Чудику непонятна та реакция,
которую он вызывает у людей.
В конце рассказа Шукшин устами
своих героев вопрошает: « -
Не понимаю, почему люди стали
злые?», откуда в них озлобление
против всех и вся, а главное,
против своих близких, зачем
все свои невзгоды и огорчения,
неудачи по службе и разочарования
несут они домой и вымещают
на родных, с которыми делят
кров и хлеб?»
Чудик - это прозвище героя,
«жена называла его - Чудик.
Иногда ласково». Уже в этом
названии есть что-то маленькое
и неловкое. У него было круглое
лицо и круглые иссиня-белые
глаза. Читателю после такого
описания, главный герой представляется
добрым и мягким. Больше в рассказе
ничего не говорится о том,
каким был этот персонаж. Только
в последних строках мы прочитаем:
«Звали его - Василий Егорыч
Князев. Было ему тридцать лет
от роду. Он работал киномехаником
в селе. Обожал сыщиков и собак.
В детстве мечтал быть шпионом».
Автор не уделяет особого внимания
скучному, полному описанию своего
героя, он лишь показывает единственный
эпизод из жизни «чудика», и
уже сам читатель представляет
себе конкретный образ шукшинского
героя, основываясь на том,
что нам поведал автор.
Главный герой - это действительно
человечек со своими чудачествами.
«Чудинка» его в том, что
он особенно мыслит, поэтому шукшинский
персонаж совершает необычные
и неожиданные поступки в привычных
ситуациях. Но ими он вызывает
у читателя не строгое, категоричное,
суровое, а наоборот, трепетное,
доброе и теплое отношение
к себе. Чудик воспринимается
как простой человек, понятный
и близкий многим из нас.
А то, что сообщает нам сам
Василий Макарович о своем
герое: «Обожал сыщиков и собак.
В детстве мечтал быть шпионом»,
характеризует чудика как человека
мечтательного, добросердечного,
наивного, в хорошем смысле этого
слова, верующего во что-то
удивительное и высокое, и не
предающего своих надежд.
Оценку внешности
«чудика» изначально даёт сам
автор, поэтому персонажи, изображённые
автором очень красивы внешне.
«Чувства являются
одной из форм отражения и
познания человеком окружающей
его действительности». Поэтому
они делятся на позитивные
и негативные.
Позитивные чувства
(«+») – это радость, сочувствие,
уважение, способность любить. Рассмотрим
примеры, где субъектом оценки
этих чувств является автор:
«Чудик даже задрожал от радости,
глаза загорелись».
Радость сопутствует «чудику» на протяжении
всей жизни, потому что она тесно
связана с душой героя, а мы
выяснили, что у каждого героя-«чудика»
есть душа. Он рад, что живёт на этой
земле.
Основные черты
характера «чудика» – смелость
и совестливость. Сначала речь
пойдёт о смелости.
«Чудик» уважал
городских людей. Не всех, правда:
хулиганов и продавцов не уважал.
Побаивался».
Чудик - очень совестливый
человек с мягким, добрым, застенчивым
характером. Он переживает оттого,
что его невзлюбила сноха, его
душа жаждет мирного существования
с окружающим миром. Чудика
очень мучает совесть, у него
сильно болит сердце оттого, что
он честно и искренне пытается
угодить своей снохе, но ничего
не получается. Он чувствует себя
- обузой для семьи брата, ему
ужасно неловко и горько, потому
что из-за него в ней случаются
ссоры. Он часто задает себе
вопрос: «Да почему же я такой
есть-то?», прячется от людей,
переживает и из-за того, что
люди воспринимают его несерьезно,
что они не могут поговорить
с ним о волнующих его вопросах,
что, когда он помогает им, они
возмущаются и злятся. Вот Чудик
уже в самолете. Он немного побаивается,
так как не совсем доверяет этому чуду
техники. Пытается заговорить с новым
соседом, да тому более интересна газета.
Скоро приземление, стюардесса просит
пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся
к Чудику с недоброжелательностью, тот
все же, осторожно тронув его, говорит,
что стоило бы пристегнуться. Не послушался
самоуверенный «читатель с газетой», упал...
И поблагодарить бы он должен заботливого
Чудика за заботу о незнакомом человеке,
но вместо этого накричал на него за то,
что тот, помогая искать его вставную челюсть,
потрогал ее руками (чем же еще?). Другой
бы на месте героя обиделся – такая благодарность
за заботу. А Чудик приглашает соседа к
брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать
челюсть: «Читатель удивленно посмотрел
на Чудика и перестал кричать».
В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене:
«Приземлились. Ветка сирени упала на
грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка».
Телеграфистка переправляет текст на
короткий «Долетели. Василий». И вновь
Чудик не понимает, почему он не должен
писать любимой жене подобного в телеграммах. Остальные
герои рассказа, действительно, относятся
к чудику негативно, он раздражает их своей
наивностью, открытостью, добротой простотой,
а чудик мечтает о том, что бы в их жизни
все было замечательно, совершает хорошие
поступки не ради благодарности, а только
потому, что он желает всем людям добра,
и очень огорчается, когда все его добрые
дела приходятся им не по нраву. Поэтому
Чудику часто становится больно, горько,
страшно, его «точно жаром обдает», и кажется:
зачем теперь жить, хочется уйти от людей,
которые его ненавидят или смеются над
ним. Но он не обижается, ничего не вымещает
на них, потому что шукшинский герой добрый,
бескорыстный, простой, незлопамятный,
честный и совестливый человек, живущий
в ладу с собой и окружающей природой.
Несмотря на свою "простоту",
Чудик размышляет над проблемами,
волнующими человечество во все времена:
в чем смысл жизни? что есть
добро и зло? кто в этой жизни
"прав, кто умнее? " И всеми
поступками доказывает, что прав он,
а не те, кто считает его чудаком,
"чудиком".
Заключение
Василий Шукшин прожил
всего 45 лет. Но и этого хватило для того
чтобы остаться на веки в сердцах людей,
чтобы не уйти бесследно из жизни.
Произведения
Василия Шукшина и их герои
правдивы как в социально-бытовом
плане, так и в художественном.
«Нравственность – есть правда»,
- так определил свою главную
заповедь сам Василий Шукшин.
Заповедь эта ни разу не
была нарушена в его творчестве,
он не шел ни на какие
компромиссы с собственной совестью
и говорил людям правду, какой
бы горькой и трудной она
не была. Писатель подводит нас к мысли,
что не вина этих героев, что они становятся
изгоями в современном обществе. Это наша
беда, что мы отвергаем лучшее, что есть
вокруг.
«Чудики» Шукшина
- яркие образы современной жизни.
Кажется, что рассказы, написанные
около 40 лет назад, никак не
могут войти в нашу жизнь,
найти в ней отголоски героев.
Но Шукшин был очень умен. Рассказы
его уместны до сих пор. До
сих пор живут на нашей земле
«чудики» - люди, которые умиляют
своей глупостью и учат нас
трудностям жизни, дают пример
жизненной силы. Герои шукшинских
рассказов так близки нам. Они
есть всегда и везде - будь
то город или деревня. Хочется
верить что на примере «чудиков»
люди нашей грубой и жестокой
жизни станут мягче и добрее,
откроют для себя новый мир
- мир добра и красоты.
«Чудик», как
главный любимый персонаж Шукшина,
анализируется автором в разных
аспектах, а следовательно, является
объектом в том числе аксиологического
описания; оценочному анализу
подвергаются как внешние портретные
характеристики персонажа, так
и его внутренний мир. При
этом отсутствует полная картина
образа персонажа, в рассказах
представлены лишь актуально
значимые фрагменты:
1) имя как отражение социальной
характеристики персонажа;
2) душа как неотъемлемая часть
неудовлетворённого жизнью человека;
3) глаза как отражение мыслей,
состояния, переживания;
Каждого из
чудиков Шукшин делает по-своему
значительным, ибо они гуманны,
человеколюбивы. И хотя автор
посмеивается над ними, он относится
к ним с уважением.
Рассказы Шукшина
- это целая энциклопедия типов
и проблем времени.
Литература
- Апухтина В. А. Проза В. Шукшина. – М., 1981.
- Бахтина Н. М. «Светлые души» чудиков // Уроки литературы. - 2009. - № 6. с. 7-8.
- Гивенс Дж. // Творчество Шукшина: поэтика, стиль, язык. – Барнаул, 1994.
- Десятов В. // Творчество Шукшина: поэтика, стиль, язык. – Барнаул, 1994.
- Козлова С. М. Поэтика рассказов В. Шукшина. – Барнаул, 1992.
- Коробов В. И. В. Шукшин. Творчество. Личность. – М., 1977.
- Новиков Л. М. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
- Панкин В. В. Шукшин и его «чудики». – В кн. Панкин Б. Строгая литература: Лит.-критические статьи и очерки. – М., 1980.
- Потебня А. А. Теоретическая поэтика. – М., 1990.
- Шукшин В. М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990. - 254 с.