Работа при подготовке научного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Научные исследования, будучи творческой работой, прово­димой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную инфор­мацию, с другой, — сами являются интеллектуальной техноло­гией создания новой научной информации и знаний, важней­шим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследо­вательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематическо­го чтения научной литературы не может обойтись ни один под­линно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.

Работа состоит из  1 файл

контент.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)


 

1. Природа и типологические признаки научных изданий

В теории и практике издательского дела под научным книж­ным изданием принято понимать издание, которое содержит результаты теоретических и/или экспериментальных иссле­дований[1].

Научные исследования, будучи творческой работой, прово­димой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную инфор­мацию, с другой, — сами являются интеллектуальной техноло­гией создания новой научной информации и знаний, важней­шим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследо­вательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематическо­го чтения научной литературы не может обойтись ни один под­линно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.

Распространение информации, составляющей результаты научных исследований, обусловливается объективными закона­ми научно-технического прогресса и относится к важнейшим условиям обеспечения непрерывности и преемственности в раз- витии научного познания. Благодаря распространению резуль­татов научных исследований решается задача оценки научно­го, творческого труда ученых и специалистов. Эта обществен­ная сторона творческой жизни имеет особое значение для науч­ных работников, поскольку она оказывает воздействие на их признание и стимулирование научного творчества. В письмах о науке академик П.Л. Капица замечает: «Научная работа есть творческая работа, а современная научная работа есть к тому же и коллективная творческая работа. Всякий художник, чтобы творить с энтузиазмом, должен чувствовать, что его работу при­знают и понимают»[2].

В широком смысле предметом содержания научного издания является в целом наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности по изучению предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отноше­ний и закономерностей. К научным результатам, составляющим предмет содержания научного издания, относят научные фак­ты, установленные путем теоретических и/или эксперименталь­ных обоснований и доказательств. Предмет содержания вклю­чает также факты, которые характеризуют направление иссле­дования. Это — научная проблема или научная задача, цель ис­следования, выдвинутые гипотезы и идеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации (напри­мер, архивные материалы, результаты экспертных оценок и т.п.), условия, для которых полученные результаты являются досто­верными. Предмет содержания научного издания многообразен, в него входят факты, отражающие побочные результаты, кото­рые могут стать объектом самостоятельных научных исследо­ваний. К ним чаще всего относятся постановки (формулировки) новых проблем, научных задач, вопросов, выдвижение гипотез, идей, предположений и т.п.

В научной книге получает закрепление комплексный харак­тер научного познания, который проявляется в двуединстве и взаимосвязи теоретического и экспериментального, а также в диалектическом взаимодействии чувственного и рационально­го отражения действительности; содержащиеся в научной кни­ге факты являются результатом и одновременно строительным материалом науки.

Определение «научная» приложено ко всем книгам (издани­ям) во всех областях наук — фундаментальных и прикладных. Фундаментальными являются исследования, направленные на открытие новых законов природы и общества, установление новых принципов, выявление новых взаимосвязей явлений и объектов реальной действительности. Понятие фундаменталь­ности относится к глубине научного уровня собственно научной деятельности и ее результатов. Прикладными являются иссле­дования, результаты которых по степени завершенности и уров­ню практической значимости составляют основу книжных разработок[3]. Выделяют прикладные фундаментальные исследо­вания, отличие которых от собственно прикладных исследова­ний заключается в том, что они, ставя практические цели, для их достижения решают также задачи изучения явлений и зако­номерностей, ранее не познанных наукой. Такие исследования, несмотря на их практическую направленность, имеют теорети­ческую значимость.

Целевое назначение научного издания характеризуется со­вокупностью его функциональных свойств. Одна из важнейших функций научного издания— закрепление результатов научно­го познания. Пока результаты научной работы не оформлены до­кументально, она не признается завершенной. Основным сред­ством для фиксирования результатов научного исследования является научный отчет. Существует практика завершать науч­ные исследования представлением для опубликования научных монографий или статей для сборников научных трудов либо жур­налов. Примером тому может служить опыт Российской акаде­мии наук, которая во все времена уделяла особое внимание своей издательской деятельности, рассматривая публикацию научных трудов как важную составляющую и завершающий этап научных исследований академических институтов. Научные издания Ака­демии — это по сути отчет о деятельности ее научных учрежде­ний, о работе ее ученых и ведущих научных школ страны. Неда­ром в Академии бытует образное выражение, что «фундаменталь­ная наука рождается в Академии, а выходит в свет в издательстве «Наука», являющемся «сборочным цехом» Академии»[4].

Научные издания, выпускаемые академическим издатель­ством «Наука», энциклопедичны по своей тематике и отражают достижения почти всех разделов общественных, естественных, гуманитарных и технических наук.

Научное книгоиздание—это не только средство закрепления результатов научных исследований, но и важнейший способ пе­редачи их от поколения к поколению, распространения во време­ни и пространстве. «Просвещенный ум ... составляется из умов всех предшествующих веков», — говорил Б. Фонтенель, француз­ский ученый и писатель, характеризуя роль книги в передаче зна­ний по прошествии 250 лет после изобретения книгопечатания[5].

Наука нуждается в постоянном обмене информацией, в про­цессе которого ее создатель и потребитель меняются ролями. Этот принцип, который обязательно подразумевает участие двух и более сторон, взаимодействие участников, наиболее полно реализуется в системе научных коммуникаций.

Научная книга является эффективным способом взаимного информирования и общения ученых. Научно-коммуникацион­ные процессы в современной науке имеют глобальный масштаб. Развитие науки обусловливает содержание и объем научной ин­формации, включаемой в информационно-коммуникативный процесс, что способствует расширению и углублению научно-по­знавательной деятельности и новому росту науки в целом. Хо­рошо организованная и постоянно проводимая работа по рас­пространению информации необходима для решения ряда за­дач: 1) привлечения внимания и возбуждения интереса к ходу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 2) доведения результатов исследований и разрабо­ток до заинтересованных научных работников и специалистов; 3) рекламы результатов и стимулирования их реализации и вне­дрения; 4) апробации результатов; 5) закрепления приоритета. В итоге все это может (или должно) служить обеспечению рен­табельности и доходности (прибыльности) выполняемых иссле­дований и опытно-конструкторских разработок.

Здесь уместно привести слова академика М. Б. Миллионщикова «Научная книга — инструмент не менее важный, чем ис­следовательский прибор. Хорошо поставленное издание науч­ной литературы—непременное условие высокой эффективности ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику. Это и лицо нашей науки»[6].

Научная книга издавна выполняет функцию закрепления при­оритета в науке. Причем если в прошлом она не могла это делать достаточно оперативно, то в настоящее время по оперативности ее редакционно-издательской подготовки и выпуска сравнивает­ся с журналом, что достигается благодаря применению новых информационных технологий. К функциям научной книги сле­дует отнести также апробацию и практическую реализацию ре­зультатов научных исследований. В процессе своего развития человеческое общество, приспосабливаясь к объективным усло­виям, вынуждено находить пути изменения самих условий. От­сюда возникают научные проблемы и вытекают цели научных исследований. Конкретную реализацию результаты науки нахо­дят в материальном производстве, что проявляется во все более широком использовании новых информационных технологий и росте его наукоемкости.

Научная книга адресуется прежде всего деятелям науки, ко­торые являются не только потребителями научной информации, но и сами выступают в роли ее генераторов. Особенность читательского восприятия содержания научной книги заключается в том, что как читатель ученый не ограничивается простым по­ниманием текста, а становится активным соучастником твор­ческого процесса, следуя за автором. Он анализирует содержа­ние научной книги, оценивая его, соотносит со своей позицией и что-то находит бесспорным, новым и значимым, что-то вос­принимает, что-то, возможно, отвергает. Это делает чтение на­учной книги очень важным информационно-творческим эле­ментом научной работы ученого-читателя, являющегося членом научного сообщества и участником научной коммуникации. Это можно считать общим, принципиальным положением. Вместе с тем дифференциация и интеграция в науке ведет и к росту чис­ла читательских групп научной книги, и их разнообразию. Нуж­но отметить, что в научном обществе существуют еще и статус­ные различия, что может влиять на информационный обмен и, следовательно, на читательское положение его членов. Так, мож­но выделить крупных ученых, обладающих широкой известно­стью и авторитетом, и ученых, которые вступают в науку и де­лают в ней первые шаги. Хотя и те и другие профессионально занимаются наукой, круг чтения у них, по-видимому, будет разным. Свою читательскую аудиторию составляют специалисты, которые используют научные результаты для решения прикладных задач в различных сферах общественно-практической деятельности—тех­ники, производства, культуры, политики, экономики и т.д.

Научная книга является объектом чтения для аспирантов, магистрантов и студентов, которым она нужна при выполнении научных работ — дипломных, магистерских, кандидатских дис­сертаций, а также при освоении отдельных учебных дисциплин. Ввиду растущего интереса к научным изданиям среди населе­ния можно выделить группу читателей, которые не связаны с наукой непосредственно и относятся к иным сферам деятельно­сти, в большей степени это характерно для литературы по об­щественным наукам.

Разнообразие читательских категорий не значит, что при под­готовке научной книги приходится приспосабливать изложение к уровню подготовки читателя. Научную книгу читатель должен осваивать с учетом своих научных, образовательных возможнос­тей и познавательных интересов. Такая точка зрения проявляет­ся, например, в издательстве «Наука». Так, в научном издании «Че­ловек и общество в античном мире» (М.: Наука, 1998. 526 с.) ука­зано, что оно предназначено «для историков, филологов, архео­логов и всех интересующихся античной цивилизацией».

Традиции создания и распространения письменных сочине­ний научного содержания складывались веками. Древнейшими жанрами научных сочинений являются трактаты, поучения, ди­алоги, жизнеописания святых. Наука в современном ее понима­нии впервые зарождается в Греции VI в. до н. э. Однако научно- коммуникативный механизм письменности был освоен не сразу. Активно использовать книгу как средство научной коммуника­ции греки стали лишь со времени Аристотеля, которого принято считать первым «книжным» ученым Греции[7], хотя до него (тоже IV в. до н. э.) были и Платон, и Гиппократ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего научного знания[8].

Тематика, содержание, научный уровень книги в конечном счете зависят от состояния науки. На научно-информационный облик научной книги накладывают отпечаток общественные условия, социально-экономические, политические и идеологи­ческие особенности. Это хорошо заметно на примере Древней Руси. В X-XII вв. основное место в литературе, близкой к обще­ственной тематике, на Руси занимали переводные книги. Оте­чественная научная мысль развивалась слабо. Церковь запре­щала и уничтожала научные сочинения, многие из них погибли в событиях времени. Те, которые сохранились, свидетельству- ют, что стремление к познанию окружающего мира существо­вало. Был интерес к природоведческим книгам. Одним из пер­вых сводов знаний по общественным наукам были «Христианс­кая топография» Кузьмы Индикополова (XII в.) и «Толковая Па­лея» (XIII в.). В них изложено искаженное представление древ­них греков о мире, например отрицалась шарообразность Зем­ли. Зато они были освящены церковью. Космографические пред­ставления о мире излагались в «Шестидневах», которые пред­ставляли собой своеобразные энциклопедии. К концу XV в. на Руси имелись астрономические сочинения, вполне отражавшие уровень науки того времени («Космография», «Шестокрыл»)[9].

Возникновение в 1564 г. в Москве книгопечатания поначалу не оказало влияния на научную книгу, она продолжала понем­ногу развиваться в рукописном виде. В XVT-XVTI в.в. наука и тех­ника в какой-то мере становились государственной потребнос­тью, так возникли рукописи по химической технологии, горно­му делу, военной технике, отдельные из которых сохранились до нашего времени.

В средние века письменное научное творчество стало обособ­ляться. Книгопечатание отделило техническую сторону научной коммуникации от ее содержательной стороны. Вследствие это­го знание получило возможность выбирать речевые формы в соответствии с научным содержанием. Встает вопрос о созда­нии наукой своего языка, о функционально обусловленном сти­ле научной прозы. Латынь, которая за период своего средневе­кового господства успела выработать определенную традицию научного изложения, превратилось в средство, которое сковы­вало мысль. В XVII в. в сфере ученых уже появляется стремле­ние к логичности, убедительности, четкости изложения, забота о том, чтобы читатель имел возможность лучше обозревать (вос­принимать) и усваивать написанное. Так постепенно происхо­дит переход на новые проблемы научного изложения и на дру­гие языки.

Между тем книгопечатание постепенно шло по пути разви­тия. В России этому содействовало учреждение Академической типографии, созданной в 1727 г., вышло в свет первое научное издание Академии наук[10].

 

2. Виды научных изданий

Информация о работе Работа при подготовке научного издания