Так он изображает Петровскую
эпоху - в движении, в борьбе нового
со старым.
В тексте нет указаний
на определенные даты, нет ссылок на
числа, месяцы, и все-таки движение времени
ощущается во всем: в том, как растет
и мужает Петр, как изменяется жизнь
страны в целом и Москвы в частности,
как новое, с трудом воспринимавшееся
ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется
внешность людей, их характеры, жизнь,
судьба. ( Семья
Бровкиных и князь
Буйносов). Стремительный бег времени
проявляется в общем оживлении жизни страны,
в том, как " представители одних слоев
поднимаются быстро вверх, другие не в
силах поспеть за бурным темпом событий
и оказываются отброшенными резко назад".
В романе Толстого, в
каждой строчке его чувствуется
биение пульса большой страны, движение
народа, который с честью выходил
из всех суровых испытаний: и в
созидательном труде и в борьбе
добывал славу своей родине.
А.С.Макаренко восхищался
бодрым звучанием романа Толстого:
" Самое главное и самое прекрасное,
что есть в книге, - это живое
движение живых людей...-это здоровое
и всегда жизнерадостное движение русского
народа".
Личность
и история в
романе А.Н. Толстого "Петр
Первый"
I. Центральную проблему
своего романа Алексей Николаевич
Толстой определял как "становление
личности в эпохе". В начале
книги рисуется допетровская
Русь. Нищая, темная, разоренная бунтами,
воровством и непомерными налогами.
"Над Москвой, над городами,
над сотнями уездов, раскинутых
по необъятной земле, кисли
столетние сумерки - нищета, холопство,
бездолье". "Ни ремесел, ни
войска, ни флота... Одно - три шкуры
драть, да и те худые..." Все
слои населения недовольны существующим
порядком жизни. Необходимость
коренных преобразований понятна
и "мужику с поротой задницей",
и бедному дворянину, и князю Василию Голицыну.
Стране был необходим реформатор. Сама
история выбирает для этой миссии Петра,
который явился выразителем не только
своей личной воли, но и требований эпохи.
II. В первых главах
молодой Петр весьма далек
от предназначенной ему великой
миссии. Его целиком поглощает
борьба за политическая элита, увлекает
ослепительный, громогласный, лишенный
скуки мир Кукуйской слободы, жестокие
потехи, вино, женщины. "Кукуйский кутилка"
начинает осознавать необходимость перемен,
когда видит настоящие морские торговые
корабли в Архангельске и "гордое презрение
иностранцев, прикрытое любезными улыбками".
Оглянувшись на прошлое, он думает: "А
что произведено за эти годы - ни дьявола:
баловался!" Петр осознает необходимость
"замахиваться на большее": сражаться
за выход РФ к Черному и Балтийскому морям
- без этого РФ не быть! Неудача и позор
под Азовом "бешеными удилами взнуздали
его". Кончились потехи, начались великие
дела на благо РФ.
III. Личная судьба
Петра теснейшим образом переплетается
с судьбой РФ. Как наиболее
ценную черту его личности
Толстой отмечает безотказное
служение Отечеству. Он без
ханжеского высокомерия признает
справедливость речей иностранцев
и учится у Европы торговать,
строить корабли, плавать по
морям. Без преклонения и самоуничижения
учится ремеслу сам и заставляет
учиться других, нанимает учителями
лучших европейских специалистов.
Сурово и решительно расправляется
он с личными врагами (Софья,
восставшие стрельцы, консервативные
бояре), но не столько из личной
мести, сколько из-за того, что
они стали тормозом на пути
преобразования РФ. Заставляет бояр
брить бороды, чистить зубы, одеваться
в иноземное платье, собираться
на ассамблеи, быть в курсе
политес, понимать языки. Петр
озабочен развитием культуры, образования,
а значит - процветанием РФ.
IV. Любое начинание,
направленное на пользу РФ, встречает
безоговорочную поддержку государя,
воспринимается им как личная
победа, вызывает гордыня за то,
что русские становятся на
ноги и успешно могут конкурировать
с европейцами. Трудолюбивый и
неприхотливый, Петр ценил людей
по уму, таланту, деловым и
нравственным качествам, а не
по знатности рода. Он выдвигал
и приближал к себе только
тех, кто так или иначе послужил РФ.
V. Алексей Толстой
изображает царя как талантливого
военачальника, реформатора армии,
умеющего более того из поражений
извлечь полезные уроки. Проезжая
по полю, где когда-то случилась "нарвская
конфузия", Петр с беспощадной откровенностью
говорит: "Здесь погибла моя армия...
На этих местах Карл нашел великую славу,
а мы - силу. Здесь мы научились - с какого
конца надо редьку есть, да похоронили
навек закостенелую старину, от коей еле-еле
не восприняли конечную погибель..."
Войну он считает исторической необходимостью,
"нуждой государственной", в отличие
от Карла, которого битва интересует ради
войны. Шведский король не думает о своей
стране, о своей армии, которой рискует,
он ничего не желает от жизни, кроме "грохота
и дыма пушек, лязга скрещенного железа,
воплей раненых солдат и зрелища истоптанного
поля, пахнущего гарью и кровью". Как
выгодно отличается от него Петр, когда,
готовясь к решающему штурму Нарвы, говорит
Меншикову: "Второй раз отступить от
Нарвы нельзя... Нарва- ключ ко всей войне...
Город брать надобно быстро, и крови нашей
много лить не хочется..." А при взятии
Юрьева приказывает Шереметеву: "Сам
делай свое дело, для Бога только не теряй
людей напрасно..." Здесь Петр изображается
как истинный гуманист, мудрый военачальник.
VI. Писателю удалось
воссоздать многогранную личность
Петра, сформированную определенной
средой и исторической эпохой.
Жестокость, грубость, деспотичность
сочетаются в нем с талантливостью,
жизнелюбием, упорством, широтой
души, патриотизмом. Эта двойственность
Петра объясняется реалиями русской
жизни. Петр действует так,
как диктует взрастившая его
пора, он в огромной степени
- сын своего времени. Сначала
- влияние исторических событий
на Петра, потом - все увеличивающееся
влияние самого Петра, его реформаторской
деятельности на события эпохи
- такова логика развития образа
царя в романе. В центре повествования
оказывается мощный процесс возрождения
РФ, движимый умом и волей центрального
героя романа, обеспечивший политическую,
экономическую и национальную
независимость государства, ставшего
из отсталой страны европейской
державой.