Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа
Научные исследования, будучи творческой работой, проводимой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную информацию, с другой, — сами являются интеллектуальной технологией создания новой научной информации и знаний, важнейшим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследовательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематического чтения научной литературы не может обойтись ни один подлинно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.
1. Природа и типологические признаки научных изданий
В теории и практике издательского дела под научным книжным изданием принято понимать издание, которое содержит результаты теоретических и/или экспериментальных исследований[1].
Научные исследования, будучи творческой работой, проводимой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную информацию, с другой, — сами являются интеллектуальной технологией создания новой научной информации и знаний, важнейшим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследовательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематического чтения научной литературы не может обойтись ни один подлинно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.
Распространение информации, составляющей результаты научных исследований, обусловливается объективными законами научно-технического прогресса и относится к важнейшим условиям обеспечения непрерывности и преемственности в раз- витии научного познания. Благодаря распространению результатов научных исследований решается задача оценки научного, творческого труда ученых и специалистов. Эта общественная сторона творческой жизни имеет особое значение для научных работников, поскольку она оказывает воздействие на их признание и стимулирование научного творчества. В письмах о науке академик П.Л. Капица замечает: «Научная работа есть творческая работа, а современная научная работа есть к тому же и коллективная творческая работа. Всякий художник, чтобы творить с энтузиазмом, должен чувствовать, что его работу признают и понимают»[2].
В широком смысле предметом содержания научного издания является в целом наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности по изучению предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей. К научным результатам, составляющим предмет содержания научного издания, относят научные факты, установленные путем теоретических и/или экспериментальных обоснований и доказательств. Предмет содержания включает также факты, которые характеризуют направление исследования. Это — научная проблема или научная задача, цель исследования, выдвинутые гипотезы и идеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации (например, архивные материалы, результаты экспертных оценок и т.п.), условия, для которых полученные результаты являются достоверными. Предмет содержания научного издания многообразен, в него входят факты, отражающие побочные результаты, которые могут стать объектом самостоятельных научных исследований. К ним чаще всего относятся постановки (формулировки) новых проблем, научных задач, вопросов, выдвижение гипотез, идей, предположений и т.п.
В научной книге получает закрепление комплексный характер научного познания, который проявляется в двуединстве и взаимосвязи теоретического и экспериментального, а также в диалектическом взаимодействии чувственного и рационального отражения действительности; содержащиеся в научной книге факты являются результатом и одновременно строительным материалом науки.
Определение «научная» приложено ко всем книгам (изданиям) во всех областях наук — фундаментальных и прикладных. Фундаментальными являются исследования, направленные на открытие новых законов природы и общества, установление новых принципов, выявление новых взаимосвязей явлений и объектов реальной действительности. Понятие фундаментальности относится к глубине научного уровня собственно научной деятельности и ее результатов. Прикладными являются исследования, результаты которых по степени завершенности и уровню практической значимости составляют основу книжных разработок[3]. Выделяют прикладные фундаментальные исследования, отличие которых от собственно прикладных исследований заключается в том, что они, ставя практические цели, для их достижения решают также задачи изучения явлений и закономерностей, ранее не познанных наукой. Такие исследования, несмотря на их практическую направленность, имеют теоретическую значимость.
Целевое назначение научного издания характеризуется совокупностью его функциональных свойств. Одна из важнейших функций научного издания— закрепление результатов научного познания. Пока результаты научной работы не оформлены документально, она не признается завершенной. Основным средством для фиксирования результатов научного исследования является научный отчет. Существует практика завершать научные исследования представлением для опубликования научных монографий или статей для сборников научных трудов либо журналов. Примером тому может служить опыт Российской академии наук, которая во все времена уделяла особое внимание своей издательской деятельности, рассматривая публикацию научных трудов как важную составляющую и завершающий этап научных исследований академических институтов. Научные издания Академии — это по сути отчет о деятельности ее научных учреждений, о работе ее ученых и ведущих научных школ страны. Недаром в Академии бытует образное выражение, что «фундаментальная наука рождается в Академии, а выходит в свет в издательстве «Наука», являющемся «сборочным цехом» Академии»[4].
Научные издания, выпускаемые академическим издательством «Наука», энциклопедичны по своей тематике и отражают достижения почти всех разделов общественных, естественных, гуманитарных и технических наук.
Научное книгоиздание—это не только средство закрепления результатов научных исследований, но и важнейший способ передачи их от поколения к поколению, распространения во времени и пространстве. «Просвещенный ум ... составляется из умов всех предшествующих веков», — говорил Б. Фонтенель, французский ученый и писатель, характеризуя роль книги в передаче знаний по прошествии 250 лет после изобретения книгопечатания[5].
Наука нуждается в постоянном обмене информацией, в процессе которого ее создатель и потребитель меняются ролями. Этот принцип, который обязательно подразумевает участие двух и более сторон, взаимодействие участников, наиболее полно реализуется в системе научных коммуникаций.
Научная книга является эффективным способом взаимного информирования и общения ученых. Научно-коммуникационные процессы в современной науке имеют глобальный масштаб. Развитие науки обусловливает содержание и объем научной информации, включаемой в информационно-коммуникативный процесс, что способствует расширению и углублению научно-познавательной деятельности и новому росту науки в целом. Хорошо организованная и постоянно проводимая работа по распространению информации необходима для решения ряда задач: 1) привлечения внимания и возбуждения интереса к ходу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 2) доведения результатов исследований и разработок до заинтересованных научных работников и специалистов; 3) рекламы результатов и стимулирования их реализации и внедрения; 4) апробации результатов; 5) закрепления приоритета. В итоге все это может (или должно) служить обеспечению рентабельности и доходности (прибыльности) выполняемых исследований и опытно-конструкторских разработок.
Здесь уместно привести слова академика М. Б. Миллионщикова «Научная книга — инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы—непременное условие высокой эффективности ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику. Это и лицо нашей науки»[6].
Научная книга издавна выполняет функцию закрепления приоритета в науке. Причем если в прошлом она не могла это делать достаточно оперативно, то в настоящее время по оперативности ее редакционно-издательской подготовки и выпуска сравнивается с журналом, что достигается благодаря применению новых информационных технологий. К функциям научной книги следует отнести также апробацию и практическую реализацию результатов научных исследований. В процессе своего развития человеческое общество, приспосабливаясь к объективным условиям, вынуждено находить пути изменения самих условий. Отсюда возникают научные проблемы и вытекают цели научных исследований. Конкретную реализацию результаты науки находят в материальном производстве, что проявляется во все более широком использовании новых информационных технологий и росте его наукоемкости.
Научная книга адресуется прежде всего деятелям науки, которые являются не только потребителями научной информации, но и сами выступают в роли ее генераторов. Особенность читательского восприятия содержания научной книги заключается в том, что как читатель ученый не ограничивается простым пониманием текста, а становится активным соучастником творческого процесса, следуя за автором. Он анализирует содержание научной книги, оценивая его, соотносит со своей позицией и что-то находит бесспорным, новым и значимым, что-то воспринимает, что-то, возможно, отвергает. Это делает чтение научной книги очень важным информационно-творческим элементом научной работы ученого-читателя, являющегося членом научного сообщества и участником научной коммуникации. Это можно считать общим, принципиальным положением. Вместе с тем дифференциация и интеграция в науке ведет и к росту числа читательских групп научной книги, и их разнообразию. Нужно отметить, что в научном обществе существуют еще и статусные различия, что может влиять на информационный обмен и, следовательно, на читательское положение его членов. Так, можно выделить крупных ученых, обладающих широкой известностью и авторитетом, и ученых, которые вступают в науку и делают в ней первые шаги. Хотя и те и другие профессионально занимаются наукой, круг чтения у них, по-видимому, будет разным. Свою читательскую аудиторию составляют специалисты, которые используют научные результаты для решения прикладных задач в различных сферах общественно-практической деятельности—техники, производства, культуры, политики, экономики и т.д.
Научная книга является объектом чтения для аспирантов, магистрантов и студентов, которым она нужна при выполнении научных работ — дипломных, магистерских, кандидатских диссертаций, а также при освоении отдельных учебных дисциплин. Ввиду растущего интереса к научным изданиям среди населения можно выделить группу читателей, которые не связаны с наукой непосредственно и относятся к иным сферам деятельности, в большей степени это характерно для литературы по общественным наукам.
Разнообразие читательских категорий не значит, что при подготовке научной книги приходится приспосабливать изложение к уровню подготовки читателя. Научную книгу читатель должен осваивать с учетом своих научных, образовательных возможностей и познавательных интересов. Такая точка зрения проявляется, например, в издательстве «Наука». Так, в научном издании «Человек и общество в античном мире» (М.: Наука, 1998. 526 с.) указано, что оно предназначено «для историков, филологов, археологов и всех интересующихся античной цивилизацией».
Традиции создания и распространения письменных сочинений научного содержания складывались веками. Древнейшими жанрами научных сочинений являются трактаты, поучения, диалоги, жизнеописания святых. Наука в современном ее понимании впервые зарождается в Греции VI в. до н. э. Однако научно- коммуникативный механизм письменности был освоен не сразу. Активно использовать книгу как средство научной коммуникации греки стали лишь со времени Аристотеля, которого принято считать первым «книжным» ученым Греции[7], хотя до него (тоже IV в. до н. э.) были и Платон, и Гиппократ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего научного знания[8].
Тематика, содержание, научный уровень книги в конечном счете зависят от состояния науки. На научно-информационный облик научной книги накладывают отпечаток общественные условия, социально-экономические, политические и идеологические особенности. Это хорошо заметно на примере Древней Руси. В X-XII вв. основное место в литературе, близкой к общественной тематике, на Руси занимали переводные книги. Отечественная научная мысль развивалась слабо. Церковь запрещала и уничтожала научные сочинения, многие из них погибли в событиях времени. Те, которые сохранились, свидетельству- ют, что стремление к познанию окружающего мира существовало. Был интерес к природоведческим книгам. Одним из первых сводов знаний по общественным наукам были «Христианская топография» Кузьмы Индикополова (XII в.) и «Толковая Палея» (XIII в.). В них изложено искаженное представление древних греков о мире, например отрицалась шарообразность Земли. Зато они были освящены церковью. Космографические представления о мире излагались в «Шестидневах», которые представляли собой своеобразные энциклопедии. К концу XV в. на Руси имелись астрономические сочинения, вполне отражавшие уровень науки того времени («Космография», «Шестокрыл»)[9].
Возникновение в 1564 г. в Москве книгопечатания поначалу не оказало влияния на научную книгу, она продолжала понемногу развиваться в рукописном виде. В XVT-XVTI в.в. наука и техника в какой-то мере становились государственной потребностью, так возникли рукописи по химической технологии, горному делу, военной технике, отдельные из которых сохранились до нашего времени.
В средние века письменное научное творчество стало обособляться. Книгопечатание отделило техническую сторону научной коммуникации от ее содержательной стороны. Вследствие этого знание получило возможность выбирать речевые формы в соответствии с научным содержанием. Встает вопрос о создании наукой своего языка, о функционально обусловленном стиле научной прозы. Латынь, которая за период своего средневекового господства успела выработать определенную традицию научного изложения, превратилось в средство, которое сковывало мысль. В XVII в. в сфере ученых уже появляется стремление к логичности, убедительности, четкости изложения, забота о том, чтобы читатель имел возможность лучше обозревать (воспринимать) и усваивать написанное. Так постепенно происходит переход на новые проблемы научного изложения и на другие языки.
Между тем книгопечатание постепенно шло по пути развития. В России этому содействовало учреждение Академической типографии, созданной в 1727 г., вышло в свет первое научное издание Академии наук[10].
2. Виды научных изданий