Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель исследования – познакомиться с темой судьбы поэта в его творчестве в русской литературе, в том числе и на примере лирики Марины Цветаевой.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
1. проследить отражение темы судьбы поэта у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
2. провести параллель между ощущением предназначения поэта и его поэзии у авторов «золотого» и «серебряного» веков русской литературы;
3. познакомиться с идеей борьбы как предназначения поэта В. Брюсова и В.Маяковского;
4. рассмотреть тему судьбы автора в его творчестве на примере лирики Марины Цветаевой;
5. объяснить необычность поэзии Цветаевой как следствие и отражение ее трагической судьбы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Тема поэта и поэзии в «Золотом» и «Серебряном» веках русской литературы.
1.1. Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова…………5
1.2. Борьба как предназначение поэта (на примере лирики В. Брюсова и В.Маяковского)………………………………………………………………….11
Глава II Отражение судьбы поэта в творчестве Марины Цветаевой.
2.1.Трагическое отражение судьбы поэтессы в ее лирике…………………....17
2.2. «Здесь я не нужна, Там я невозможна»…
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Тема поэта и поэзии в «Золотом» и «Серебряном» веках русской литературы.
1.1. Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова…………5
1.2. Борьба как предназначение поэта (на примере лирики В. Брюсова и В.Маяковского)…………………………………………
Глава II Отражение судьбы поэта в творчестве Марины Цветаевой.
2.1.Трагическое отражение судьбы поэтессы в ее лирике…………………....17
2.2. «Здесь я не нужна, Там я невозможна»…
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в творчестве каждого поэта и писателя, так или иначе, поднимался вопрос о судьбе автора в его творчестве. Эта тема не оставляет равнодушным ни одного «мастера слова», так как каждый настоящий «творец» сознает свое особенное положение в этом мире, свою исключительную миссию, по-разному отраженную в его личной судьбе, по-разному запечатленную в его творениях.
Материалом моего исследования стала лирика Марины Цветаевой – уникальной поэтессы «серебряного века», очень глубоко чувствовавшей и понимающей особенную судьбу поэта в России.
Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением, как культуры «серебряного века», так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.
Первый сборник стихов восемнадцатилетней девушки «Вечерний альбом» стал и первым шагом в творческое бессмертие Цветаевой. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо — утверждение собственной непохожести и самодостаточности. Внешние события предреволюционной истории мало коснулись се стихов.
Позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Всем своим творчеством она отстаивала высшую правду поэта — его право на неподкупность лиры, на поэтическую честность. В центре цветаевского художественного мира — личность, наделенная безмерной творческой силой, чаще всего — это поэт как эталон настоящего человека. Поэт, по Цветаевой, — творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе. Сотворение мира для Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке — поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» — такова внутренняя тема ее ранней лирики.
Однако следует заметить, что в данной работе мы обратимся не только к лирике Марины Цветаевой и ее пониманию судьбы поэта в России, но также рассмотрим взгляды более ранних авторов на эту проблему, познакомимся с темой поэта и поэзии в творчестве А. Блока и Б. Пастернака.
Исследовать все вышеперечисленное – необходимое условие для понимания темы курсовой работы, для лучшего знакомства с лирикой Марины Цветаевой.
Цель исследования – познакомиться с темой судьбы поэта в его творчестве в русской литературе, в том числе и на примере лирики Марины Цветаевой.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
1. проследить отражение темы судьбы поэта у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
2. провести параллель между ощущением предназначения поэта и его поэзии у авторов «золотого» и «серебряного» веков русской литературы;
3. познакомиться с идеей борьбы как предназначения поэта В. Брюсова и В.Маяковского;
4. рассмотреть тему судьбы автора в его творчестве на примере лирики Марины Цветаевой;
5. объяснить необычность поэзии Цветаевой как следствие и отражение ее трагической судьбы.
Поставленные задачи объясняют выбор структуры курсовой работы: в первой главе мы постараемся сравнить тему судьбы и предназначения поэта в его творчестве посредством рассмотрения данной проблематики в лирике русских авторов XIX и XX столетий. Вторая глава данной курсовой работы всецело посвящена творчеству Марины Цветаевой, отражению ее трагической судьбы и темы предназначения поэта в ее лирике.
1.1. Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Судьбы писателей и поэтов в России всегда отличались особенной трагичностью. Трагической была не только их жизнь, но и смерть, вернее гибель. Уж так повелось в России: при жизни талант растаптывают, а после смерти возносят.
Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи с историей – с теми событиями, которые повлияли, порой, решительным образом, на судьбы и мировоззрения поэтов.
Итак, Золотой и Серебряный века, два «русских ренессанса», две вспышки света среди тысячелетий тьмы и серости.…
Девятнадцатый век – это, конечно, Отечественная война 1812 года, которую можно было бы назвать «нулевой мировой войной», Бородинское сражение, противостояние западников и славянофилов, восстание Декабристов, реформы Александра II, отмена крепостного права, Крымская война, оборона Севастополя, народничество... Это имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Достоевского, Толстого, Соловьева…
Совсем другой, но столь же противоречивый век двадцатый, вернее, его начало. Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением огромного метеорита или кометы. Возникают множество направлений в литературе, и в первую очередь – в поэзии: от символизма, многое взявшего из Золотого века, до футуризма, требующего «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности» (из альманаха «Пощечина общественному вкусу»).
Разные существовали направления и школы, во многом они отличались, но некоторые темы привлекали внимание всех поэтов. Одна из них – о цели творчества, его судьбе да и жизни самого Поэта… Можно сказать, поэзия о поэзии…
Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является статичным, а изменяется вместе с самими авторами, их взглядами, мировоззрением.
В ранней лирике Пушкина поэзия расценивалась как гражданское служение Отчизне. Поэт должен был “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Эти строки из оды “Вольность”, написанной в 1817 году, призывают к свержению тирании, склониться царей “под сень надежную закона”. Ода явилась первым примером гражданской лирики, которая позже найдет отражение и в творчестве Лермонтова.
В стихотворении к Н. Ю. Плюсковой Пушкин прямо заявляет:
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Он считает, что назначение поэта заключается в том, чтобы быть “эхом народа”, выражать все его идеи свободы, равенства, братства, откликаться на все нужды.
Переживая творческое взросление, Пушкин начинает все больше места в своем творчестве уделять романтизму. В период южной ссылки образ поэта максимально романтизирован.
Теперь поэт - одинокий человек, обладающий нечеловеческой властью над умами и судьбами людей. Он может видеть прошлое и предсказывать будущее, никому неподвластен, кроме Бога. Это показано в “Песне о Вещем Олеге”, где поэт сравнивается с волхвами:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Кумирами Пушкина, как и всей тогдашней молодежи, были Байрон и Наполеон — две великие личности, ставшие воплощением романтической судьбы, властителями дум, не до конца понятые и отверженные миром (элегия “К морю”).
После южной ссылки Пушкин начал преодолевать романтический максимализм и стал задаваться вопросом: “Может ли поэзия стать источником жизни, материальных благ?” Он начинает рассматривать поэзию как ремесло, профессию, дающую возможность жить. Ответ на эти вопросы мы находим в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824): “без денег и свободы нет”, а также “не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. В конце стихотворения поэт переходит на прозу и продает свою рукопись.
В 1826 году Пушкин пишет стихотворение “Пророк”, являющееся своеобразным поэтическим манифестом автора. В нем говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. Если в других стихотворениях, говоря о поэте и поэзии, Пушкин использует аллегорические образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас), то здесь он обращается к библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо музы — шестикрылый серафим, вместо Аполлона — Бог.
В более поздний период своего творчества Пушкин задается вопросом: “Что такое искусство? Что есть творческая свобода?” Он считает, что природа любого творца двойственна. Так, “пока не требует поэта к священной жертве Аполлон”, это обычный человек, со всеми его недостатками и слабостями.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Ему начинает открываться иной, высший мир, на него нисходит вдохновение, и он начинает творить.
В середине 20-х годов в творчестве Пушкина на смену романтизму приходит реализм. Поэт пытается понять природу вдохновения, у которого много источников, но наиболее важные из них - это любовь и природа - вечные, непреходящие ценности, не зависящие от уклада жизни, политических и социальных условий.
Подводя своеобразный итог своей жизни, Пушкин пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, в котором утверждает свое бессмертие, “доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит”. Его обращение к Музе явилось своеобразным наставлением будущим поэтам следовать собственному предназначению и пониманию своего долга перед народом и собой:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца.
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Я здесь был рожден, но не здешний душой..."
Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма - к глубокой и всеобъемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Романтизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека.
Поэзия Лермонтова - зеркальное отражение души, романтический герой - зеркальное изображение, точный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское "я", в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и лишает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает поэту отрешиться от собственного "я" и проникнуться ощущением мировой гармонии. Слова Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть", являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема - тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя - поэта. Слова из пушкинского "Разговора книгопродавца с поэтом" - "Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся" - невозможны для Лермонтова, для которого поэт и человек, судьба и творчество - единое неразрывное целое. Его поэт заявляет:
О нет! Преступною мечтою
Не ослепляя мысль мою,
Такой тяжелою ценою
Я вашей славы не куплю.
Таким образом, Поэт- главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту.
Отчужденность, непонимание, страдание - вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение "Смерть поэта", основной мотив которого - страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием.
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он- с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Слова эти звучат трагично. Но...можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку - быть может, к Поэту - никогда! Ведь в 1836г. уже были произнесены слова:" Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", да и вообще, в полном света и созидания творчестве Пушкина нет "тайной досады" и "напрасной жажды мщения". Ведь даже в "Воспоминании", стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие "о тайнах счастия и гроба".
Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совершенно не расчленяет поэтическое и "земное" в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт - мудрец, поэт- созидатель и свободный певец - превращается Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от "клеветников ничтожных" и "наперсников разврата". Причем физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. "Неведомый, но милый певец", с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой" (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.
Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт -"странник в свете безродный", "пленный рыцарь", задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения "Поэт", Лермонтов пишет:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...
Информация о работе Поэт и его предназначение в творчестве Марины Цветаевой