Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:48, реферат
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.
Введение…………………………………………………………………3
История военных судов в России………………………………………4
1. Основные положения организации работы военных судов РФ…..17
2. Система организации и комплектования военных судов РФ……..19
3. Полномочия военных судов РФ……………………………………..21
Заключение………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………..25
АННО СПО
Санкт-Петербургский
(«ИнтерПолисКолледж»)
РЕФЕРАТ
по предмету: «Правоохранительные судебные органы»
по теме: «Военный суд»
Слушателя
22 группы з.о.
А.К. Матвеевой
Преподаватель
М.В. Васько
Санкт-Петербург
2012 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
История военных судов в России………………………………………4
1. Основные положения
организации работы военных
2. Система организации
и комплектования военных
3. Полномочия военных судов РФ……………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
В соответствии со ст. 1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.
В настоящее время в
Российской Федерации действуют
более 100 военных судов, которые в
соответствии с Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской
Федерации» являются федеральными судами
общей юрисдикции. Военные суды не
образуют самостоятельную ветвь
судебной власти, а наравне с районными,
городскими, областными и другими
судами полностью входят в единую
систему судов общей
История военных судов в России.
Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).
Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время «правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям» 1
Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.
Наиболее значимые изменения
в системе военных судов
В указанных целях Петр I посылал за границу своих сподвижников А. Вейде (в 1696-1698 г.), позднее - А. Меншикова и Б. Шереметева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.
В результате в 1702 г. появилось
Уложение Б. Шереметева, с которым
он уже вел боевые действия в Северной
войне и обеспечивал
У нас нет оснований сомневаться в добросовестности исследователей истории военно-судебных учреждений XIX-XX века, связывающих время принятия указанного Уложения именно с 27 января 1702 г. Вскоре после этой даты появился указ Петра, запрещающий подчиненным именовать себя рабами, как это сделал в подписи при утверждении названного Уложения по старому обычаю Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…» 3 Единство многих военно-юридических функций, осуществляемых одними и теми же лицами (аудиторами), а также попытки распространить современное представление о военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательские неточности.
В 1706 г. на базе немецкого
военно-уголовного кодекса был напечатан
Краткий артикул А. Меншикова, в
котором военно-судебный аспект был
представлен уже более
В 1715-1716 гг. поэтапно был
введен в действие разработанный
при личном участии Петра I Воинский
устав, который без преувеличения
стал эпохой в деле становления российской
государственности и армии, а
также создания новых военных
судов и соответствующих
Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов:
- высший (генеральный) суд
в составе председателя - фельдмаршала
или старшего по чину генерала,
а также четырех генералов
и двух полковников. Ему были
подсудны дела о важных
- низший (полковой) суд в
составе председателя - полковника
и шести офицеров, которому были
подсудны все офицеры и нижние
чины, совершившие любые
- «скорорешительный суд»
- для условий военного времени
в случаях, не терпящих
Руководство учрежденными Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения (палаты, части), которые в последующем неоднократно переименовывались (Аудиторский Департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды, Главное военно-судное управление).
Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли следующие основные полномочия (об этом, например: гл. 50 Воинского устава): конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.
В 1711 году был учрежден Сенат
как высшая судебная инстанция государства,
подсудность которого распространялась
и на чинов военного ведомства. Например,
по делам о казнокрадстве
Именным Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, «получила значение высшего военно-судебного места». Последующими указами 1719, 1721, 1724 гг. повелевалось посылать в Военную коллегию (в ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры военных судов «в смертных винах», которые не могли быть конформированы командованием, а также приговоры по делам об офицерах. Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялись, хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по делам военнослужащих. Тем не менее, эти военно-административные органы фактически занимались судебной деятельностью и их можно считать прообразом современной Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если возраст этой коллегии исчислять с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось 285 лет.
В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-судным делам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный Аудиторат должен был представлять собой «суд высший», учреждение независимое от Военной коллегии и подчиненное непосредственно верховной власти.
Петровские военные суды
без сколько-нибудь серьезных изменений
в структуре и судопроизводстве
просуществовали 150 лет и «дожили»
до военно-судебной реформы 1867 года. При
этом некоторые «нижние военные
суды» именно как постоянно действующие
организовывались специальными Петровскими
указами, на основании которых ныне
не трудно определить реальное время
их образования. Так, датой учреждения
в Москве постоянного нижнего
военного суда в соответствии с главой
50 Воинского устава следует считать
указ от 15 февраля 1723 года. В Санкт-Петербурге
военный суд вначале на короткое
время был открыт также в 1723 году,
однако вскоре был ликвидирован. В
качестве постоянно действующего органа
18 августа 1724 года в северной столице
начала функционировать постоянная
военно-судная комиссия во главе с
Петербургским комендантом
Следовательно, ныне действующим
Московскому и Санкт-
В 1867 г. в контексте знаменитых
Александровских реформ был принят
Военно-судебный устав, в соответствии
с которым поэтапно стала создаваться
новая отечественная военно-
Устав определил, что судебная
власть в военном ведомстве
Полковые и военно-окружные
суды являлись судами первой инстанции
и рассматривали дела по существу.
Главный военный суд был судом
второй инстанции, решал дела по кассационным
жалобам и протестам
Судьи полковых судов назначались
командиром полка из числа офицеров
(председатель на один год, члены - на 6
месяцев). Военно-окружные суды состояли
из постоянных и временных членов.
Судьи военно-окружных судов и
Главного военного суда должны были иметь
офицерские звания и юридическое
образование. Подбирались они военным
министром и назначались
Декретом Совета Народных
Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от
24 ноября 1917 г. в стране были упразднены
все ранее действовавшие общие
судебные установления, в том числе
«военные и морские суды всех наименований»,
а взамен их были созданы местные
суды и революционные трибуналы,
в которых подлежали
Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.
В то же время политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы.
Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.