Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:16, реферат
Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей развития романтизма в Германии.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
изучить периодизацию немецкого романтизма
рассмотреть особенности немецкого романтизма как литературного направления
изучить творчество представителей немецкого романтизма
Объектом исследования является творчество немецких писателей – романтиков.
Предмет исследования – особенности немецкого романтизма как литературного направления.
Введение................................................................................................................3
I. Ранний (Иенский) романтизм..........................................................................5
I.1. Характеристика периода...............................................................................5
I.2. Фридрих Шлегель..........................................................................................8
I.3. Новалис..........................................................................................................12
I.4. Людвиг Тик...................................................................................................15
II. Поздний немецкий романтизм......................................................................16
II.1. Характеристика периода.............................................................................16
II.2. Клеменс Бретано..........................................................................................17
II.3. Эстетика позднего романтизма....................................................................19
Заключение............................................................................................................21
Список использованной литературы...................................................................22
Ф.
Шлегелю принадлежит и
Для
Фихте, автора «Наукоучения», понятие
свободы, равнозначное тому этическому
идеалу, к которому, реализуя себя в
постоянном действии, стремится абсолютное
«Я», является основополагающим в его
системе. Как абсолютное «Я» Фихте
стремится к бесконечной
В то же время иронический акт, противоречивый в своей сущности, демонстрирует не только понимание художником неразрешимости противоречия, но и силу этого художника, заключающуюся в полном проявлении свободы его личности, поскольку само осознание неразрешимости противоречия дает ему возможность подняться «над всем обусловленным», т.е. объективным, реальным миром, включающим в себя и личность художника, и его творчество, и убожество захолустной филистерской Германии.
Сама
ирония трактуется Ф. Шлегелем как категория
преимущественно философско-
Яркий
и оригинальный теоретик, Ф. Шлегель
был мало одарен как художник. Из
немногих написанных им художественных
произведений заслуживает внимания
повесть «Люцинда» (1799). Она является
своего рода экспериментальным
Повесть Ф. Шлегеля явилась своего рода евангелием новой романтической этики. В «Люцинде» прозвучал бурный романтический протест против официальных, филистерских, общепринятых норм морали и брака. Свободные отношения Юлия и Люцинды, не освященные ни церковью, ни другими официальными установлениями, противопоставлялись автором безнравственности большинства законных брачных союзов.
В
той же мере, в какой этическая
концепция «Люцинды»
I.3. Новалис
Самым одаренным в иенском кружке художником, оригинальным и глубоким мыслителем был Новалис (наст, имя Фридрих фон Харденберг) (1772-1801), который явился наиболее характерным и ярким выразителем всей эстетико-философской и мировоззренческой системы иенских романтиков. Разочарование во Французской революции привело его к идеализации институтов отжившего феодального строя, с которыми он связывает свое представление о совершенном общественном устройстве. Эти идеи и развиваются в его публицистических работах - фрагментах «Вера и любовь» (1798) и статье «Христианство и Европа» (1799). В утверждении принципа субъективизма Новалис пошел дальше Шлегеля. Он мечтал о столь полной свободе и столь совершенной силе человеческого духа, когда весь внешний мир будет соответствовать воле человека. Сознательно заменяя фихтевское абсолютное (философское) «Я» на эмпирическое «Я» конкретного индивидуума, Новалис в духе фихтевского субъективизма развивает свою теорию «магического идеализма» как выражение веры в безграничные творческие потенции отдельной личности. При этом он выдвигает понятие «романтизация мира» - совмещение реального с идеальным, трансцендентальных категорий с понятиями жизненной практики, возвышение обыденного до трансцендентального.
Эстетика
Новалиса находится в полном соответствии
с его философскими позициями. Смысл
поэзии он видит в пророчестве, абсолютизирует
искусство, выводя его за рамки рационального,
за пределы детерминированности
реальной действительностью. Суть романтической
поэтики он усматривает в «искусстве
определенным образом достигать
привлекательности
Поэт является центральной фигурой такого мироздания, лишь ему доступны сокровенные тайны сущего. Поэт - избранная личность, наделенная даром провидения и подлинной всепроникающей мудрости. «Поэт понимает природу лучше, чем ученый. Только художник может постигнуть смысл жизни». Поэт и жрец совмещаются для Новалиса в одном лице. Все эти идеи содержатся в фрагментах Новалиса «Цветочная пыль».
Заметное
место в развитии немецкой лирики
Новалис занял как автор
Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата).
Историческим
прототипом для своего героя Новалис
избрал миннезингера начала ХШ в. Основные
идеи и весь замысел романа раскрываются
как развернутая эстетическая утопия,
смысл которой сконцентрирован
в аллегорической сказке главного героя
Клингсора. Свою эстетическую утопию Новалис
проецирует в феодальное прошлое
Германии. Но было бы совершенно неверно
полагать, что в романе он идеализирует
феодальное средневековье и призывает
к его реставрации. Германия начала
XIII столетия в романе имеет мало
общего с Германией того времени.
Новалис ставит своей задачей
в романе не столько показать в
идеализированном свете картину
феодальных отношений, сколько создать
романтическую атмосферу
Роман
Новалиса далек от сумбурно-фрагментарной
композиции «Люцинды» Ф. Шлегеля. Построение
его четко продумано и имеет
стройный логический характер. «Генрих
фон Офтердинген» является явной
и намеренной антитезой к роману
Гёте «Вильгельм Мейстер», Просветительскому
пониманию задач искусства
I.4. Людвиг Тик
В отличие от большинства
членов иенского содружества, Людвиг Тик
(1773-1853) был мало расположен к теоретическим
исканиям, но имел яркое творческое дарование,
наиболее полно проявившееся именно в
годы его «иенской» молодости. Лирика,
романы, драмы, новеллы - роды и жанры, разрабатываемые
молодым писателем. Как автор замечательных
романтических новелл, романа о художнике
«Странствования Франца Штернбальда»
(1798), Тик и поныне сохранил своего читателя.
Лучшим его драматургическим произведением,
вошедшим в золотой фонд немецкой национальной
драматургии, стала комедия «Кот в сапогах»
(1797), в которой автор оригинально и остроумно
иронизирует над пошлым рационализмом
мещанских театралов Берлина, воспитанных
на образцах эпигонско-просветительских
пьес. Комедия Тика стала классическим
примером воплощения теории романтической
иронии.
Те
существенные изменения, которые повлекла
за собой для Германии, как и
для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских
и антинаполеоновских войн, внесли
новые черты в характер немецкого
романтизма. Наряду с дальнейшим развитием
романтической традиции, заложенной
в деятельности иенских романтиков,
важнейшую роль здесь сыграла
антинаполеоновская освободительная
борьба 1806-1813 гг. Теоретические искания,
философско-эстетические проблемы, столь
насыщавшие поиски ранних романтиков,
отходят теперь на задний план. Поздний
романтизм вступает в этап более
конкретного художественного
Вместе с тем национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.
Поздние
романтики Клеменс Брентано и
Ахим фон Арним составили ядро
кружка, получившего название Гейдельбергских
романтиков. Близки к ним были братья Якоб
и Вильгельм Гримм и Й. Эйхендорф.
II.2. Клеменс Брентано
Яркую страницу в историю немецкого романтизма вписал своим творчеством Клеменс Брентано (1778-1842). Примечательно, что, будучи страстным приверженцем ранних романтиков и находясь с ними в тесных личных контактах, Брентано, как художник, вышел из лона иенского романтизма, заложив, однако, в дальнейшее развитие этого направления новые качества. Так, в его романе «Годви» (1801) явно ощутимо влияние романтиков иенской школы и вместе с тем здесь уже открывается начало новой модификации немецкого романтического романа, который у гейдельбергских романтиков заметно сближается с объективной действительностью.
Еще
более весомым был вклад
Во
многих чертах своей лирики Брентано
- типично романтический поэт. В
частности, он исключительно субъективен,
стихи его носят глубоко
По
мере того как в своем поэтическом
видении мира Брентано все больше
отходит от иенцев, он стремится
активнее насыщать свою лирику народными
мотивами, все шире использует приемы
национального немецкого