Образные средства рассказов
Шукшина также связаны с ориентацией
на мировосприятие и речь персонажей.
Источник тропов в речи повествователя
– изображаемый быт. Устойчивые
тропы переосмысливаются и приобретают
мотивировку в реалиях изображаемого
мира. Связь тропов с изображаемой
средой проявляется в характере
овеществления абстрактных понятий
– овеществляются эмоции, мысли,
слова, жизнь. Этому способствуют
сравнения с бытовыми реалиями.
Таким образом,
расширение словаря, последовательная
передача точки зрения персонажа,
опора на словоупотребление изображаемой
среды, особый характер связи
тропа с реалиями, полемика с
разного рода штампами и клише
определили своеобразие стиля
В. М. Шукшина и его место
в русской прозе шестидесятых-семидесятых
годов.
Многие исследователи
указывают, что отличительной
константной чертой художественного
текста является его эмоциональность.
В центре художественного
видения Шукшина – не проблема
как таковая, пусть даже и
опосредованная через судьбы
и характеры героев, а собственно
человек, его жизнь. Но человек
этот каждый раз столь конкретен,
возникает так зримо, что нам
никогда не нужно заглядывать
на последнюю страницу рассказа,
чтобы узнать, когда он написан,
к какому времени относится.
В. М. Шукшина
интересует личность в моменты
наивысшего напряжения чувств, поэтому
эмоционально-оценочная лексика
в его рассказах выполняет
важные стилистические задания,
направленные на формирование
идиостиля.
Писатель никогда не остаётся безучастным
к своему страдающему, ищущему герою,
поэтому эмоционально-оценочная
лексика характеризует и авторскую
речь, и речь персонажей, хотя соотношение
их может быть далеко не одинаковым
вследствие разных идейно-художественных
задач.
Отличительной чертой многих рассказов
В. М. Шукшина является использование
эмоционально-оценочной лексики
для характеристики своих героев.
Итак, какова же
система ценностей человека, представленная
средствами оценочной лексики
в рассказах Шукшина?
1. Умный и образованный человек
входит в систему норм социальной
жизни, недостаток ума и образования
получают, естественно, отрицательную
оценку, сопровождающуюся спектром
отрицательных эмоциональных реакций
на разную степень «недостаточности»
интеллектуальных способностей
и образования.
2. Активно оценивается речь человека,
так как через неё выявляются
многие сущностные черты. В
формальном аспекте важны те
свойства речи, которые способствуют
адекватному, точному восприятию
содержания, норма в этом аспекте
– внятная речь в умеренном
темпе. Оценочные имена с отрицательной
эмоциональной окраской получают
лица, говорящие невнятно, слишком
быстро. В последнем аспекте наиболее
существенными параметрами, выявляемыми
в системе оценочных имён, представляются
содержательность речи, то есть
её информационная насыщенность;
правдивость речи; скромность говорящего;
уважение к собеседнику.
3. Поведение человека также находится
в сфере активной оценочной
деятельности человека. Оценивается
прежде всего три аспекта: отношение
к труду, собственности, окружающим
людям. Труд – основа социальной
жизни. Норма в отношении к
собственности – бережное, расчётливое
отношение, отрицательно оценивается
как скупость, так и мотовство.
Особенно важна для человека
сфера межличностных отношений,
в оценочных номинациях отмечаются
такие черты характера, свойства
человека: злость, грубость, нахальство,
угрюмый нрав. Широкий спектр
отрицательных оценочных имён
получают «аномальные» в системе
нравственных норм пристрастия
человека, такими аномалиями являются,
как следует из анализа системы
оценочных наименований лица, склонность
к пьянству, внебрачным связям, недомовитость.
4. Внешность человека оценивается
как со стороны врождённых, так
и социальных, поведенческих. Эстетические
стандарты, нормы в данном случае
связаны с социальными характеристиками
и прагматическими устремлениями.
Отрицательно оценивается отклонение
от средних пропорций роста
и комплекции, при этом первый
аспект связан прежде всего
с эстетическим стандартом, излишняя
худоба и полнота свидетельствует
о плохом здоровье и слабой
социальной активности. Аккуратность
– аспект и социальной, и эстетической
оценки, человек обращает внимание
на опрятность, чистоту, аккуратность
причёски, одежды, дома.
Но Шукшина не интересует образ
«идеального человека», потому
что он сосредоточил своё внимание
на обычных людях, живущих так
называемой нормальной жизнью, рядом
с нами. Они не соответствуют
идеалу. Не находит себе удовлетворения
лишь частица их души, натуры,
личности. Частица. Но она и
есть главное.
Анализ рассказа «Чудик»
Читая рассказы
Шукшина, удивляешься порой на
чудачества героев писателя, однако
веришь «правде человеческих
характеров, испытываешь радость
общения с живым человеком».
Шукшин не идеализирует
деревенских жителей, но ищет
в характерах людей из деревни
светлые, здоровые стороны. Нравственные
идеалы добра и справедливости
характеризуют творчество писателя.
«Чудики» Шукшина
не знают за что борются,
не понимают своей чудности, но
продолжают вести свою борьбу.
Борьба эта порой смешна, но
каждый раз приводит читателя
к великим выводам. В неумении
выразить себя, во внешне смешном
бунте простого человека Шукшин
видел духовное содержание, искаженное
бессмысленной действительностью
и отсутствием культуры, отчаяние
людей не умеющих противостоять
житейской злобе, агрессивности.
При этом Шукшин не идеализировал
своих персонажей. Но не смотря
на это каждый его «чудик»
был для него родным, да и
для читателей тоже. Герои Шукшина
из той «шукшинской жизни», которую
прожил сам писатель.
Панкин писал:
«Один из рассказов Василия
Шукшина так и называется –
«Чудик». Не самый заметный, пожалуй.
Но, перебирая, словно бусинки
чёток, их названия, на этом
останавливаешься невольно».
В словаре Ожегова
даётся такая трактовка слова:
«чудик – странный, со странностями,
чудной человек».
В. М. Шукшин
не зря называл своих героев
не «чудаками», а именно «чудиками»,
ласково. В самом названии есть что-то
маленькое, детское, незащищённое. Тем
более, на это указывает суффикс модификационной
семантики – ик.
Панкин В. отметил:
«Чудик» – это метка, которой
люди весьма легко и беззаботно
наделяют друг друга в повседневной
жизни… Тут слышится и насмешка,
и снисходительное любование,
и пренебрежение, и восхищение…
Словом, совсем так, как в рассказах
Шукшина, где чудиком слывёт
не один только герой одноимённого
рассказа, написанного ещё в 1967
году, неловкий, доброжелательный до
неправдоподобия, при этом –
застенчивый и гордый, несчастный
и неунывающий…»
Назвав так
своего героя, В. М. Шукшин
этим подчеркнул, что «чудик»
– его любимый персонаж.
В рассказе «Чудик» проступает
фигура простого человека , понятного
в своих поступках, делах. Герой произведения
– обыкновенный человек, живущий простыми
заботами о хлебе насущном. Но есть в них
какая-то прекрасная, неутомимая сила
жизни, жажда бытия.
Таковым является герой одного из известных
рассказов Шукшина Василий Егорыч Князев.
Правда, его настоящее имя читатель узнает
в самом конце рассказа. Неслучайность
такого авторского приема очевидна, Шукшину
важно показать и определить характер
героя с самого начала, а потому «имя»
его, Чудик, дает простор для читательской
фантазии.
По сути, рассказ - это описание путешествия
героя, которое он предпринимает, желая
навестить брата. Цепь событий - это как
бы доказательство «чудачеств», но читатель,
внимательно следя за происходящим с героем,
не находит его поступки странными, наоборот,
«простая жизнь» героя кажется правильной,
истинной, настоящей.
Для Чудика весь мир делится на своих и
чужих, понимающих и отвергающих его отношение
к жизни. Непонятными и непонимающими
его ему кажутся люди, которые злятся,
жадничают, а потому никак не может понять
герой, почему нельзя написать в телеграмме:
«Приземлились. Все в порядке. Васятка.».
Он как будто говорит с телеграфисткой
на разных языках («... Я всегда так пишу
в письмах. Это же моя жена !...В письмах
вы можете писать все, что угодно, а телеграмма
- это вид связи»).
Не понимает добрых побуждений Чудика
и жена его брата, к которому он приезжает
в гости. Его поступок ( разрисовал детскую
коляску красками ) Софье Ивановне не нравится,
более того она грозится выгнать гостя,
а присутствие Чудика тягостно для нее.
Брат все объясняет: «Ведь невзлюбила
она тебя ...А за што ?...А вот за то, што ты
- никакой не ответственный, не руководитель».
И правда, Чудик не руководитель, но философ
и лирик («Утром окно откроешь - как, скажи,
обмоет тебя всего....один воздух чего стоит...
Хоть пей его - до того свежий и запашистый,
травами пахнет, цветами разными»), добрый
человек, открытая душа ( «А ты говоришь
- деревня. Чудачка. - Он хотел мира со снохой.
- Ребенок- то как цветок в корзиночке будет»).
Для Чудика боль осязаема, существенна
тогда, когда он чувствует непонимание,
ненависть людей, его жизненная философия
основана на человеколюбии: «Опять ему
стало больно. Когда его ненавидели, ему
было очень больно. И страшно. Казалось:
ну, теперь все, зачем жить? И хотелось
уйти подальше от людей, которые ненавидят
его или смеются».
На первый взгляд, для Чудика не существует
проблем, общение с людьми - насущная потребность,
но глубинное, истинное восприятие жизни
(«Не понимаю, зачем они стали злые?») доказывает
сложность восприятия мира.
Путешествие Чудика было неудачным: встреча
с братом омрачилось знакомством с Софьей
Ивановной, родственные намерения не были
поняты. Благостно радостным кажется возвращение
домой, и радуется природа, встречающая
своего сына чистым дождем: «С одного края
небо уже очистилось, голубело, и близко
было солнышко. И дождик редел, шлепал
крупными каплями в лужи, в них вздувались
и лопались пузыри». И детское, наивное
становится теперь отчетливо заметным:
«...побежал по теплой мокрой земле... Подпрыгивал
и громко пел: «Тополя-а, тополя-а».
Шукшинский герой, и правда, чудик, чудак
то есть : живет по правде, по совести, не
стыдится простоты своей, умеет фантазировать
, расписывать печи и детские коляски ,
придавая им неповторимость, любит людей
и жизнь, бегает босиком по лужам, «...обожает
сыщиков и собак. В детстве мечтал быть
шпионом». Этот странный портрет, в котором
совмещается детское восприятие жизни
с условностью бытия, есть портрет Человека,
которого так любил сам Шукшин. Человека,
который живет по-настоящему, без оглядки
на время и сложности жизни. Для него главное,
что идет дождь, цветет земля, люди счастливы. |
Автор настойчиво подчеркивает
его чудаковатость, которая отличает героя
от других, «правильных» людей.
Много чудных
поступков совершает Василий
Князев, по прозвищу Чудик, начиная
с 50-рублевкой, которую он с
«остроумными» словами («Хорошо
живете, граждане!»), кладет на прилавок,
так как «хозяина нет», и кончая
разрисованной детской колясочкой
племянника. Рисовал и думал; как
будет приятно изумлена сноха,
а кончилось все скандалом.
Прежде всего «с ним постоянно
что-нибудь случалось», «он то
и дело влипал в какие-нибудь
истории». Это не были общественно
значимые поступки или авантюрные
приключения. «Чудик» страдал
от мелких происшествий, вызванных
его собственными оплошностями.
Примеры таких
происшествий и оплошностей.
№ п/п |
Ситуация |
Поведение Чудика |
Отношение окружающих |
1. |
Потеря денег |
стеснительный, совестливый,
рассеянный |
жена назвала ничтожеством,
даже ударила |
2. |
Поезд |
рассказал историю какому-то
интеллигентному товарищу, пристает
с разговорами к незнакомым людям |
отвернулся, не разговаривает |
3. |
Самолет |
невоспитанный, назойливый, |
не обращают не него внимания |
4. |
История с челюстью |
желание пошутить, помочь |
кричит, удивленно |
5. |
Телеграмма |
пишет телеграмму с веселым
текстом |
строгая сухая женщина, не
понимает |
6. |
Встреча со снохой |
желание сделать приятное,
робость |
злость, непонимание |
Рассмотрим
первую ситуацию. Чудик собирается
на Урал навестить семью брата.
Выронил деньги в магазине. Для
героя создается проблемная ситуация:
тайком присвоить «бумажку» или
объявить всем о своей находке
и отдать её владельцу.
Шукшин
по отношению к этой бумажке
употребляет слово «дурочка» - тем
самым передает нюансы душевного состояния
героя: радость от находки и от сознания
того, что кроме него никто не видит бумажку.
Что же помешало
ему вернуться за своими деньгами?
Говорит: «Да почему же я
такой есть?» Не вернулся: совестливость,
стеснительность, хотя понимает, что
будет долго казнить себя за рассеянность,
что дома предстоит объяснение с
женой.
Показательно,
что автор и в собственном
повествовании, и в речи Чудика
называет пятидесятирублевку не
иначе как бумажка, тем самым
подчеркивая пренебрежительное
к ней отношение.
В этом на первый взгляд незначительном
эпизоде проявляется взгляд Шукшина
на одну из важнейших проблем духовной
жизни человека – мещанское накопительство.
Рассмотрим
еще одну ситуацию - это приезд
в семью брата. Впечатлительный,
ранимый, чувствующий красоту
мира и в то же время несуразный
Чудик сопоставляется в рассказе
с мещанским миром снохи, буфетчицы
управления, в прошлом женщины
деревенской, стремящейся стереть
в своей памяти все деревенское,
перевоплотиться в настоящую
горожанку. Братья вспоминают. Говорят
о деревенских людях, сравнивают
с городскими. Чудика задевает
за живое отношение к деревне,
деревенским людям. Чтобы угодить
снохе разукрасил коляску. Реакция снохи
была крайне отрицательной. После слов снохи
Чудику было больно, страшно,
зачем жить, да почему же я такой есть-то?
Но тем не менее всегда знает или предполагает
о реакции людей, как будто заранее знает,
что его не поймут.
Несмотря на свою простоту
Чудик размышляет над проблемами,
волнующими человечество во все времена:
в чем смысл жизни? Что есть
добро и зло? Кто в этой жизни
прав? Кто умнее? После его возвращения
домой он пел громко; небо очистилось;
близко где-то солнышко…
Эти две ситуации – типично
шукшинские: человек чем-то или кем-то
выведен из равновесия, либо чем-то
поражен или обижен, и он хочет
как-то разрешить эту боль, вернувшись
к нормальной логике жизни.
Имя
главного героя мы узнаем только
в конце рассказа. Обрисовка индивидуальности
героя сочетается с авторским
стремлением к обобщению: его
прозвище не случайно, в нем
выражено своеобразие народных
представлений о личности.
Шукшин
любуется немудреным человеком. Мы видели,
что людей раздражала его открытость и
доброта, он не такой как все, поэтому отвергается
обществом.
Персонажи в произведениях
Василия Шукшина - добродушные, мягкие,
а главное, очень совестливые люди. Именно
таким и является главный герой рассказа
«Чудик», в котором Шукшин с легкой иронией
описывает чудаковатого, трогательно-наивного,
уступчивого и гордого, несчастного и
неунывающего, доброжелательного и неловкого
селянина, который всегда стремится помочь
людям, сделать как лучше. Но все эти стремления
неизменно приносят ему неприятности:
«Чудик обладал одной особенностью: с
ним постоянно что-нибудь случалось. Он
не хотел этого, страдал, но то и дело влипал
в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем,
но досадные».