Образы "чудаков" в рассказах Шукшина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование и описание образов «чудаков» и «чудиков» в рассказах.
Данная цель решается посредством следующих задач:
1. Охарактеризовать образы героев- «чудиков» и «чудаков».
2. Произвести анализ рассказа «Чудик».

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!! шукшин.docx

— 47.05 Кб (Скачать документ)

Введение

       В современной  русской литературе рассказы  Шукшина остались неповторимым  художественным явлением - оригинальной  образностью и живой, естественной  в своей простоте стилистикой.  Едва ли не в каждом своем  произведении Шукшин многогранен  и отнюдь не так «прост»,  как может показаться читателю, следящему лишь за развитием  сюжета. Читая его рассказы, нужно  вдумываться в их суть, вникать  в каждое слово, чувствовать  и слышать то, что чувствуют  его герои. Главные герои большинства  его рассказов - деревенские и  городские простые люди. Писателя  в них восхищает их непохожесть,  нестандартность, ершистость, чувство  собственного достоинства. Именно  эти качества делают его героев  близкими, родными нам.

       Мы смеемся,  читая многие рассказы Шукшина,  а заканчивая чтение, задумываясь  над прочитанным, уже не знаем:  веселиться нам или горевать, оставаться спокойным или негодовать?

       Шукшин почти  не дает портретов своих героев, не рассказывает подробно об  их прошлом, с ними чаще всего  ничего особенного не происходит. Но писатель стремится заставить  нас полюбить их, очаровать их  простотой, но в то же время  он хорошо знает, что в жизни  не одни лишь «светлые души»,  понимая, что борьба добра со  злом остается напряженной. Именно  в этой борьбе и участвуют  его «чудики».

       Целью работы является исследование и описание образов «чудаков» и «чудиков» в рассказах. Данная цель решается посредством следующих задач:

  1. Охарактеризовать образы героев- «чудиков» и «чудаков».
  2. Произвести анализ рассказа «Чудик».

 

     Объектом  исследования является образ героя - «чудика» и рассказы В. Шукшина.

 

Обзор творчества писателя, основные темы творчества

 

Литературный путь Василия Макаровича Шукшина, известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался  около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему  в каждом явлении прозревать его  глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все  более настойчивое тяготение  к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому синтезу.

Шукшин долгое время считал своим  основным призванием кино и работал  как режиссер и актер. Актер, снявшийся  в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина  красная», «Они сражались за Родину» - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые  редко раньше попадали в сферу  искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой  талант, чтобы с любовью и уважением  рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала  фактом искусства, вызвала любовь и  уважение к самому автору.

       Тема деревенского  человека, вырванного из привычной  среды и не нашедшего новой  опоры в жизни, стала одной  из главных тем рассказов Шукшина.

       Рассказы Шукшина,  относясь «к деревенской прозе», отличались от ее основного  потока тем, что внимание автора  было сосредоточенно не столько  на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических  ситуациях, в которых оказывались  герои. Город и притягивал шукшинского  героя, как центр культурной  жизни, и отталкивал своим равнодушием  к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию  как личную драму. «Так у  меня вышло к сорока годам.  Не городской до конца, и  не деревенский уже. Ужасно  не удобное положение. Это даже  не между двух стульев, а  скорее так - одна нога к  берегу, другая - в лодке. И не  плыть нельзя, и не плыть вроде  как страшновато…»

       Эта ситуация  и определила необычное поведение  героев Шукшина, которых он  называл «странными, непутевыми  людьми». В сознании читателей  и критиков прижилось название  «чудик». Именно «чудики» являются  главными героями рассказов, объединенных  Шукшиным в один из лучших  сборников «Характеры». Каждый  из героев назван по имени  и фамилии - автор словно подчеркивает  их абсолютную жизненную достоверность.  «Чудики» - Коля Скалкин, выплеснувший  чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой  жены («Сураз») и др. - не вызывают  авторского осуждения. Они наоборот  умиляют их, делают ближе к  простому человеку.

       Появление героя  Шукшина в начале шестидесятых  годов было несколько неожиданным.  Автор сам понимал, что герой  его выглядит не по принятой  форме, но он с горячностью  доказывал, что ничего странного  в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему». Это точка зрения автора на своего героя. Жаль, но с ней согласны не все персонажи, которые знают «чудика», находятся рядом с ним. 

   Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, - простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать. 

   Критик А.Макаров писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».  

 Со временем образ  героя усложняется, и отношение  автора к героям несколько  меняется – от любования до  сопереживания, сомнения, философского  размышления.

       Шукшинские «чудики»  появляются тогда, когда вопрос  ставится о смысле жизни. Главное  для героя Шукшина, рядового  человека, - поиск смысла жизни.  Но надо уточнить, что герой-«чудик»  эволюционирует. То есть сначала  он наивен, это светлая душа, которая  пытается отыскать идеальное  начало русского характера. А  оно, это идеальное начало, заключается  в гармонии. А гармония составляет  внутренний мир наивного 
«чудика». Он счастлив, потому что живёт на этой земле.  Он любит весь мир, но мир, этот большой мир, его не понимает.

       Его рассказы  являли вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне  напоминавших ранние чеховские  рассказы с их ненатужностью,  краткостью («короче воробьиного  носа»), стихией беззлобного смеха.  Персонажами Шукшина стали обитатели  сельской периферии, незнатные,  не выбившиеся «в люди», —  одним словом, те, кто внешне, по  своему положению вполне соответствовали  знакомому по литературе XIX века  типу «маленького человека». 
Однако каждый персонаж в изображении Шукшина имел свою «изюминку», противился усреднению, являл особый образ существования или оказывался одержимым той или иной необычной идеей. Вот как напишет об этом позднее критик Игорь Дедков: «Людское многообразие, живое богатство бытия выражается для В.Шукшина, прежде всего, в многообразии способов жить, способов чувствовать, способов отстаивать свое достоинство и свои права. Уникальность ответа, уникальность реакции человека на призыв и вызов обстоятельств кажутся писателю первейшей ценностью жизни, конечно, с той поправкой, что эта уникальность не аморальна». 
Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей, единых в том, что все они демонстрируют разные грани русского национального характера. Этот характер проявляется у Шукшина чаще всего в ситуации драматического конфликта с жизненными обстоятельствами. Шукшинский герой, живущий в деревне и занятый привычной, по-деревенски монотонной работой, не может и не хочет раствориться в сельском быту «без остатка». Ему страстно хочется хоть ненадолго уйти от обыденности, душа его жаждет праздника, а неспокойный разум взыскует «высшей» правды. Легко заметить, что при внешней непохожести шукшинских «чудиков» на «высоких» героев-интеллектуалов русской классики они, шукшинские «сельские жители», так же не хотят ограничить жизнь «домашним кругом», их так же томит мечта о жизни яркой, исполненной смысла. А поэтому их тянет за пределы родной околицы, их воображение занято проблемами отнюдь не районного масштаба (герой рассказа «Микроскоп» приобретает дорогостоящий предмет в надежде найти способ борьбы с микробами). Характерная для рассказов Шукшина коллизия — столкновение «городского» и «деревенского» — не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.    

 

 

 

 

Художественное своеобразие  рассказов Шукшина

 

  Русский человек в изображении  Шукшина — человек ищущий, задающий  жизни неожиданные, странные вопросы,  любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию — ту  условную житейскую «табель о  рангах», согласно которой есть  «знаменитые» герои и есть  «скромные» труженики. Противясь  этой иерархии, шукшинский герой  может быть трогательно-наивным,  как в рассказе «Чудик», невероятным  выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком,  как в рассказе «Срезал». Такие  качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей  Шукшина. Скорее наоборот: им свойственны  упрямство, своеволие, нелюбовь  к пресному существованию, противление  дистиллированному здравомыслию. Они  не могут жить, не «высовываясь».  Замечательна финальная авторская  характеристика героя «Чудика»: «Обожал сыщиков и собак. В  детстве мечтал быть шпионом». 
       Шукшинский герой хотел бы придать своему быту праздничную украшенность, расцветить жизнь воображением; в нем — избыток чувств и стремлений, он любит зрелищные, театральные формы поведения. «Васятка» Князев, всем на диво разрисовавший у себя дома печь, и в гостях стремится сделать приятное снохе и раскрашивает детскую коляску, хотя, как выяснится, сноха не оценит его художественного таланта. Бронислав Пупков настолько входит в роль спецагента, стрелявшего в Гитлера, что искренне плачет, рассказав о роковом промахе.

Ни анекдотические случаи, ни эксцентричное  поведение персонажей не мешают писателю разглядеть в них главное —  народную жажду справедливости, заботу о человеческом достоинстве, тягу к  наполненной смыслом жизни. Шукшинский герой часто не знает, куда себя деть, как и на что использовать собственную  душевную «широту», он мается от собственной  бесполезности и бестолковости, он совестится, когда причиняет неудобство близким. Но именно это делает характеры  героев живыми и устраняет дистанцию  между читателем и персонажем: шукшинский герой безошибочно угадывается  как человек «свой», «нашенский». 
       В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком он рассказывает, — люди общего опыта, общей биографии и общего языка. А потому авторский пафос, тональность его отношения к изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от откровенного любования. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они — «свои», деревенские. Отношение к изображаемому в рассказах Шукшина проявляется по-чеховски сдержанно. Ни у одного из персонажей нет полноты обладания правдой, и автор не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое — выявить причины неузнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания между людьми. 
«Простой» человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь — внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти.

       По форме рассказы  Шукшина отличаются сценографичностью:  как правило, это небольшая  сценка, эпизод из жизни, —  но такой, в котором обыденное  сочетается с эксцентрическим  и в котором открывается судьба  человека. Постоянной сюжетной ситуацией  оказывается ситуация встречи  (реальной или несостоявшейся). В  развертываемом сюжете нет внешнего  плана: рассказы часто тяготеют  к форме фрагмента — без  начала, без конца, с незавершенными  конструкциями. Писатель неоднократно  говорил о своей нелюбви к  замкнутому сюжету. Композиция сюжета  подчиняется логике беседы или  устного рассказывания, а потому  допускает неожиданные отклонения  и «лишние» уточнения и подробности. 
       Шукшин редко дает сколько-нибудь развернутые пейзажные описания и портретные характеристики героев. Так, например, описание внешности Глеба ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока». О внешности его будущего противника Константина Ивановича вообще ничего не сообщается. Характеры в шукшинской прозе раскрываются прежде всего в диалогах. Авторский текст часто сведен к минимальным вкраплениям и напоминает театральные ремарки (« Мужики засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно уставились на Глеба»). 
      Граница между «авторским словом» и «словом героя» в большинстве случаев размыта или полностью отсутствует. Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина — богатство живой разговорной речи с ее разнообразными индивидуальными и социальными оттенками.

Язык В. М. Шукшина сыграл важную роль в развитии языка русской  прозы второй половины XX века. В нём  отразились языковые процессы, характерные  для художественной литературы шестидесятых-семидесятых  годов, вообще и для деревенской  прозы в частности. Это, с одной  стороны, опора на живую речь, с  другой, полемика с разнообразными штампами – канцелярскими, газетными, беллетристическими. Оба эти процесса определили характер языка прозы  В.М. Шукшина.

       Для произведений  Шукшина характерны метаязыковые  комментарии. Слово – объект  рефлексии и оценки не только  в речи повествователя, но и  в речи персонажа. Писатель  последовательно отмечает, как воспринимает  персонаж чужой речевой обиход.

       В рассказах  Шукшина отражается социальная  дифференциация языка. Утверждая в правах народное слово и образы, характерные для народной речи, Шукшин иронизирует над канцелярской фразеологией, газетными штампами, над псевдонаучной речью, над иноязычными словами.

       Стилистически  окрашенная лексика концентрируется  в прямой речи персонажей, в  частности, в обращениях их  к другим персонажам (пьяная харя, харя неумытая, чёрт, идиот, халява, идол окаянный, идол лупоглазый, дьяволина).

Информация о работе Образы "чудаков" в рассказах Шукшина