Поэт и его предназначение в творчестве Марины Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – познакомиться с темой судьбы поэта в его творчестве в русской литературе, в том числе и на примере лирики Марины Цветаевой.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
1. проследить отражение темы судьбы поэта у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
2. провести параллель между ощущением предназначения поэта и его поэзии у авторов «золотого» и «серебряного» веков русской литературы;
3. познакомиться с идеей борьбы как предназначения поэта В. Брюсова и В.Маяковского;
4. рассмотреть тему судьбы автора в его творчестве на примере лирики Марины Цветаевой;
5. объяснить необычность поэзии Цветаевой как следствие и отражение ее трагической судьбы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I Тема поэта и поэзии в «Золотом» и «Серебряном» веках русской литературы.

1.1. Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова…………5
1.2. Борьба как предназначение поэта (на примере лирики В. Брюсова и В.Маяковского)………………………………………………………………….11

Глава II Отражение судьбы поэта в творчестве Марины Цветаевой.

2.1.Трагическое отражение судьбы поэтессы в ее лирике…………………....17
2.2. «Здесь я не нужна, Там я невозможна»…

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - 3 курс.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Лермонтов ищет слово. Ищет плоть, в которую можно заключить мятежный, ищущий бури, страдающий и вечно изменчивый дух своей поэзии. Он боится, что "стихом размеренным и словом ледяным" не сможет выразить то, что рождается в его душе. Поиск слова означает и поиск родной души, которая поймет и полюбит его. В мучительных поисках слова рождалась Поэзия. В недрах творчества рождалась новая философия. Философия , которая восстанавливала целостность мира, примиряла со временем, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

М. Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, из которой выросли Достоевский, Тургенев, Толстой. Однако как много он сумел сказать! В каждой строчке его произведений читатель видит зеркальное отражение его творческой души, его судьбы, запечатленной в строфах…

 

1.2. Борьба как предназначение поэта (на примере лирики В. Брюсова и В.Маяковского)

XX столетие, как для России, так и для выдающихся писателей и поэтов ознаменовалось весьма большим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

   В начале 20-х годов Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее национальной трагедией: это была эмиграция миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Эта волна коснулась и многих выдающихся писателей и поэтов. Оказавшись на чужбине, они не только не забыли язык и культуру, но создали – в изгнании, часто без средств к существованию, мировые шедевры русской литературы.

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях лучшие авторы. Веянием того времени стало поэтическое творчество как отражение борьбы, как инструмент влияния слова поэта на обширные массы читателей, как наследие не только литературы, но и истории.

         Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Уже с первой строчки чувствуется отличие от стихотворения Пушкина: здесь памятник «из строф созвучных сложен» – это наследие поэта, его стихи. Пушкин был ближе к исходному значению этого слова: у него памятник – это память о заслугах поэта, то есть о следствии его стихов, а не сами стихи.

        Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!

Нотка борьбы, противодействия чему-то, как мы позже увидим, является очень характерной для Серебряного века. Это неудивительно – хоть Пушкин писал о своем времени как о «жестоком», по неспокойности его нельзя сравнить с рубежом 19-20 веков. Видимо, уже тогда чувствовалась атмосфера «несвободы слова», когда поэт – самая опасная профессия человека…

Однако Брюсов утверждает исключительную миссию поэта в этом суетном, непостоянном мире, в это неспокойное время. Он говорит читателю о том, что поэты сражаются за свободу мысли, слова и действий даже не наравне со всеми, а по-особенному, по-своему. Они могут взбудоражить умы и нравы силой своего творчества, и он верит, что это им удастся.

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка и во дворце царя,

Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов,
О дружбе с другом говоря.

Валерий Брюсов видит судьбу поэта, свою судьбу неразрывной с судьбой своего Отечества, точно так же, как видели это в свое время и представители литературы Золотого века русской поэзии. Однако Брюсов понимает, что поэты века XX просто не имеют права сидеть сложа руки. Они должны бороться за счастье народа и России: в этом их предназначение, это - их Судьба.

Время Серебряного века не случайно породило столько великих людей. Дело в том, что в этот момент решалась судьба России, ее будущее, и любое воздействие, любое возмущение могло изменить его в ту или иную сторону. Такое воздействие и должен оказывать Поэт, стараясь направлять процесс естественного развития, именно из-за этого он должен «не жить настоящим» и именно поэтому в такой точке бифуркации, излома, как начало двадцатого века и произошел поэтический всплеск.

Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он стал одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен.. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.

Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:

Вот — я,

     весь

         боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

            Моей великой души

После Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей: "Товарищи, на баррикады — баррикады сердец и душ". Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. "Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель."

Вся жизнь Маяковского, все его творчество, вся судьба заключались в судьбе Отечества, в построении «нового мира». Этот факт он отражает в своих стихах:

Не хочу,

чтоб меня, как цветок с полян,

рвали

после служебных тягот.

Я хочу,

чтоб в дебатах

потел Госплан,

мне давая

задания на год.

У него, как и у Пушкина, слово – двигатель, как и у Лермонтова - поэт не понят, как и у Брюсова, поэзия – борьба.

Этот большой, самобытный поэт слишком был погружен в заботы суетного дня. Речь идет о плакатах, рекламе, агитстихах, стихотворениях, написанных для газеты по сиюминутному поводу. Маяковский много, даже демонстративно этим занимается. Он пишет о вреде рукопожатий (“Глупая история”), о милиционерах, которые ловят воров (“Стоящим на посту”), о рабочих корреспондентах (“Рабкор”), о снижении цен на товары первой необходимости (“Негритоска Петрова”), о ценах в студенческих столовых (“Дядя Эмэспо”) и т. д. и т. п. Таких стихотворений у Маяковского много. Это не халтура, написаны все эти стихи мастерски, остроумно, привлекают неожиданными рифмами, блеском каламбуров.

Вся его судьба, все мысли отражены в его поэзии:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят -

что ж?!

По родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь.

В поэме “Облако в штанах” он обращался ко всем страдающим людям, к человечеству :

…Вам я

душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая! -

и окровавленную дам, как знамя.

“Первый в мире поэт масс”, - сказала о Маяковском Марина Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: “Эта вакансия: первого в мире поэта масс - так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд”.

А теперь я предлагаю рассмотреть тему судьбы поэта в его творчестве на примере лирики автора вышеприведенных слов – самой Марины Цветаевой. Давайте посмотрим, как ее личная трагедия повиляла на ее творчество, как отразилась в ее стихах, какое место отводит поэтесса поэту и его лирике в России и мире в целом.

 

Глава II.              

       Отражение судьбы поэта в творчестве Марины Цветаевой.

2.1. Трагическое отражение судьбы поэтессы в ее лирике.

«Вся моя проза - автобиографическая" - признавалась М.И. Цветаева в автобиографии. Она писала о том, что пережила сама, о тех людях, с которыми была знакома и встречалась, и не изменяла даже их имена. Но это не мемуары, не документальная, а именно художественная литература. Как пишет исследователь ее прозаического наследия, "факты жизни, правда фактов постоянно и неукоснительно подвергаются у Цветаевой творческому переосмыслению и становятся "поэзией". Поэзия и правда - на нерушимом единстве этих двух понятий и основана художественная проза Цветаевой".

Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».

Марина Цветаева родилась в ночь с 26 на 27 сентября, «между воскресеньем и субботой», в 1892 году. Позже она напишет об этом:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Почти двадцать лет (до замужества) она прожила в Москве в доме №8 в Трехпрудном переулке. Этот дом Цветаева очень любила и называла «самым родным из всех своих мест». В письме к чешской подруге Анне Тесковой она писала: «…Трехпрудный переулок, где стоял наш Дом, но это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а, может быть, и больше дома Ростовых, ибо дом Ростовых плюс еще сто лет…»

Все детство Цветаева читала запоем, не читала, а «жила книгами», одно из первых ее стихотворений так и называется: «Книги в красном переплете»:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом красном переплете.

        Первым поэтом Цветаевой оказался Пушкин. В пять лет она наткнулась в шкафу  на «Сочинения» Пушкина. Мать не разрешала ей брать эту книгу, и девочка читала тайком, уткнувшись головой в шкаф. Впрочем, Пушкина она узнала еще до этого: по памятнику на Тверском бульваре, картине «Дуэль» в родительской спальне, рассказам матери. Он был первым, кого она прочла сама. Навсегда Пушкин остался для Цветаевой Первым Поэтом, мерилом высоты поэзии.

Подростком она прониклась особенной любовью к Наполеону, к «легенде» о Наполеоне. Даже в киот в своей комнате она вместо иконы вставила портрет Наполеона. Героем ее стихов стал сын Наполеона – герцог Рейхштадтский, герой пьесы Э. Ростана «Орленок». Эта страсть заставила Цветаеву взяться за первую серьезную литературную работу – перевод Ростана. Для этого она в 1909 году совершенно одна поехала в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне курс старофранцузской литературы.

Дома до звезд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Все та же тайная тоска.

В 1910 году Марина Цветаева  за свой счет издала первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Она отослала ее «с просьбой просмотреть» Брюсову, Волошину, в издательство «Мусагет». Стихи были встречены одобрительно, поступили одобрительные отзывы от Волошина, Брюсова, Гумилева.

Уже в самых первых своих стихах она прокладывала красной нитью тему судьбы поэта в его творчестве: если это были стихи о любви, то они были автобиографичные, если стихи о судьбе и философии, то в них она тоже передает свои личные переживания.

Стихи Марины Цветаевой, напротив, всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого. Не боясь вводить в поэзию повседневность, она берет непосредственно черты жизни, и это придает стихам  ее жуткую интимность», - говорит Брюсов.

Летом 1911 года она знакомится с Сергеем Эфроном в доме Максимилиана Волошина, позже он станет ее мужем.

Я с вызовом ношу его кольцо!

-           Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

5 сентября 1912 года у Марины Цветаевой родилась дочь. Она выбрала для девочки необычное имя из греческой мифологии – Ариадна. Новую страницу в ее жизни снова отражают ее стихи:

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной – и всем чужой.

Стремительной амазонкой,

Пленительной госпожой,

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить как шлем.

                                Ты будешь царица бала

И всех молодых поэм.

С шести лет Аля начала вести дневники: «Моя мать очень странная.

Моя мать совсем не похожа на мать. Матери всегда любуются на своего ребенка, и вообще на детей, а Марина маленьких детей не любит.

              У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос с горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся.

              Ее любимый день – Благовещение. Она грустна, быстра, любит Стихи и Музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа. Нежный голос. Быстрая походка. У Марины руки все в кольцах. Марина по ночам читает. У нее глаза почти всегда насмешливые. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими-нибудь глупыми вопросами, она тогда очень сердится.

              Иногда она ходит как потерянная, но вдруг точно просыпается, начинает говорить и опять точно куда-то уходит»

Летом 1916 года Сергея Эфрона призвали в армию, он должен был пройти курс в школе прапорщиков. Несмотря на болезнь, его не освободили от воинской службы. В начале 1917 года Сергей был направлен в Нижний Новгород в распределительную школу прапорщиков. Он был оторван от семьи, оставив дома маленькую Алю и беременную Марину.

Информация о работе Поэт и его предназначение в творчестве Марины Цветаевой