Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выделить реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть художественный мир Гоголя;

- проанализировать фантастическое и реальное в «Петербургских повестях»;

- выделить особенности и значение фантастики и реализма в «Петербургских повестях» Гоголя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГОГОЛЯ
РАЗДЕЛ 2. ГРОТЕСК В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.ГОГОЛЯ
РАЗДЕЛ 3. РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ»: ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3.1 Особенности «Петербургских повестей» Н. Гоголя
3.2 Реальное и фантастичное в «Петербургских повестях»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Приём гротеска в петербургских повестях Гоголя.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Резко критикуя дворянское общество, его паразитизм, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков. Как говорил в подцензурных условиях Белинский о Петербургских повестях, «грязная действительность» наводила читателей «на созерцание идеальной действительности».

     Петербургские повести явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.

     В отличие от многих романтиков, у  которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно  переплетается с реальностью  и служит средством комического  или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

     Особенность гоголевской фантастики в том, что  она основана на сближении людских  персонажей с «нечистой силой».

     Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

     Потерпели крушение мечтания о полезной государственной  службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аскаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.  

      

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Анненский И. О формах фантастического у  Гоголя, - М.: Наука, 1979.с.22
  2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, - М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.
  3. Бурков И.А. Николай Гоголь, - М.:Просвящение, 1989. – 549с.
  4. Виноградов В.В., Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», М.:Просвящение, 1953, т. III.
  5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 - 546 / А. И. Герцен. - Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. - 723 с.
  6. Гоголь Н.В. Избранное, - М.: Просвящение, 1988. – 384с.
  7. Гоголь Н.В. Избранное, - СПб.:Питер, 2000. – 653с.
  8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.
  9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.
  10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
  11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.
  12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.
  13. Малиновская И.Р. Слово классика, - Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.
  14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.
  15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.
  16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.
  17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, - 580 с.
  18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, - М.: Высшая школа, 2000. – 197с.
  19. Тихонравов Н., Заметки о словаре, составленном Гоголем. «Сборник Общества любителей российской словесности», М. 1891, стр. 113—114.
  20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.
  21. Ящук И.П. Русская литература, - М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Информация о работе Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя