Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа
Научные исследования, будучи творческой работой, проводимой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную информацию, с другой, — сами являются интеллектуальной технологией создания новой научной информации и знаний, важнейшим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследовательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематического чтения научной литературы не может обойтись ни один подлинно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.
На научную самостоятельность вступительной статьи указывает то, что она обычно является авторским произведением известного ученого, видного специалиста. Поэтому иногда вступительную статью заменяет самостоятельная работа авторитетного ученого, тематически связанная с публикуемым научным изданием. Подобная работа, выполняющая роль вступительной статьи, находит применение как в научных монографиях, так и в сборниках научных трудов.
В некоторых научных изданиях может быть опубликовано послесловие. Это относится главным образом к переводным изданиям или к работам исторической тематики. Послесловие нужно, чтобы объяснить современное понимание научной проблемы, роль автора в изучении предмета исследования, особенности подходов и концепций отечественных и зарубежных ученых.
Свои задачи и методические особенности есть в работе редактора над примечаниями и комментариями. Эти элементы аппарата достаточно широко применяются в научной книге. Различие между ними в том, что примечания имеют объективно справочный характер, они дают краткую справку, ссылку на источник, приводят перевод иноязычного текста, сообщают какой-либо дополнительный факт; комментарии предлагают толкование публикуемых текстов, выражают мнение составителя (комментатора) или редактора, их отношение к публикуемому материалу.
Форма сопровождения текста комментариями или примечаниями, их количество, степень детализации в значительной мере зависят от конкретного издания, характера информации, предмета рассмотрения, читательского назначения. Редактору нужно видеть необходимость или целесообразность примечаний или комментариев, добиваться, чтобы они были непосредственно связаны с основным текстом, отличались точностью, достоверными, краткими и в то же время достаточными. Для этой цели в основном тексте используются отсылки к соответствующим примечаниям или комментариям. В свою очередь, при самих этих элементах должно быть указано, кто является комментатором или кому принад лежит примечание. В оформлении самих элементов следует придерживаться определенной системы и единообразия. Это требование относится как к месту расположения, так и к выделениям, использованию различных шрифтов и кеглей.
Примечания и комментарии могут быть настолько необходимыми, что в некоторых случаях на них приходится отводить до 10-15% основного текста (например, при подготовке томов переписки). В принципе нужно стремиться к тому, чтобы их общий объем не превышал 5%. При подготовке многотомных изданий примечания и комментарии к тексту одного тома не следует переносить в другой том. Редакционные примечания предпочтительно давать после основного текста, увязывая поясняемый текст с примечаниями последовательной нумерацией, которая может быть сплошной по всему изданию или по его структурным фрагментам. Пояснения к отдельным местам текста в разделе примечаний могут быть даны путем повторения поясняемого слова с указанием страницы, на которой оно расположено.
Авторские примечания, а также переводы иноязычных слов и выражений целесообразно давать в сносках под текстом с целью удобства пользования ими читателем. В некоторых случаях переводы могут быть оформлены в виде указателя иностранных слов.
В научные издания, как правило, включают указатели: предметные, именные, терминологические (указатели терминов), географических названий и др. Указатель —один из важнейших элементов аппарата, это средство, обеспечивающие навигацию, информационный поиск, ориентирование в тексте, удобство пользования книгой.
В задачи подготовки научного издания входят выбор вида указателя, обоснование его состава и структуры, работа над его формированием. Наиболее часто в научной книге используются предметные и именные указатели. Они могут быть раздельными или смешанными (комбинированными) и обычно строятся по алфавиту. Систематические предметные указатели помещают в собраниях сочинений или в многотомных изданиях.
Задача предметного указателя—представить основные вопросы содержания издания. В состав указателя включаются понятия, которые имеются непосредственно в тексте издания, а также те, которые установлены составителем согласно содержанию произведения. Отбор понятий для указателя—одна из важнейших и трудных задач. Для редактора может представить затруднение, какие—понятия относить к основным рубрикам и какие к подрубрикам. Общее правило заключается в том, что рубрика отражает основное понятие, подрубрика обозначает признак (особенность, деталь, сторону, свойство) предмета. Для наиболее удобного пользования указателем каждая отдельная рубрика должна содержать не более 25-30 ссылок на страницы. Когда число ссылок превышает указанные цифры, применяются подрубрики.
Стремление включить в указатель как можно больше предметов не должно приводить к увеличению его объема (рекомендуемый объем — 5% от объема издания). Поэтому наряду с тщательным отбором понятий рекомендуется определить приемы и средства, обеспечивающие экономное построение указателя.
В научной книге целесообразно иметь списки таблиц, иллюстраций, что позволяет читателю использовать отдельные элементы издания самостоятельно, вне основного текста. В изданиях по естественным наукам наряду с предметными указателями находят применение указатели географических названий, растений, медицинских препаратов; в изданиях по общественным наукам—указатели исторических событий, памятников и т.д.
При построении указателей и их языковом оформлении ре- дактору нужно добиваться, чтобы были обеспечены внутренние логические связи, правильное, однозначное и точное написание слов, все термины, предметы, имена, названия должны быть только в именительном падеже.
Специфическими указателями — являются содержание или оглавление — самые первые справочно-поисковые элементы в составе аппарата издания. Первое употребляется в изданиях, со- стоящих из нескольких произведений, что характерно для сборников. Второе используется в монографических изданиях, в которых основу составляет одно произведение. Задача редактиро- вания—обеспечить точное соответствие названий структурных частей по тексту с названиями в содержании (оглавлении).
В содержание (оглавление) следует включать все рубрики, не ограничиваясь только названиями разделов или глав, а в сборниках— заглавиями статей. Ввиду поисковой значимости содержания (оглавления) его целесообразно размещать в начале издания.
Принадлежностью аппарата научного издания нужно считать приложения. Они представляют собой различного рода дополнительные или рабочие материалы, которые бывают необходимы для выполнения исследования. Это методики, расчеты, данные экспериментов, анкеты, нормативные документы, архивные материалы и т.п. Естественно, что в приложения следует включать только то, что требуется для подтверждения результатов, удостоверения их точности, достоверности, полноты. Приложения должны быть связаны с основным текстом ссылками и при необходимости пояснениями.
[1] К научным относят также издания, которые включают подготовленные на основе научных исследований классические произведения, памятники письменной культуры, архивные материалы, исторические документы и т.п.
[2] Капица П.Л. Письма о науке: 1930-1980. М.: Московский рабочий, 1989. С. 138.
[3] См.: Проблемы интенсификации научной деятельности: Научно-аналит. обзор / АН СССР; ИНИОН. М., 1989. С. 15-19.
[4] Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). Кн.1. М.: Наука, 1999. С. 3.
[5] Цит. по ист.: Слово о книге/Сост. С. Лихтенштейн. М.: Книга, 1984. С. 136.
[6] Миллионщиков М.Б. Наука и книга//Правда. 1966.15 дек.
[7] См.: Славгородская Л.В. Взаимодействие устной и письменной речи в сфере научного знания (исторический очерк) // Научная литература. Язык, стиль, жанры. М.: Наука, 1985. С. 21.
[8] См.: Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С.75.
[9] См.: Черняк А.Я. История технической книги. Изд. 2-е, перераб. М.: Книга, 1981. С.35.
[10] См.: Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). Кн. 1. М.: Наука, 1999. С.6.
[11] См.: Ленский Б. Российское книгоиздание: из века 20-го в век 21-й//Книжное обозрение. 2001. 5 марта.
[12] Ракитов А.И Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М. Политиздат, 1982. С. 103.