Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа
Целью работы является исследование и описание образов «чудаков» и «чудиков» в рассказах.
Данная цель решается посредством следующих задач:
1. Охарактеризовать образы героев- «чудиков» и «чудаков».
2. Произвести анализ рассказа «Чудик».
Введение
В современной
русской литературе рассказы
Шукшина остались неповторимым
художественным явлением - оригинальной
образностью и живой,
Мы смеемся,
читая многие рассказы Шукшина,
Шукшин почти
не дает портретов своих
Целью работы является исследование и описание образов «чудаков» и «чудиков» в рассказах. Данная цель решается посредством следующих задач:
Объектом исследования является образ героя - «чудика» и рассказы В. Шукшина.
Обзор творчества писателя, основные темы творчества
Литературный путь Василия Макаровича Шукшина, известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозревать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому синтезу.
Шукшин долгое время считал своим
основным призванием кино и работал
как режиссер и актер. Актер, снявшийся
в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер,
постановщик, сценарист, писатель. Фильмы
с его участием в качестве режиссера,
сценариста, актера - «Живет такой парень»,
«Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина
красная», «Они сражались за Родину»
- стали значительным событием советского
киноискусства последних
Тема деревенского
человека, вырванного из привычной
среды и не нашедшего новой
опоры в жизни, стала одной
из главных тем рассказов
Рассказы Шукшина,
относясь «к деревенской прозе»
Эта ситуация
и определила необычное
Появление героя
Шукшина в начале шестидесятых
годов было несколько
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, - простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
Со временем образ
героя усложняется, и
Шукшинские «чудики»
появляются тогда, когда
«чудика». Он счастлив, потому что живёт
на этой земле. Он любит весь мир, но
мир, этот большой мир, его не понимает.
Его рассказы
являли вереницу жизненных
Однако каждый персонаж в изображении
Шукшина имел свою «изюминку», противился
усреднению, являл особый образ существования
или оказывался одержимым той или иной
необычной идеей. Вот как напишет об этом
позднее критик Игорь Дедков: «Людское
многообразие, живое богатство бытия выражается
для В.Шукшина, прежде всего, в многообразии
способов жить, способов чувствовать, способов
отстаивать свое достоинство и свои права.
Уникальность ответа, уникальность реакции
человека на призыв и вызов обстоятельств
кажутся писателю первейшей ценностью
жизни, конечно, с той поправкой, что эта
уникальность не аморальна».
Шукшин создал целую галерею запоминающихся
персонажей, единых в том, что все они демонстрируют
разные грани русского национального
характера. Этот характер проявляется
у Шукшина чаще всего в ситуации драматического
конфликта с жизненными обстоятельствами.
Шукшинский герой, живущий в деревне и
занятый привычной, по-деревенски монотонной
работой, не может и не хочет раствориться
в сельском быту «без остатка». Ему страстно
хочется хоть ненадолго уйти от обыденности,
душа его жаждет праздника, а неспокойный
разум взыскует «высшей» правды. Легко
заметить, что при внешней непохожести
шукшинских «чудиков» на «высоких» героев-интеллектуалов
русской классики они, шукшинские «сельские
жители», так же не хотят ограничить жизнь
«домашним кругом», их так же томит мечта
о жизни яркой, исполненной смысла. А поэтому
их тянет за пределы родной околицы, их
воображение занято проблемами отнюдь
не районного масштаба (герой рассказа
«Микроскоп» приобретает дорогостоящий
предмет в надежде найти способ борьбы
с микробами). Характерная для рассказов
Шукшина коллизия — столкновение «городского»
и «деревенского» — не столько выявляет
социальные противоречия, сколько обнаруживает
конфликтные отношения мечты и реальности
в жизни «маленького человека». Исследование
этих отношений и составляет содержание
многих произведений писателя.
Художественное своеобразие рассказов Шукшина
Русский человек в изображении
Шукшина — человек ищущий, задающий
жизни неожиданные, странные
Шукшинский герой
хотел бы придать своему быту праздничную
украшенность, расцветить жизнь воображением;
в нем — избыток чувств и стремлений, он
любит зрелищные, театральные формы поведения.
«Васятка» Князев, всем на диво разрисовавший
у себя дома печь, и в гостях стремится
сделать приятное снохе и раскрашивает
детскую коляску, хотя, как выяснится,
сноха не оценит его художественного таланта.
Бронислав Пупков настолько входит в роль
спецагента, стрелявшего в Гитлера, что
искренне плачет, рассказав о роковом
промахе.
Ни анекдотические случаи, ни эксцентричное
поведение персонажей не мешают писателю
разглядеть в них главное —
народную жажду справедливости, заботу
о человеческом достоинстве, тягу к
наполненной смыслом жизни. Шукшинский
герой часто не знает, куда себя деть,
как и на что использовать собственную
душевную «широту», он мается от собственной
бесполезности и бестолковости,
он совестится, когда причиняет неудобство
близким. Но именно это делает характеры
героев живыми и устраняет дистанцию
между читателем и персонажем:
шукшинский герой безошибочно угадывается
как человек «свой», «нашенский».
В произведениях Шукшина
важна фигура рассказчика. Он сам и те,
о ком он рассказывает, — люди общего опыта,
общей биографии и общего языка. А потому
авторский пафос, тональность его отношения
к изображаемому далеки как от сентиментального
сочувствия, так и от откровенного любования.
Автор не идеализирует своих героев только
потому, что они — «свои», деревенские.
Отношение к изображаемому в рассказах
Шукшина проявляется по-чеховски сдержанно.
Ни у одного из персонажей нет полноты
обладания правдой, и автор не стремится
к нравственному суду над ними. Ему важнее
другое — выявить причины неузнавания
одним человеком другого, причины взаимного
непонимания между людьми.
«Простой» человек в изображении Шукшина
оказывается совсем «непростым», а деревенская
жизнь — внутренне конфликтной, таящей
за повседневной маетой нешуточные страсти.
По форме рассказы
Шукшина отличаются
Шукшин редко дает
сколько-нибудь развернутые пейзажные
описания и портретные характеристики
героев. Так, например, описание внешности
Глеба ограничивается двумя штрихами:
«толстогубый, белобрысый мужик лет сорока».
О внешности его будущего противника Константина
Ивановича вообще ничего не сообщается.
Характеры в шукшинской прозе раскрываются
прежде всего в диалогах. Авторский текст
часто сведен к минимальным вкраплениям
и напоминает театральные ремарки (« Мужики
засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно
уставились на Глеба»).
Граница между «авторским
словом» и «словом героя» в большинстве
случаев размыта или полностью отсутствует.
Яркая сторона индивидуального стиля
Шукшина — богатство живой разговорной
речи с ее разнообразными индивидуальными
и социальными оттенками.
Язык В. М. Шукшина сыграл важную роль в развитии языка русской прозы второй половины XX века. В нём отразились языковые процессы, характерные для художественной литературы шестидесятых-семидесятых годов, вообще и для деревенской прозы в частности. Это, с одной стороны, опора на живую речь, с другой, полемика с разнообразными штампами – канцелярскими, газетными, беллетристическими. Оба эти процесса определили характер языка прозы В.М. Шукшина.
Для произведений
Шукшина характерны
В рассказах Шукшина отражается социальная дифференциация языка. Утверждая в правах народное слово и образы, характерные для народной речи, Шукшин иронизирует над канцелярской фразеологией, газетными штампами, над псевдонаучной речью, над иноязычными словами.
Стилистически
окрашенная лексика