Островский Александр Николаевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:10, реферат

Описание

Островский Александр Николаевич [1823-1886] - крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835-1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический факультет Московского университета, откуда однако вышел в 1843, не окончив курса.

Работа состоит из  1 файл

Островский Александр Николаевич.docx

— 63.91 Кб (Скачать документ)

О. пользовался широкой  популярностью у революционной  критики 60-х гг., в частности и  по линии критики чиновничества. Объяснялось это тем, что представлявшиеся О. прослойки передового купечества остро чувствовали на себе ряд  отрицательных черт приказно-бюрократического строя и приветствовали грядущее его уничтожение. "Доходное место", в к-ром О. разоблачал взяточников, получило широкий общественный резонанс. Разночинец Е. Утин приветствовал в Жадове тип, "в котором соединились все существенные и характеристические черты и особенности многих и многих из молодого поколения того времени". Эта оценка конечно была преувеличена, ибо О. боролся с приказным строем не с позиций революционной демократии: в Жадове нет ничего от демократов-революционеров, в "Доходном месте" равно неестественны и патетические речи Жадова против взяточничества и идиллический конец комедии с внезапным воодушевлением героя и с сентиментально-дидактическим раскаянием мещанки Полины. Но не будучи сам идеологом революционной демократии, О. в этой комедии, как и в ряде других, отразил те стремления, к-рые были присущи революционной молодежи той поры, и в восторженных овациях, которые эта часть зрителей устраивала "Доходному месту", и в цензурных притеснениях Островского лежала несомненно глубокая закономерность. В более позднюю эпоху, когда О. обратился к более нейтральным в политическом отношении темам, он сохранил однако одно из своих любимых утверждений о разрушающем действии денег, о тлетворности их в тех случаях, когда они становятся на пути развития личности. Эта мысль комедии "Не все коту масленица", драмы "Бесприданница" и многих других не была конечно революционной, но она оставалась демократической мыслью, и Островскому надолго было обеспечено сочувствие широких масс мелкой буржуазии, городского мещанства и пр. 

Имеет ли О. какую-нибудь ценность для современности, для  театра эпохи пролетарской диктатуры, для пролетарского читателя? Этот вопрос необходимо решить для правильной оценки драматурга. Каждый значительный художник прошлого сохраняет для  нас прежде всего познавательную ценность, ибо в его творчестве так или иначе отражается отошедшая в прошлое действительность. О. был одним из таких художников, к-рые отобразили эту действительность в ряде ее существенных сторон. Экономическое и культурное загнивание поместного дворянства отображено О. с исключительной яркостью. Ему принадлежит также целый ряд характеристик деятелей растущего промышленного капитала. Но разумеется самой значительной исторической заслугой О. было изображение торговой буржуазии, процессов ломки и перестройки купеческого патриархализма, которое сделано О. с исключительной глубиной и систематичностью. Однако позиции, с к-рых О. отображал современную ему действительность, были достаточно далеки от наиболее передовых позиций, занимавшихся революционными демократами той поры. Это наложило на творчество О. определенный идейный отпечаток. Для нас неприемлемы в О. ни его славянофильский пафос ни его морализм. О. ценен для нас не этими сторонами своей идеологии, поддерживавшими современный ему политический строй, а негативными ее тенденциями - сатирой на праздное дворянство, страстным разоблачением "темного царства". И наконец О. ценен для нас исключительныммастерством своей художественной манеры. Острота социальных характеристик, уменье создавать образ в его бытовых связях и окружении, лирическая окраска (столь явная напр. в "Грозе" или "Горячем сердце"), величайшее мастерство диалогической композиции, исключительное разнообразие языковых средств - всему этому у Островского могут и должны учиться современные драматурги. Разумеется речь здесь должна итти не о копировании художественного метода одного из величайших представителей реализма в русской драматургии, а о внимательном и творческом использовании отдельных его чрезвычайно существенных сторон. 

Перед театральной  культурой наших дней стоит огромная задача - новой интерпретации наследства О. в свете тех требований, к-рые к нему предъявляет современность. Нет никакого сомнения в том, что для этой интерпретации его наследства особенно благодарными оказываются те пьесы О., в к-рых живет заостренный показ широких общественных отношений. Именно эти пьесы снискали себе наибольший успех у современного зрителя. "Лес" в театре Мейерхольда, "Горячее сердце" в Художественном театре, "Таланты и поклонники" в театре Симонова, "Волки и овцы" в студии Завадского при всем разнообразии своих творческих установок представляют собой успешные попытки пойти "вперед с О.", поставив его художественное наследие на службу идеям культурной революции. Библиография: I. Из многочисленных собр. сочин. отметим два наиболее ценных: Полное собр. сочин., под ред. М. Писарева, изд. "Просвещение", СПБ, 1904-1905 (10 тт.), тт. XI и XII: Драматич. сочин., написанные совместно с М. Соловьевым и П. Невежиным, СПБ, 1909; Драматические переводы, 2 тт., СПБ, 1886; Собр. сочин. в 10 тт., под ред. Н. Н. Долгова, 1919-1924; т. XI: Драматич. сочин. А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева и П. М. Невежина, ред. Б. Томашевского и К. Халабаева, Л., 1926; Сочин. [В одном томе], ред., комментарии и биография автора Н. П. Кашина, ГИХЛ, М. - Л., 1934. Главнейшие из мемуаров об О.: Бурдин Ф., Из воспоминаний об Островском, "Вестник Европы", 1886, кн. XII; Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина (по указ. особ. тт. XI, XII, XIV); Горбунов И., Отрывки из воспоминаний, Сочинения Горбунова, т. II, СПБ, 1904; Максимов С., А. Н. Островский (По моим воспоминаниям), "Русская мысль", 1897, кн. I, III, V, и 1898, кн. I-IV; Нелидов Ф., Островский в кружке "Молодого москвитянина", "Русская мысль", 1901, кн. III; Кропачев Н., А. Н. Островский на службе при императорских театрах, М., 1901; Невежин П., Воспоминания об Островском, "Ежегодник императ. театров", 1909, кн. IV, и 1910, кн. VI. Биографические очерки об О.: Иванов Ив., А. Н. Островский. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1900; Эфрос Н. Е., А. Н. Островский, П., 1922; Морозов П., А. Н. Островский в его переписке (1850-1855), "Вестник Европы", 1916, кн. X; Бельчиков Н., А. Н. Островский (Архивные материалы), "Искусство", 1923, кн. I; Долгов Н., А. Н. Островский. Жизнь и творчество, П., 1923; А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин, Неизданные письма. Из собр. Гос. театр. музея им. А. А. Бахрушина, ред. Н. Л. Бродского и др., М. - Л., 1923. 

II. Современные Островскому  критики: Чернышевский Н., Собр. сочин., т. I, СПБ, 1906 ("Бедность не порок"), т. III, СПБ, 1906 ("Доходное место"); Добролюбов Н., Темное царство. Луч света в темном царстве, Собр. сочин., под ред. М. Лемке, т. III, СПБ, 1912; Григорьев Ап., О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене, ст. 2-я, "Ежегодник петрогр. госуд. театров", 1918-1919, П., 1920; Его же, O национальном значении творчества Островского, Сочин., вып. XI, М., 1915; Гончаров И., Отчет о IV присуж. наград гр. Уварова, СПБ, 1860 (о "Грозе"); Дружинин А., Сочинения А. Н. Островского, Собр. сочин., т. VII, СПБ, 1865; Писарев Д., Мотивы русской драмы, Полн. собр. сочин., т. III, СПБ, 1894; Анненков П., Воспоминания и критические очерки, т. II, СПБ, 1879 (неск. изд.); Скабичевский А., Женщины в пьесах Островского, Сочинения, т. II, СПБ, 1895 (изд. 2-е, 1905). Домарксистская и марксистская критика о творчестве О.: Языков Н., Бессилие творческой мысли, "Дело", 1875, кн. II и IV; Коробчевский Д. А., Бытописатель денежной силы. Критические этюды о произведениях Островского, "Дело", 1886, кн. II и III; Незеленов А., Островский в его произведениях. Первый период литературной деятельности Островского, СПБ, 1888; Гаршин Е., Драмы Островского, как основа русского народного репертуара, в его сб. "Критические опыты", СПБ, 1888; Кропачев Н., А. Н. Островский. Из воспоминаний его секретаря, "Русский архив", 1888, ?? 3 и 4, и отд. изд.: М., 1889; Пигулевский А., А. Н. Островский как литературный деятель, Вильна, 1889; Морозов П., Минувший век, СПБ, 1902; Варнеке Б., Островский, "Русский биографический словарь", т. "Обезьянинов - Очкин", СПБ, 1905 (с библиографией); Круковский А., Русская народность в произведениях Островского, "Филологические записки", 1906, кн. IV-V; Айхенвальд Ю., Силуэты русских писателей, вып. II, М., 1908 (неск. изд.); Покровский Н., Островский в значении русского драматурга, М., 1908; Кизеветтер А., Островский о начале русского театра, в кн. Кизеветтера: Театральные очерки, М., 1922; Каталог выставки в память столетия со дня рождения А. Н. Островского, М., 1923; Островский. Новые материалы. Письма. Труды и дни. Статьи, под ред. М. Д. Беляева, Л., 1924; "Горячее сердце" А. Н. Островского в Московск. худож. театре, "Искусство", 1926, кн. III; Островский - переводчик Гоцци (Из отчета научн. сотрудника Ан. Линина), "Известия Азербайджанск. ун-та", т. VI-VII, 1926; Варнеке Б., Заметки об Островском, Одесса, 1912 (Летопись Ист.-филологич. об-ва при Новороссийск. ун-те, т. XXII); Кашин Н., Этюды об Островском, 2 тт., М., 1912-1913; Слонимская Ю., Театр А. Н. Островского, "Ежегодник имп. театров", П., 1915; Варнеке Б., К вопросу об источниках Островского [по поводу "Этюдов" Н. Кашина], "Русск. филологич. вестник", 1913, кн. I; Его же, Заметки об Островском, "Русск. филологич. вестник", 1916, кн. I-II, и 1917, кн. III-IV; Батюшков Ф., Генезис "Снегурочки" Островского, "ЖМНП", 1917, кн. V; Комиссаржевский Ф., Театральные прелюдии, М., 1916; Сахновский В., Театр А. Н. Островского, М., 1920. Из иностранной лит-ры, посвященной О., отметим: Леметр Ж., "Гроза" Островского. Этюды о русских писателях, Одесса, 1893; Patouillet J., Ostrowsky et son theatre de m?urs russes, P., 1912. Работы, преимущественно посвященные анализу драматургии О.: Кашин Н., Символика Островского, "Жизнь", 1922, кн. III; Глаголева Т., "Снегурочка" А. Н. Островского, "Книга и революция", 1923, кн. II; Томашевский Б., А. Н. Островский, "Книга и революция", 1923, кн. II; Синюхаев Г., Островский и народная песня, "Известия Академии наук", т. XXVIII; Маторина Р., Из творческой истории образов "Грозы" Островского, сб. "Творческая история", М., 1927. Социологические анализы творчества О.: Плеханов Г., Добролюбов и Островский, журн. "Студия", 1911, ?? 5-8, перепеч. в Сочин., т. XXIV, Гиз, М., 1927; Полянский В. (Лебедев П. И.), А. Н. Островский, П., 1923; Луначарский А., Об А. Н. Островском и по поводу его, см. его сб. "Литературные силуэты", М., 1923; Кашин Н., Смена классов в русском обществе по произведениям А. Н. Островского, "Печать и революция", 1923, кн. III. Сборники статей и материалов, вышедших в столетнюю годовщину рождения Островского: Островский. К столетию со дня рождения. Юбилейный сборник, под ред. А. А. Бахрушина, Н. Л. Бродского и Н. А. Попова, М., 1923; А. Н. Островский, Сб. статей к столетию со дня рождения, под ред. П. С. Когана, Иваново-Вознесенск, 1923; А. Н. Островский (1823-1923), "Новая Москва", М., 1923; Творчество Островского, под ред. С. Шамбинаго, М., 1923; Памяти А. Н. Островского, П., 1923; А. Н. Островский, 1823-1923, Сб. статей под ред. Б. В. Варнеке, Одесса, 1923; Мендельсон Н., А. Н. Островский в воспоминаниях современников и его письмах, М., 1923. Сборники критической лит-ры об О.: Покровский В., А. Н. Островский. Его жизнь и сочинения. Сборник ист.-лит. статей, изд. 3-е, М., 1912; Денисюк Н., Критическая литература о произведениях Островского, 4 вып., М., 1906; Зелинский В., Критические комментарии к сочинениям Островского, 5 чч., М., 1894-1905 (неск. изд.); Вейнберг Л., Критическое пособие, Сб. выдающихся статей русской критики за 100 лет, т. III - Островский и др., М., 1913; Русские критики об Островском, М., 1923. 

III. Пиксанов Н., Островский, Литературно-театральный семинарий, изд. "Основа", Иваново-Вознесенск, 1923; Линин Ан., Литература по А. Н. Островскому, под общ. ред. А. В. Багрия, Владикавказ, 1924; Богатырев П., Библиографический обзор работ об А. Н. Островском с 1914 по 1925, "Slavia", 1925, кн. II-III; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4-е, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М. - Л., 1928. 

А. Цейтлин 

© 2004 ФЭБ

Информация о работе Островский Александр Николаевич