Немецкий романтизм и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:16, реферат

Описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей развития романтизма в Германии.

Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
изучить периодизацию немецкого романтизма
рассмотреть особенности немецкого романтизма как литературного направления
изучить творчество представителей немецкого романтизма

Объектом исследования является творчество немецких писателей – романтиков.

Предмет исследования – особенности немецкого романтизма как литературного направления.

Содержание

Введение................................................................................................................3

I. Ранний (Иенский) романтизм..........................................................................5

I.1. Характеристика периода...............................................................................5

I.2. Фридрих Шлегель..........................................................................................8

I.3. Новалис..........................................................................................................12

I.4. Людвиг Тик...................................................................................................15

II. Поздний немецкий романтизм......................................................................16

II.1. Характеристика периода.............................................................................16

II.2. Клеменс Бретано..........................................................................................17

II.3. Эстетика позднего романтизма....................................................................19

Заключение............................................................................................................21

Список использованной литературы...................................................................22

Работа состоит из  1 файл

литература реферат.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

       Влияние Брентано на последующее развитие романтической  лирики в Германии связано не только с его личной творческой деятельностью  как поэта, но и с собиранием немецких народных песен, которому вместе со своим  другом Арнимом он отдал много  сил. В сборник народных стихов, песен  и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806-1808) вошли материалы, относящиеся  к XVI-XVIII столетиям, включающие кроме  непосредственных источников и некоторые  авторские стихотворения ряда известных  немецких поэтов той поры, и целый  ряд оригинальных стихотворений  самого Брентано.

       Не  будучи плодом строго научной фольклористики, «Волшебный рог мальчика» достиг своей основной цели: он дал читателю широкое представление о высоких  эстетических достоинствах общественного  сознания немецкого народа. И сделано  это было в ту пору, когда вопрос о национальном единстве был для  Германии одним из самых актуальных общественно-политических вопросов.

       Однако  следы определенной предвзятости в  подборе песен «Волшебного рога»  вполне ощутимы. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального  протеста, лишь в очень немногих песнях можно обнаружить подобные интонации. Напротив, составители утверждают феодальную мораль и законность: всякого, кто отваживается на протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара. При знакомстве со сборником явно бросается в глаза обилие духовных песен. Песни солдатские, песни с военной тематикой соперничают по своему количеству с духовными песнями, что в какой-то мере отражало и характер исторического положения Германии тех периодов и вместе с тем ее современную военно-политическую ситуацию. Особенно это касается военных песен, в которых явственно звучат патриотические интонации («Песня битвы»). Однако в иных военных песнях идеализируется откровенный военный разбой («Старый ландскнехт»).

       В начале своей деятельности к гейдельбергским романтикам были близки братья Гримм - Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859), внесшие крупнейший вклад в развитие немецкой филологической науки и фольклористики. Плодом их фольклористских изысканий стал сборник «Детские и семейные сказки» в трех томах, издававшийся в 1822 г. 

       II.3. Эстетика позднего романтизма

       Эстетика позднего романтизма в некоторых своих моментах существенно отличалась от раннеромантической эстетики. Поздними романтиками не был воспринят раннеромантический субъективизм. Так как они в основном ориентировались на антинаполеоновское национально-освободительное движение, в их художественное творчество непосредственно проникала реальная общественно-историческая проблематика. Это был существенный качественный сдвиг в романтической эстетике, нашедший свое отражение в литературных произведениях поздних романтиков. Новеллам Клейста, Брентано, Арнима, Эйхендорфа была свойственна определенная реалистическая тенденция. Однако реакционное мировоззрение не позволило поздним романтикам постичь реальную действительность во всей глубине и сложности ее противоречий. Так, хотя Генриху фон Клейсту (1776—1811) удалось в некоторых своих драматургических произведениях отразить кризис человеческих отношений и моральных ценностей в условиях буржуазного общества,— в целом же в его драмах происходила абсолютизация и мистификация общественных противоречий, остававшихся для автора не до конца понятыми.

       Одной из главных проблем позднеромантической  эстетики продолжала оставаться проблема отношения искусства к действительности. Поздние романтики обосновывали удвоение мира — реальному миру, где царил трезвый расчет, противопоставлялся волшебный мир искусства. Прозаическая буржуазная действительность оказывала, с точки зрения поздних романтиков, лишь разрушающее воздействие на поэзию, что позволяло сформулировать тезис о враждебности капитализма  искусству. Обосновываемая поздними романтиками  концепция автономии искусства  разрывала связи между искусством и общественной жизнью, делала искусство  неспособным к обратному воздействию  на реальную действительность. В конечном итоге эта концепция открывала  возможность возникновению теории “искусство для искусства”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       С эпохой романтизма началось не только формирование нового мироощущения, но, соответственно, начался распад старых, отживших художественных форм, сформированных в предшествующие столетия. И если романтизму предшествовали стили в  искусстве, то романтизм не стиль, а утрата стиля. Выделяются следующие черты художественной ситуации, сложившейся в эпоху романтизма: утрата стиля, иррациональная основа художественного творчества, возрастающее в течение всего XIX века чувство покинутости, одиночества творческой души. С утратой стиля пришло бессилие разных искусств: вначале в архитектуре и прикладных искусствах, затем в музыке, живописи, поэзии и в искусстве слова и пр.

         Романтизм – это воля к искусству, как осознание необходимости искусства на фоне его утраты, поэтому романтизм — это болезнь. Но болели этой болезнью, великие люди, гении.

       В романтизме нашли свое воплощение новые  идеи не только относительно природы  искусства, особенностей художественного  творчества, соотношения философии  и искусства, познавательных возможностей последнего, но поставлена проблема формирования целостного мировоззрения, преодолевающего  разрыв между отдельными сферами  знаний, что получило дальнейшее развитие в последующей теоретической  мысли и художественной практике.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Берковский  Н.Я. Романтизм в Германии. С.-П., 2001

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966

3. Вейдле  В.В. Умирание искусства // Самосознание  европейской культуры XX века. М., Политиздат. 1991.

4. Габитова  Р.М.. Философия немецкого романтизма. М., 1978 г.  
5. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума / Пер. В. Неведомского. М., 1891

6. Каган  М.С. Философия культуры. СПб., 1996

7. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Высшая школа, 1991.

Информация о работе Немецкий романтизм и его особенности