Работа при подготовке научного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Научные исследования, будучи творческой работой, прово­димой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную инфор­мацию, с другой, — сами являются интеллектуальной техноло­гией создания новой научной информации и знаний, важней­шим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследо­вательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематическо­го чтения научной литературы не может обойтись ни один под­линно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.

Работа состоит из  1 файл

контент.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Статья может быть теоретической (аналитической), содер­жать изложение хода и результатов экспериментальных иссле­дований, чем, в частности, бывает определена ее структура. В принципе статья строится как научно-монографическое произ­ведение небольшого объема. Она обычно снабжается библиогра­фическим списком, имеет библиографические ссылки.

Реализация концепции издания осуществляется редакто­ром, начиная с анализа оценки авторского оригинала произве­дения. Это требует знаний общенаучных понятий, а также на­учной ситуации в области, к которой относится тема анализи­руемого произведения, и информационно-коммуникативных запросов читателей. Для правильной и всесторонней оценки авторского оригинала произведения редактору важно опирать­ся на помощь научных консультантов и рецензентов.

Редактор должен обратить внимание на актуальность темы и обоснованность ее выбора. Хотя выбор темы бывает предоп­ределен планом изданий данного издательства и к тому же еще планом научно-исследовательских работ, она ко времени поступ­ления авторского оригинала к редактору может потерять свою актуальность. Кроме того, в современных условиях в системе книгоиздания, в том числе и научного, могут возникать ситуа­ции, когда требуется принять в работу внеплановый авторский оригинал. Актуальность темы определяется ее научным и народ­нохозяйственным значением, а также соответствием современ­ному уровню и перспективам развития науки и производства.

Оценив актуальность темы, редактор определяет полноту и точность отражения в авторском оригинале вопросов, предус­мотренных планом-проспектом. При этом редактор может об­судить с автором и при необходимости обратить его внимание на целесообразность уточнений и изменений, имеющих важ­ное значение для подготовки издания. Тут редактор должен учитывать, что от написания проспекта до завершения автор­ского оригинала проходит порой значительное время, поэтому отступления от ранее принятого плана могут быть обусловле­ны, в частности, логикой объективного развития науки.

На стадии первичного анализа и оценок авторского оригина­ла редактору следует еще раз обратиться к выяснению того, ка­кое место займет данное издание в ассортименте литературы по освещаемой теме. Для этого требуется знать, когда и какие кни­ги изданы, какие имеются в продаже, какие подготавливаются к печати и т.д.

Анализируя разработку темы, редактор пользуется общими критериями, применяемыми в теории и практике редактирова­ния, учитывая при этом специфику научного произведения. Ре­дактор оценивает научность, достоверность, обоснованность фактического материала, его репрезентативность, полноту; структуру произведения, логику его построения, языково-стилистические качества, реализацию замысла (цели исследова­ния), чтобы составить достаточно полное представление о целе­сообразности работы над подготовкой издания. На методику редактирования конкретных произведений научной литерату­ры оказывают влияние их жанровые особенности, резко выра­женная специализация и глубокое расчленение современной науки на отдельные отрасли, что является следствием ее диф­ференциации и одновременно с этим интеграции. Своей специ­фикой отличается редактирование произведений в различных областях наук—естественных, общественных, технических. На работу редактора над научным произведением и подготовкой издания налагает отпечаток и взаимодействие наук, которое приобретает все более актуальный характер. Усиление взаимо­связи общественных, естественных и технических наук, что рас­сматривается в качестве ведущей тенденции современной на­уки, ставит задачу комплексного подхода к редакторскому ана­лизу и оценке содержания научного произведения.

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал. Факты научно документируют процесс и результат исследования, обусловливают научную значимость полученного результата и его новизну. Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ни­чего не должна принимать на веру, она существует и развивает­ся на почве достоверных фактов. Под фактом понимаются объек­тивно существующая вещь, свойство, явление, событие, рас­сматриваемое обособленно от своей системы и условий, т.е. как нечто единичное, познанное человеком. До времени пока явле­ние или событие не установлено и не познано, его нельзя счи­тать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Первая элементарная операция с фактами начинается с опи­сания, она сводится к фиксированию, перечислению, группи­рованию и установлению их связи с научными понятиями. Пос­ледующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь. Объяснить данный факт значит поставить его в объективно существующую при­чинную, закономерную взаимосвязь с другими фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случай­ные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстраци­ей, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности. Умение различать необходимые и случайные факты позволяет редактору выяснить их важность в развитии логики научного исследования.

На основе фактов, правильного их объяснения рождается на­учная теория. Факты, взятые в их объективной связи, служат критерием степени научности, т.е. содержательной стороны те­ории. Связь с фактами, неотрывность от них имеет решающее значение для устойчивости теории, ее незыблемости. Связь тео­рии с фактами заключается и в том, что она выражает знания о законах соответствующей науки и диктует критерии точности и адекватности при оценке фактов и определении их достовернос­ти. Наконец, научная теория сама является фактом. Факты в на­учном произведении отражают все многообразие информации, от­носящейся к предмету исследования, как исходной, так и получа­емой и привлекаемой в ходе исследования и являющейся ее резуль­татом. Это все то, что составляет информационную опору иссле­дования и новое научное знание. Сюда относятся данные наблю­дений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспери­ментальные данные, известные и новые теории, законы и законо­мерности, классификации и типологии как формы научного зна­ния, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т.п. От­носят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рас­сматриваться как элементы определенной системы и в связи с те­мой научного произведения и предметом исследования; они дол­жны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.

Поскольку одна из задач редактирования состоит в том, что­бы обеспечить гармоничное единство содержания и формы на­учного произведения, большое значение имеет анализ его структуры. Детальное изучение структуры, сознательная ак­центировка внимания на этом аспекте анализа позволяют до­биться ясности изложения материала, сконцентрировать ин­терес читателя и направить его восприятие на первоочередное постижение наиболее значительных в научном отношении фрагментов текста.

Работа над структурой, усовершенствование ее в процессе редактирования — весьма важная и ответственная задача, ре­шение которой требует глубокого осмысления произведения в целом. Одно из основных требований к структуре произведения — чтобы материал излагался по четкому плану. Реализация это­го требования достигается, когда в произведении отражена внут­ренняя логика развития и характер отражаемого предмета или явления, когда изложение содержания отражает жанровую спе­цифику произведения и подчинено целевому назначению изда­ния. Весьма важно, чтобы структура научного произведения обеспечивала возможность ясно видеть, как достигнута цель исследования.

В принципе в научных произведениях, составляющих осно­ву научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое назначение, пост­роение и содержательное наполнение.

Во вводной части обычно обосновывается актуальность темы и целесообразность ее разработки (решения научной проблемы или задачи), приводится цель исследования; могут быть обозна­чены условия, в которых проведено исследование, изложен ме­тод; дается краткая характеристика и оценка результатов (новиз­на, теоретическая и практическая значимость); указывается сте­пень апробации и реализации результатов; отмечаются особен­ности исследования, изложения материала. Задача вводной ча­сти —подготовить читателя к восприятию произведения в целом, ориентировать его в материале.

Основная часть имеет цель показать процесс исследования проблемы и разработки темы, пути получения результатов и сами результаты. Здесь приводятся постановки задач, их реше­ния, необходимые описания и объяснения, доказательства и обоснования. Основная часть служит формированию нового научного знания на основе анализа и синтеза информации.

В заключительной части в соответствии с логикой исследо­вания подводится итог работы, формулируются выводы, приво­дятся рекомендации, указываются возможные направления последующих научных исследований, чем подчеркивается не­прерывность науки, ее динамичность и постоянство развития.

Анализируя и оценивая структуру произведения, редактор обязан обратить внимание на то, имеется ли четкая постановка задачи, учитывается ли читательский адрес, как выделены ре­зультаты исследования. Структура должна обеспечивать быст­рое, точное, доходчивое доведение содержания до читателя.

Анализируя авторский оригинал произведения, редактор обя­зан оценить значимость его различных частей и соотношение между ними. Нужно убедиться, что текст не перегружен второ­степенными материалами и особенно такими, которые пред­ставляют собой черновые, предварительные, рабочие вариан­ты без необходимых обобщений и выводов. Одно из основных требований заключается в том, чтобы материал был изложен по четкому плану. Отсюда от редактора требуется оценить план изложения в целом и по отдельным частям. Не следует удовлет­воряться только тем, что научное произведение имеет достаточ­но выраженное деление на вводную, основную и заключитель­ную части. Не менее важно установить, насколько логично деле­ние основной части на разделы, главы, параграфы и абзацы. Си­стема рубрик является наглядной формой реализации внутрен­ней структуры научного произведения. Однако не следует при­нимать без анализа рубрикацию, предложенную автором. Может случиться так, что предложенное им оглавление не во всем отра­жает содержание произведения. Поэтому в процессе чтения ав­торского оригинала редактору следует составить свой план, имея в виду, что рубрикация является важным средством, обеспечива­ющим реализацию авторского замысла, всесторонне исследовать взятый им предмет, выявить его существенные отличительные черты и связь с другими, ему подобными, предметами действитель­ности. Таким образом, структура научного произведения нераз­рывно связана с содержанием и логикой его изложения, она под­чинена созданию условий удобства работы читателя над произве­дением, быстрого и точного нахождения нужной информации.

Основой произведения является текст, в нем заключено со­держание, он служит носителем основной информации. Имен­но поэтому в работе редактора над произведением главное вни­мание уделяется тексту. Отсюда важно знать, что текст должен обладать такими свойствами, как развернутость, целостность, системность, связность, завершенность. Как носитель содержа­ния, как основа произведения текст создается автором с опре­деленным целевым назначением, с помощью текста автор уста­навливает связь со своим собеседником — читателем книги, включается в систему научной коммуникации.

Строго логическое построение текста, плавное его развитие, когда каждая авторская мысль не только вытекает из некоторых посылок, но и имеет закономерные ассоциативные связи с дру­гой, причастной к ней информацией, включая личный авторс­кий опыт, можно считать лишь идеалом. Редактору следует учи­тывать, что в структуре научного текста можно выделить поня­тийно-логическую, оценочную составляющую и композицию содержания. Эти компоненты являются средством обеспечения таких отличительных свойств текста, как единство и связность. Потребность в связях становится затем необходимой в процессе синтеза информации. Для этого используется логическая связь, которая обеспечивает смысловую последовательность и непро­тиворечивость изложения и определяет способ группирования материала. При этом важно соблюдать единый подход к рассмат­риваемым явлениям (предметам).

Редактор оценивает целесообразность использования различ­ных методов изложения. Обычно изложение ведется от частного к общему—методом индуктивного рассуждения, умозаключения, либо от общего к частному—дедуктивным методом рассуждения. Процесс индуктивного обобщения сводится к переносу знания, полученного путем исследования некоторой совокупности пред­метов, на более широкий крут предметов. Индуктивный метод играет большую роль в формировании общего научного знания —в открытии законов, выдвижении гипотез; он создает научную базу для формирования и введения в науку новых понятий. Ин­дуктивное положение обладает высокой степенью доказательно­сти, хотя и считается менее экономичным, чем дедуктивное, с точки зрения требуемого объема текста. Индукция тесно связана с дедукцией, поскольку любой единичный факт может быть по­нят только через включение его в уже сложившуюся систему по­нятий. Вместе с тем дедукция зависит от наблюдения, экспери­мента и индукции. Дедуктивный метод является основным при построении и обосновании теорий.

Метод изложения определяется природой предмета исследо­вания, характером информации и читательским адресом. В на­учном произведении используются логический и исторический методы изложения. Первый дает возможность проследить ход авторского рассуждения, создать модель научного исследова­ния, всесторонне рассмотреть тот или иной объект. Изложение строится на основе показа причины и следствия, элементов и результата их взаимодействия, исследования отдельных частей и всей структуры в целом. Логический метод предполагает пос­ледовательное членение материала на смысловые фрагменты. Чаще всего он используется в произведениях, где всесторонне анализируются свойства предмета или явления, различные сто­роны одного объекта научного познания. Этот метод отличает­ся высокой информативностью.

Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хроно­логической последовательности. Он эффективен в тех произве­дениях, которые призваны отразить развитие изучаемого явле­ния последовательно, этап за этапом, с выявлением и всесторон­ним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия.

Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литера­туры. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоре­тических работах и являющиеся свидетельством диалектичес­кого осмысления научных фактов.

Информация о работе Работа при подготовке научного издания