Атеней» в 1797 г.
упрочило организационные основы иенской
школы и вместе с тем в еще
большей степени придало ее деятельности
характер резко оппозиционный по
отношению к современной
Иенский
романтизм складывался в
Но
в новом художественном видении
мира, которое утверждали иенские
романтики, возникали и свои неизбежные
потери по сравнению с классицизмом
и Просвещением. Они заключались
прежде всего в приверженности так
называемому
Эстетическая система венских романтиков, взятая в своем полном объеме, характеризуется прежде всего субъективным видением мира, стремлением уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Но если исследовать именно всю полноту содержания этой системы, принять во внимание все ее тенденции, то нельзя не заметить, что отмеченные только что ведущие моменты отнюдь не являются для нее исчерпывающими. Как показывает конкретный анализ эстетических позиций и братьев Шлегелей, и Ваккенродера, и Тика, и даже субъективнейшего из иенцев Новалиса, их теоретические искания содержат в себе определенные потенциальные перспективы к объективному отражению действительности. Не случайно именно иенские романтики первыми внесли весомый вклад в разработку теории романа и со своих субъективно-романтических позиций предугадали его бурный расцвет в литературе XIX.1
Но
и сам субъективный психологизм
иенских романтиков, их обращение
к раскрытию богатств внутреннего
мира человека в значительной степени
подготовили последующую
В каждой национальной литературе были свои предпосылки для возникновения и развития романтизма, но деятельность иенских романтиков во многом стоит у истоков развития европейского романтизма. Именно им принадлежит приоритет и наибольшая углубленность в разработке теории романтизма. Идеи иенской школы, в особенности благодаря деятельности А. Шлегеля, имели широкий резонанс за пределами Германии и оказали в ряде случаев огромное влияние на эстетику романтизма едва ли не во всех странах Европы и США; на деятельность иенцев откликнулась и эстетическая мысль России.
В философских исканиях иенцы обратились прежде всего к Канту, поскольку тот в своей этике подчеркнул первенствующее значение личности.
Как
известно, основное противоречие кантовской
философской концепции
По
сравнению с философской
Восприняв
общую модель фихтевского абсолютного
«Я» и его созидающей роли в
мироздании, иенские романтики внесли
в эту модель определенные коррективы,
стремясь снять противоречия фихтевского
субъективизма в отношении
С этой подменой сочеталось убеждение иенцев в первостепенной роли искусства в бытии человека, в мироздании в целом.
К
концу существования иенского содружества
у некоторых его членов наметился
определенный отход от субъективистской
концепции Фихте в сторону
идей объективного идеализма в духе
Шеллинга, который в начале своей
деятельности находился в тесных
личных и творческих контактах с
литераторами этой группы. Многие идеи
раннего Шеллинга формировались
в атмосфере активного
Вскоре
после смерти Новалиса в 1801 г. и в
результате некоторых других обстоятельств
иенская группа прекращает свое существование,
что не мешает бывшим ее членам сохранять
свою творческую активность. Однако все
наиболее значительное и конструктивное
было создано ими в период существования
иенской школы.
I.2. Фридрих Шлегель
Одним из наиболее талантливых теоретиков иенского романтизма был Фридрих Шлегель (1772- 1829), проделавший заметную эволюцию в своих эстетических и общественных позициях. Восприняв просветительскую идеологию и передовые идеи Французской революции (наиболее значительная работа этого плана - статья «Георг Форстер», 1797), он сосредоточивается на разработке романтической теории. После распада иенского кружка Шлегель проявляет интерес к мистике и религии. Он обращается в католичество, его общественно-политические взгляды становятся реакционными. В эту пору он создает ряд интересных работ.
Концепция новой романтической литературы разработана Ф. Шлегелем в «Фрагментах» (в 1797 г. в журнале «Ликей» и в 1798 г. в журнале «Атеней»).
Считая романтическую литературу новым этапом литературного процесса, Ф. Шлегель как одну из ее характерных черт отмечает то, что она находится в постоянном развитии, и поэтому он называет ее прогрессивной. Другой отличительной приметой новой литературы Шлегель считает ее универсальность, что, по его мнению, означает создание некоего синкретического жанра литературы, который должен был бы включать в себя не только все существовавшие до сей поры литературные жанры, но также философию и риторику. Этот принцип универсализма не был характерен для последующего развития немецкой литературы, если не считать прозу Гейне. Попытки же создания подобных универсальных произведений самими иенцами несли на себе печать эксперимента. Диапазон противоречий романтической эстетики Шлегеля весьма широк - не теряя интереса к гражданским идеям, к идеалам Французской революции, признавая за универсальной поэзией функцию общественную, он все же делает акцент на факторе субъективном, с субъективных позиций осмысляя принцип свободы в этой литературе; опираясь на философскую систему Фихте, Шлегель центральной фигурой всего сущего ставит личность художника («Какая же философия выпадает на долю поэта? Созидающая философия, исходящая из понятия свободы и веры в самое себя, показывающая, как человеческий дух диктует законы всему сущему и что мир является произведением его искусства»).