Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:17, контрольная работа

Описание

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

Содержание

Понятие о фольклоре.
Устное народное творчество как часть народного быта.
Отличия устного народного творчества от художественной литературы.
Роль фольклора в формировании личности ребенка.
Поэзия младенчества колыбельные пестушки потешки.
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.
Календарно обрядовая поэзия: заклички, колядки, детские заговоры.
Использование традиции малых форм в творчестве К. И. Чуковского.

Работа состоит из  1 файл

лит.docx

— 75.37 Кб (Скачать документ)

 
На  всех ступенях развития потребность  ребенка в счастье,  
тепле, ласке удовлетворялась через колыбельные песни…  
А.А. Потребня

Поэзия  младенчества колыбельные пестушки потешки.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные –  идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости  и печали. В колыбельной песне  мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую  разрядку.

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она  нераздельно соединена с практикой  воспитания детей именно в том  самом нежном возрасте, когда ребенок  – еще беспомощное существо, требующее  постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых  он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных  песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят 
Все по кусточкам, 
Куницы спят 
Все по норочкам, 
Соколы спят 
Все по гнездышкам, 
Соболи спят, 
Где им вздумалось, 
Маленькие детки 
В колыбелях спят.

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ СКАЗКА. 
Спи, малыш мой, сладко-сладко. 
Положу тебя в кроватку. 
Пусть тебе мой дорогой, 
Ангел сохранит покой. 
 
Будешь ты расти, мой милый, 
Сильный, умный и красивый. 
Станешь в школу ты ходить 
И пятёрочки носить. 
 
А сейчас, закрой-ка глазки. 
Расскажу тебе я сказку 
Про весёлого Жучка  
И про Фомку-паучка. 
Повернись-ка на бочок, 
Слушай сказку мой дружок. 
 
Жил на свете, в чистом поле, 
Подчиняясь Божьей воле, 
Славный, красненький Жучок. 
С ним жил Фомка-паучок. 
 
Каждый день Жучок летал 
На болотце - там искал 
Он нектар с цветков морошки - 
Паучку носил по крошке. 
 
Фомка тот нектар любил. 
Чай с нектаром сладкий пил. 
А Жучку из паутинки, 
Плёл кроватку на травинке. 
 
Чтоб лежал не на земле, 
А спал, как будто на волне... 
Чтобы ветер обдувал, 
Сны как сказки навевал... 
 
Жили дружно и не скучно, 
Помогали если нужно 
Совсем маленьким жучкам 
И малышкам-паучкам. 
 
А теперь, мой дорогой, 
Спи спокойно, мой родной. 
Баю, баюшки, бай-бай. 
Спи мой милый, засыпай.

Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок 
И ухватит за бочок, 
И утащит во лесок, 
Под ракитовый кусток; 
Там птички поют, 
Тебе спать не дадут

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят.

Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки фатунющки,

А в роток говорок,

А в головку  разумок.

Когда ребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?»

В лесок на мошок

Избушку мшить,

Чтоб не холодно  жить.

Ребенок начинает бегать, делают вид, что догоняют его  и приговаривают:

Я точу, молочу

На чужом гумне.

Ко мне курочка  пришла,

Куропаточка пришла.

Я девушку нагоню,

Я красную нагоню,

За себя ее возьму.

 

Потешки. 
 
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки»)

Ладушки, ладушки!  
Где были?  
У бабушки.  
Что вы ели?  
Кашку.  
Пили?  
Простоквашку.  
Простоквашка вкусненька,  
Кашка сладенька,  
Бабушка добренька!  
Попили, поели, шу-у-у…  
Домой полетели,  
На головку сели,  
Ладушки запели.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:  
 
Киска, киска, киска, брысь!  
На дорожку не садись:  
Наша куколка пойдет,  
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).  
Или:  
Уходи с дороги кот!  
Кукла Танечка идет,  
Кукла Танечка идет,  
Ни за что не упадет!  

Водичка, водичка, 
Умой мое личико! 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок!

 
Поэзия игры: дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки.

Издревле на Руси маленьким  детям читали разные прибаутки. И  делалось это неспроста. Прибаутки  для детей веселили и развлекали малышей, помогали утешить и успокоить  ребенка. Однако их изначальная цель была несколько другой. С помощью  прибауток дети знакомились с  окружающим миром. Это знакомство проходило  в идее игры, поэтому детям было нескучно, а наоборот интересно и  увлекательно.

Прибаутки — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи.

Петушок, петушок, золотой гребешок,   
Масляна головушка, шелкова бородушка,   
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,   
Деткам спать не даешь?

Помимо того, что прибаутки  помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей  используются слова, которые несут  сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно  есть сюжет. Однако, учитывая, что маленький  ребенок еще не способен надолго  заострять на чем-то внимание, то действие обычно ограничивается одним эпизодом. Описываемая картинка очень яркая  и изображает стремительное действие.

Дон, дон, дон!   
Загорелся кошкин дом.   
Бежит курица с ведром —   
Заливать кошкин дом.

Чтобы изображаемая картинка была еще более выразительной, в  прибаутках часто используются особые ритмы. Например, в прибаутке передается грохот едущей телеги.

Трах, трах, тара-рах!   
Едет баба на волах.

Или колокольный звон:

Тили-бом, тили-бом,   
Загорелся кошкин дом...

Благодаря этому прибаутка  быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Детские  прибаутки доставляют ребенку много  радостных минут. Прибаутки дарят  положительные эмоции не только самому малышу, но и его родителям. Именно хорошее настроение является залогом  здоровья и гармоничного развития ребенка. Прибаутки подразумевают тесный контакт с мамой, что доставляет малышу дополнительное удовольствие и  укрепляет связь между ними.

Стучит, бренчит  по улице,  
Фома едет на курице,  
Тимошка на кошке  
По кривой дорожке.  
- Куда, Фома, едешь?  
Куда погоняешь?  
- Еду сено косить.  
- На что тебе сено?  
- Коровок кормить.  
- На что тебе коровы?  
- Молоко доить.  
- А зачем молоко?  
- Ребяток кормить.

Мишка косолапый  по лесу идет,  
Шишки собирает, песенки поет  
Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.  
Мишка рассердился, и ногою - топ!

 

 
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.  
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.  
Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?  
Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

 

Считалки известны каждому  с детства. Этот жанр народного творчества, как и многие другие, передается из уст в уста от одного поколения  к другому. И хотя, на первый взгляд, считалки могут показаться глупыми  и абсолютно бессмысленными, для  детей они представляют огромную пользу, поскольку в процессе игры развивают фантазию, образное мышление и прививают любовь к родному  языку.

Считалка — коротенький стишок, с помощью которого определяется ведущий. Первые считалки возникли очень давно. Сейчас они слывут детской забавой, а в давние времена считалки использовались исключительно взрослыми. С помощью коротких ритмичных стишков крестьяне и ремесленники распределяли между собой работу. Например, кому идти на охоту или браться за какой-нибудь тяжелый труд. Считалки помогали распределить работу так, чтобы никому не было обидно. Охотники же использовали считалки для того, чтобы посчитать свою добычу. Они полагали, что это принесет им удачу.

Яблочко катилося вкруг огорода, кто его поднял, тот воевода, тот воевод, воеводский сын: шишел, вышел, вон пошел.

Сейчас, конечно, эта роль считалкам уже не отводится. Хотя они, как и прежде выполняют свою изначальную функцию распределения  ролей. Только теперь их используют в  своих играх исключительно дети.

Вышел месяц из тумана,  
Вынул ножик из кармана,  
Буду резать, буду бить,  
Все равно тебе водить.

При произнесении считалки говорящий дотрагивается до других рукой. Таким образом, считалки учат справедливости. Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, счетом. Считалки помогают детям распределить роли так, чтобы никому не было обидно. Они добавляют в детские игры еще большей веселости.

Очень часто в считалках  используют необычные, специально придуманные  слова. Дело в том, что в древние  времена, когда считалки использовали в совершенно серьезных целях, словам придавалось магическое значение. Считалка выступала в роли своеобразного  заклинания или гадания, поэтому  и смысл многих слов нам сегодня  кажется непонятным. К тому же наши предки верили в то, что животные понимают и умеют разговаривать  на человеческом языке, поэтому собираясь  на охоту, они специально зашифровывали  слова, чтобы звери их не поняли.

Эники-беники, ели вареники,  
Эники-беники ба!

Считалки необходимы ребенку  для развития речи. Они выгодным образом отличаются от прочих стихотворных форм своей ритмичностью и звонкостью. Дети легко запоминают считалки и  охотно их используют в своих играх. И, несмотря на то, что многие считалки достались нам по наследству от предков, в наше время этот жанр нисколько  не утратил своей популярности. К  тому же, с каждым годом появляются все новые и новые считалки. Они делают игры детей еще более  интересными, а главное лишний раз  тренируют память и речь ребенка.

 

Загадки для детей — особый вид фольклора, в который вложена вся народная мудрость, накопленная многими поколениями. От прочих фольклорных форм детские загадки отличают лаконичность, четкость построения и яркая образность. Чтение загадок помогает развить поэтическое чувство. Более того, детские загадки развивают творческое мышление, учат находить нестандартные пути решения.

Чтобы отгадать загадку для  детей требуется изрядная смекалка и сообразительность. Психологи  считают, что отгадывание загадок  способствует отличному умственному  развитию малышей.

Полюбуйся, посмотри —   
Полюс северный внутри!   
Там сверкает снег и лёд,   
Там сама зима живёт. 
(холодильник)

Не стремитесь, чтобы ребенок  называл предполагаемую отгадку. Гораздо  лучше, если он будет давать нестандартные  ответы. Значит, он думает не по шаблону. Загадки для детей тренируют  память, учат концентрировать внимание и замечать мелочи. Они также развивают  наблюдательность и любознательность, а также учат задавать вопросы и совершенствуют речевые навыки. В конце, когда все варианты исчерпаются, вы можете сообщить отгадку.

После того как малыш предложит  свой вариант ответа, спросите его, почему он так думает. Постарайтесь проследить логику его рассуждений. Обычно, дети хорошо запоминают загадки. Они с удовольствием их загадывают другим. Попробуйте придумать собственные  загадки вместе с ребенком. Возможно, скоро он сам начнет придумывать  различные загадки.

Загадки для детей расширят кругозор вашего ребенка, познакомят его  с окружающим миром, разовьют воображение, разовьют интерес к родному языку.

Он упрямый  и пузатый,  
Больно бьют его ребята,  
Отчего беднягу бьют?  
Оттого что он надут.  
(Мяч)

Летит птица орел,  
Несет в зубах огонь,  
Огневые стрелы пускает,  
Никто её не поймает.  
(Молния)

В этот гладкий  коробок  
Бронзового цвета  
Спрятан маленький дубок  
Будущего лета.  
(Желудь)

Информация о работе Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка