Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:44, реферат
Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда оставшихся в народной памяти.
Это время было ознаменовано также выдающимся мужеством тысяч писателей-фронтовиков. Около четырехсот литераторов погибли в боях за освобождение своей родины.
Историческое содержание военного четырехлетия было колоссальным.
«На протяжении XX века наша страна дважды стояла у истоков крупнейших перемен в облике мира.
Так было в 1917 г., когда победа Октября возвестила о вступлении человечества в новую историческую эпоху. Так было в 1945 г., когда разгром фашизма, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Тем грандиознее, тем величественнее предстает перед миром подвиг советского парода в Великой Отечественной войне. Этот подвиг вошел в историю и не забудется никогда».
Советская литература оказалась внутренне подготовленной к предстоявшим ей испытаниям.
Мы предчувствовали колыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда оставшихся в народной памяти.
Это время было ознаменовано также выдающимся мужеством тысяч писателей-фронтовиков. Около четырехсот литераторов погибли в боях за освобождение своей родины.
Историческое содержание военного четырехлетия было колоссальным.
«На протяжении XX века наша страна дважды стояла у истоков крупнейших перемен в облике мира.
Так было в 1917 г., когда победа Октября возвестила о вступлении человечества в новую историческую эпоху. Так было в 1945 г., когда разгром фашизма, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Бывший поэт-узник Гр. Люшнин, теперь член Союза писателей и известный детский поэт, находясь в тюремной камере, писал:
Мне негде вывести строку
О горькой жизни плена:
Вокруг от пола к потолку
Исписанные стены.
Вот кто-то начинал с угла,
Свободу карауля,
Ему сквозь узкий глаз стекла
Вошла в затылок пуля.
И расписался кровью он,
Друзей окинув взглядом.
И я среди таких имен
Свое поставил рядом.
Стихи узников концлагерей не разнообразны по своей тематике, что и понятно, но они удивительно целеустремленны: «одной лишь думы власть» владела их авторами -- любовь к Родине.
Сквозь фронт, сквозь тысячу смертей,
Сквозь Дантов ад концлагерей,
Сквозь море крови, горя, слез
Я образ Родины пронес.
Как путеводная звезда,
Сиял он предо мной всегда.
Широко известным среди заключенных было и прекрасное стихотворение, написанное в Заксенхаузене:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Я, как сын, люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя еще сильней,
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей!
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Об этом стихотворении А. Абрамов в своей книге «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» справедливо писал: «Некоторая традиционность формы и просто не отточенность стихотворения могут сегодня скрадывать от нас остроту мысли поэта-узника. Между тем он проницательно говорит о преемственности дела героев Октября в делах героев войны с фашизмом, выражает идею, близкую к той, которой жили и другие поэты...»
Идеи патриотизма, ненависти к захватчикам, вера в победу, дух интернационального антифашистского братства и гуманизм - вот что объединяло «стихи за колючей проволокой» со всей советской поэзией.
С ходом войны стала все яснее вырисовываться еще одна характерная особенность лирики тех лет: она все чаще и охотнее стала вбирать в себя большой и напряженный мир философских раздумий, все чаще стала прибегать к таким приемам лирической типизации, которые приближались к символу или аллегории. Все меньше становится, по сравнению с начальным периодом войны, фактографических, информационных стихов, все более заметную роль приобретает философская интонация и символ как результат углубленного осмысления жизни. Черточки и детали фронтового, окопного быта, штрихи поведения человека на войне все чаще используются поэтами не только как выразительные средства поэтической живописи или графики, но и как самостоятельные, наполненные философским содержанием образы-понятия. Характерно в этом отношении видоизменение лирики А. Недогонова. Его «окопные» стихи, ранее несколько замкнутые в пределах солдатского быта, отныне смело включают в себя и дальний, но все отчетливее видимый поэту контур Победы и еще более отдаленный послевоенный солнечный мирный день. В одном из стихотворений он снова описывает окоп, но как?
Взглянул солдат вокруг окопа:
в траве земля, в дыму трава.
Пред гребнем бруствера -- Европа,
за гранью траверза -- Москва.
В этом же стихотворении убитый сапер лежит у него
мертвой головою --
на Москву,
сердцем отгремевшим --
на потомков.
Даже любовная, интимная лирика начинает удивительно естественно сочетать в себе детали грубого, кровавого солдатского быта с высокой торжественной патетикой, которая позволяет читателю видеть не только «ближнее», но и «дальнее»: страну, историю, победу.
Все настойчивее, шире, звонче и выше звучит в поэзии голос жизни и любви.
любви серебряное горло,
Лебединый голос у любви...
Вижу - руки ты ко мне простерла,
И зовешь... Не надо, не зови.
Дай забыться хоть на миг единый,
Снов моих заветных не тревожь.
Разве чем-нибудь на лебединый
Голос мой натруженный похож?
Разве ты не чувствуешь, что дымом
Я пропах у роковой черты?
Что с таким суровым, нелюдимым
Будешь делать, ласковая, ты?
Но опять мне в грохоте и вое
Голос твой звучит, как наяву:
«Ты такой мне стал дороже вдвое,
Я тебя такого и зову»
Это - Николай Рыленков, 1944 год. Но сходное писали многие. Любовная лирика не только завоевывала в военной поэзии свое положение, но одновременно и как бы укрупнялась, так как постоянно соотносилась, не могла не соотноситься с войной, неотступно напоминавшей человеку об игре жизни и смерти, о цене победы и человеческого счастья, от победы -- общей победы -- неотделимого.
У погодков моих нет ни жен, ни стихов, ни покоя, -
только сила и юность. А когда возвратимся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордиться сыны,… -
писал С. Гудзенко.
Потому-то настоящее -- сегодняшнее военное настоящее (как у М. Дудина его знаменитый «трехсотпятидесятый день войны» в стихотворении «Соловьи») представлялось особо многозначительным, как бы вдвойне подлинным: ведь в нем, будучи полностью от него зависимым, жило и нетерпеливо заявляло о себе завтрашнее будущее. Как никогда текущий, пестрый, горящий, смертельный военный день представлялся частичкой творимого эпоса.
Конец февраля.
Как занавески,
синеет небо в пробоинах стен.
Немцам стрелки на перекрестках
Дорогу указывают в плен.
Это история.
Это память…
Усилившееся внимание поэзии к большому понятию времени -- к будущему и к прошлому - свидетельствовало о стремлении понять в общей цепи исторических перемен свое настоящее. Что такое сегодняшняя война? Эпизод ли она в пестрой веренице бесконечных исторических событий, или она действительно великая война, тот «последний и решительный бой», о котором пелось в гимне? Первый же год показал, что враг, с которым пришлось воевать советскому народу, это не только враг какой-либо одной нации или нескольких народов, это -- трагедия всего человечества. Из ощущения величия развернувшейся битвы и родилась лирика укрупненного зрения, учащенного исторического дыхания, широких символов и патетики. Даже личная судьба и возможная гибель многими начала ощущаться в свете великой исторической миссии, выпавшей на долю народа. Отсюда трагедийно-патетическая, но внутренне оптимистическая интонация так называемой личной лирики в поэзии второй половины Великой Отечественной войны. Пожалуй, никогда со времен Вл. Маяковского наша поэзия не разговаривала с такой величавой открытостью и прямотою с Вечностью, Историей, Народом. Гражданский и воинский долг, жизнь, смерть и бессмертие, назначение и роль человека в судьбе Отечества -- вот что выходит сейчас на первое место и принимает весьма своеобразное звучание.
Широко распространенной поэтической идеей, которую можно проследить во множестве вариантов чуть ли не у всех поэтов этого времени, становится мысль о неистребимости и необычайной протяженности единичной человеческой жизни, если брать ее в совокупности с народом и национальной историей. Индивидуальная судьба, оборванная войной и исчезающая навечно, вместе с тем является в жизни своего народа тем связующим светоносным звеном, что сближает оба берега истории. Не всем суждено переплыть эту трагическую реку крови, но погибшие жизни, в конце концов, соединят обе земные тверди для будущей счастливой пашни.
Естественно, что ощущение почти зримой связи времен, вдруг протянувшейся через человеческие души потомков воинов Куликова и Бородина, родило в лирике военных лет широкую волну исторических воспоминаний и ассоциаций. Солдат Великой Отечественной войны, сражающийся на древней Непрядве, лежащий в маскхалате на льду Чудского озера, наводящий понтоны через Дон и умирающий у петровского Орешка, не мог не почувствовать своей кровной связи с большой биографией Отечества. Литература отвечала этой потребности великолепными историческими экскурсами А. Толстого в прозе и многочисленными лирическими стихотворными медитациями на исторические темы, всегда тесно сопряженными в потоке лирического высказывания с современностью. Можно сказать, что ощущение далекого прошлого, обострившееся в годы Великой Отечественной войны, постепенно обрело в лирике этих лет определенную полнозвучность и широту -- в особенности в превосходных исторических стихотворениях Д. Кедрина, поэмах В. Луговского, в лирике и поэмах Л. Мартынова.
Ощущение своего времени как звена историй, тяга к крупномасштабности, укрупненность поэтического зрения, насыщенность лирики философскими и историческими образами-понятиями -- все это было в родстве с исподволь зарождавшейся и оформлявшейся поэзией лироэпического и эпического облика и склада.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов А. Указ. соч., с. 111.
Азаров Во. Ленинграду. Л., 1942.
Берггольц Ольга. Собр. соч.: В 3-х т. Л., 1973, т. 2.
Брежнев Л. И. Великий подвиг советского народа. М., 1975.
Бровка Петрусь. К родным берегам. М., 1943.
Ветров Д. Дорога в Молдавию. 1941--1943. Кишинев, 1946.
В кн.: Стихи за колючей проволокой: Блокнот, найденный в Заксенхаузене. М., 1959
Гудзенко С. Указ. соч.
Друнина Юлия. Качается рожь несжатая... -- В кн.: Поэзия в бою: Стихи о Великой Отечественной войне. М., 1959.
Дудин Михаил. Стихи. М., 196.
Железнов Павел. Жди победу! -- Красноармейская правда: Газ-Зап. фронта. 1942, 10 дек., № 341 (6562).
Исаковский М. Соч.: В 2-х т. 1941--1950. М., 1951, т. 2.
История русской советской литературы. М., 1963, т. 2
Кедрин Дмитрий. Избр. произведения. Л., 1974
К о ч н е в М. Объятия земли. Иваново, 1943
Лебедев-Кумач Вас. Песни и стихотворения. М., 1960
Люшнин Гр. Не расстрелянная песня: Стихи. М., 1974
Маяковский Владимир. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1958, т. 10
Михайлов Ал. Три эмблемы: Из заметок о поэзии военных лет.-- Наш современник, 1977, № 5.
Москвин Н. Партизанскими тропами. Цит. до статье: Ситковецкая Майя. Звучит как гимн.--В кн.: Когда пушки гремели, 1941--1945. М., 1973.
Наровчатов С. Поэзия в движении: Статьи. М., 1966
Недогонов Алексей. Лирика (1938--1948). М., 1949
Орлов Сергей. Стихотворения. Л., 1968
Пришелец Антон. Поход: Стихи. М., 1945
Прокофьев А. Ольга. -- Красная звезда, 1942
Рыленков Николай. Стихотворения, М., 1964
Светлов М. Стихотворения и поэмы. Л., 1966
Симонов Константин, Стихотворения и поэмы. Л., 1982
Ситковецкая Майя. Указ. соч., с. 92.
См. кн.: Вспоминают друзья. Л., 1977, с. 117.
Советские писатели на фронтах Великой Отечественной воины. - В кн.: Литературное наследство; М., 1966, т.78, кн. 1
С п и в а к И. Указ. соч
Сурков Алексей. Большая война. М., 1942, с. 6.
Сурков Алексей. Подошла война к Подмосковью...-- В кн.; Присягаем Победой: Стихи о Великой Отечественной войне. М., 1975
Сурков Алексеи. Стихи о ненависти. М., 1943
Сурков Алексей. Фронтовая тетрадь, М., 1941
Тихонов Н. В дни испытаний. -- В кн.: С пером и автоматом: Писатели, журналисты Ленинграда в годы блокады. Л., 1964
Твардовский А. Василий Теркин: Книга про бойца. М., 1973
Твардовский А. Смоленщина: Стихи. М., 1943
Твардовский А. Собр. соч. в 6-ти т., т. 2
Цит. по кн.: Когда пушки гремели. 1941--1945.
Цит. по кн.: Шилова А. В. Александров: Очерк жизни и деятельности. М., 1955.
Чепуров А. Рассвет, -- В кн.: Победа: Поэты о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне. Л., 1970
Шолохов Михаил. Собр. соч.: В 8-и т. М., 1960, т. 8
Шубин Павел. Изба у дороги: Из литературного наследия. -- Новый мир, 1975, № 6
Яшин Александр. Стихотворения. М., 1958
Размещено на