Роман А Толстого "Петр 1"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:28, реферат

Описание

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.

Работа состоит из  1 файл

Петр1.docx

— 46.16 Кб (Скачать документ)

Об этом свидетельствуют  и его рассказ " День Петра ", и тра- гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к  Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился  в  1917 году; в далеком прошлом  пытался он найти ответы на му- чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре- образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос- принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился  показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род- ной страны. " Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй- ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как пола- гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской  революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре- мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач- ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди- ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото- рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде  своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды- бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го- сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори- ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над  этим романом совпадает с событиями, важ- ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это  время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит  и рушится старый мир", с  нашим временем, чув- ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами. 

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ" 

1. Прежде всего  писателю нужно было определить, что будет для него основным  в романе, и с этих позиций  отбирать соот- ветствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности  в эпохе". Об этом он говорил  и в беседе с коллективом  редакции журнала "Смена": "Становление  личности в исторической эпохе  - вещь очень сложная. Это одна  из задач моего романа".

2. Иначе решается  Толстым и вопрос о петровских  преобразованиях. Весь ход повествования,  вся система художественных образов  должны были подчеркнуть прогрессивное  значение преобразовательских меро- приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших  задач было для Толстого "выявление  двигающих сил эпохи" - разрешение  проблемы народа, его истори- ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой  смог подойти лишь в конце 20-х  годов. Идейный замысел романа нашел  соответствующее выражение в  композиции произведения, во всех ее компонентах. 

КОМПОЗИЦИЯ  И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический  роман не может писаться в  виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования  Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски  написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи  в ее истори- ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую  композицию, что дает ему возможность  показать жизнь самых различных  слоев населения России, жизнь  народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий  охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится  из бедной крестьянской избы Ивашки Бров- кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень- кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат- веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер- гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю- щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - "...стали ду- мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам  народ: "Что Василий Голицын , что Борис - одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и  в тех событиях, которые разыгрываются  в Кремле. Только при поддержке  народа Нарышкиным удается сломить  Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в  ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой  главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются  отношения между возмужавшим  Петром и Софьей, что приводит в  дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой.

Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир,  а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Петра.

Первая книга кончается  жестоким подавлением Петром стрелецкого  мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность  романа проявляется не в изображении  больших событий крупным планом, а в изображении строительства  новой  России. Борьба старого и  нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает  молодая Россия, какие трудности  пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге  по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Петербург.

Большое место отведено в этой книге психологическим  характе- ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра- зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда  Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге  с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре  мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в  восстание на Дону под предводительством  Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.

В устье Невы заложен  город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения  исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга  - писал сам Толстой,- самая главная  часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова- торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени -

Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я  ставил, приступая к роману, будут  осуществлены в этой части."

Третья книга, как  и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная  Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что  назревают большие события, что  жить становится все тревожнее, тем  не менее жизнь города течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу- хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга - это  книга о блестяще одержанных победах  русскими над войсками Карла XII. В  ней поставлена проблема культурного  развития России, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и  народом.

Книга осталась, к  сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал  А.Н.Толстой,- равно как исторический  отрезок времени - можно понять  только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Информация о работе Роман А Толстого "Петр 1"