Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:17, контрольная работа
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.
Понятие о фольклоре.
Устное народное творчество как часть народного быта.
Отличия устного народного творчества от художественной литературы.
Роль фольклора в формировании личности ребенка.
Поэзия младенчества колыбельные пестушки потешки.
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.
Календарно обрядовая поэзия: заклички, колядки, детские заговоры.
Использование традиции малых форм в творчестве К. И. Чуковского.
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор».
Г.С.Виноградов.
Понятие о фольклоре.
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.
Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.
Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.
Фолькло́р — народное творчество,
чаще всего именно устное; художественная
коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения,
идеалы; создаваемые народом и бытующие
в народных массах поэзия (предания, песни,
частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная
музыка (песни, инструментальные наигрыши
и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы,
театр кукол), танец, архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор – основное средство народной
педагогики. Народная педагогика – это
учебный предмет и вид деятельности взрослых
по воспитанию подрастающего поколения,
совокупность и взаимосвязь представлений
и идей, взглядов и мнений и убеждений,
а также навыков и приемов народа по вопросам
развития воспитания и обучения подрастающего
поколения, отраженных в народном творчестве.
Это и менталитет нации по отношению к
подрастающему поколению, и воспитательные
традиции в семье и обществе, и связь и
преемственность поколений.
Устное народное творчество как часть народного быта.
«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни» (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).
Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности.
Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется.
Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.
С коллективностью народного
творчества органично связана устная
форма существования фольклора.
Фольклор появился раньше, чем письменность
и первоначально существовал
только в устной передаче. Устная форма
существования народной поэзии ведет
к появлению вариантов одного
и того же фольклорного произведения
– это еще одна специфическая
черта фольклора –
Изучение языка русского устного народного творчества невозможно представить без трудов выдающегося лингвиста, литературоведа, фольклориста, этнографа и философа А.А. Потебни. Начав свой творческий путь магистерской диссертацией «О некоторых символах в славянской народной поэзии», Потебня до конца своих дней постоянно обращался к фольклору, а его лингвистическая концепция строится с учетом большого количества фактов, почерпнутых из устно-поэтических произведений фольклора почти всех славянских народов. Устно-поэтическая речь, по его мнению, является той сферой, где органически сливаются этническое, мировоззренческое, историческое, языковое и эстетическое. Для учёного с широкими научными интересами язык фольклора стал благодатной областью приложения активных исследовательских усилий.
Заслуга Потебни в изучении языка народной словесности в том, что он не ограничился констатацией отдельных фактов, а попытался создать концепцию устно-поэтической речи. К сожалению, он не оставил работы, которая бы полно представляла систему его воззрений на язык фольклора и сконцентрировала бы конкретные наблюдения. Однако большой и разнообразный фактический материал, сопровождаемый лаконичными комментариями и глубокими замечаниями, щедро рассыпан по всем философским, лингвистическим и литературоведческим трудам и заметкам Потебни,
Мысли выдающегося филолога A. Н. Веселовского о языке устного народного творчества концентрируются вокруг нескольких фундаментальных вопросов, органически связанных друг с другом: а) язык фольклора в отношении к другим формам речи, прежде всего к диалектной, иными словами, о наддиалектном характере устно-поэтической речи; б) формульность поэтической речи, генезис, функционирование и эволюция формулы, необходимость «народно-песенной и сказочной морфологии»; в) постоянный эпитет как одно из ярких проявлений формальности устно-поэтической речи.
Отличия устного народного творчества от художественной литературы.
Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству специфический колорит.
Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.
Роль фольклора в формировании личности ребенка.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора
осуществляется усвоение нравственно-поведенческих
культурных норм и ценностей, закрепленных
в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие
нормы и ценности находят выражение
в системе образов. Раскрывая
характеры сказочных
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Фольклор выполняет следующие функции:
1. Эстетическая
2. Воспитательная
3. Познавательная
Эстетическая функция
фольклора заключается в том,
что он формирует у детей
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучую и всеопределяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.
Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.
Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.
Большая часть народной поэтической культуры рождена в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому главное качество всех народных героев – трудолюбие. Человек труда воспет в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. В труде человек общается с природой, обращается к ней ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, красно солнышко, соловушка и т.д. В народной поэзии перед нами предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу. Родная земля – родина человека, она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность. Ей надо помогать, защищать от врагов. Идея патриотизма, любви к малой родине отражена практически во всех жанрах устного народного творчества – в сказках, героическом эпосе, песнях, пословицах, поговорках. Патриотизм всегда связан с определенными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью и достоинством. |
В труде люди также общаются между собой. Постепенно складывается система норм, правил, взаимоотношений в общинах, семьях. На первое место выдвигаются такие качества, как взаимопомощь, любовь, дружба. |
Так, благодаря фольклорным произведениям от поколения к поколению у народа складывалось представление об идеале человека – носителе всех лучших качеств, присущих характеру нации. |
Этот идеал образно, афористично предстает в народных пословицах, поговорках – своеобразных педагогических миниатюрах. В них – проверенная тысячелетиями форма назиданий, нравоучений, заповедей. Современному педагогу нужно лишь донести до ребенка истинный их смысл. |
Пословицы и поговорки не только отражают быт, обычаи народа, а также климатические условия, в которых он живет. Ими пересыпаны славянские месяцесловы, они украшают и обогащают нашу речь, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие поговорки или пословицы, ребенок должен проделать поистине титанический интеллектуальный труд: быстро оценить ситуацию, соотнести ее с поговоркой, высказать свое суждение. |
Загадки в отличие от пословиц
и поговорок отражают сущность сегодняшнего
дня. Они динамичны, изменчивы. И
если в настоящее время загадки
о старинных предметах выходят
из активного бытования, то возникают
новые, современные, отражающие нашу жизнь.
Загадки не содержат явно выраженного
отношения к нравственным ценностям,
нормам поведения, а направлены на поиск
сходства различных предметов и
явлений. В них нет той глубинной
мудрости, которую мы находим в
пословицах. Они решают другую задачу,
являясь своеобразным тестом на сообразительность.
Ценность загадок в их образности,
художественности, поэтичности. Их яркие
аллегорические образы помогают по-новому
взглянуть на окружающий мир, развивают
смекалку, поэтический взгляд, способность
к образно-логическому |
Многие загадки сопровождают ребенка в царстве сказок. Героям сказки, как правило, приходится отгадывать три загадки, чтобы получить какой-либо предмет или сохранить свою жизнь. Слушание и чтение народных сказок доставляют нам много счастливых минут, мы не устаем удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости. По словам известного фольклориста В.П. Аникина, русская сказка — «художественное творение, в котором отложилась история народа, это красочный наряд его памятливой души». |
Читая или слушая сказку,
мы не замечаем, как оказываемся
во власти удивительного вымысла, казалось
бы, не имеющего ничего общего с действительностью.
Но вместе с тем сказка несет определенную
идейно-нравственную нагрузку: материализованное
в гиперболических образах |