Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат

Описание

Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Князь Игорь в русской культуре
1.1 Князь Игорь в литературе……………………………………………………4
1.2 Князь Игорь в живописи ……………. ……………………………………..11
Глава II Княгиня Ольга в русской культуре
2.1 Княгиня Ольга в литературе………………………………………………...14
2.2 Княгиня Ольга в изобразительном искусстве……………………………...25
2.3 Княгиня Ольга в кинематографе…………………………………...……….31
Глава III Князь Святослав в русской культуре
3.1 Князь Святослав в литературе………………………………………………32
3.2 Князь Святослав в изобразительном искусстве……………………………36
Глава IV Князь Владимир Святославич в русской культуре
4.1 Князь Владимир в литературе………………………………………………38
4.2 Князь Владимир в изобразительном искусстве……………………………60
Заключение……………………………………………………………………….63
Литература……………………………………………………………………….64

Работа состоит из  1 файл

Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре.doc

— 5.39 Мб (Скачать документ)

В художественной литературе образу княгини Ольги и по сей  день отводится немаловажное место.

Роман А.И. Антонова «Княгиня Ольга» основан на историческом материале, в частности, на исследованиях Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, автор создает образ этой незаурядной женщины – умной, страстной и противоречивой: сначала жестокой язычницы, затем мудрой христианки.

В 2010 г. романистка Павлищева Н.П. также обратилась к образу Великой княгини Ольги. Эта книга – увлекательнейший рассказ об одной из самых великих и самых трагических женских судеб в русской истории. Первая женщина-правительница на Руси, мать великого Святослава... Выбранная второй женой киевского князя, Ольга не стала безгласной домашней рабой, обречённой на «теремное сидение», а неожиданно для всех поднялась вровень с мужем. Более того – после гибели князя Игоря она не только жестоко отомстила убийцам супруга, но и удержала бразды правления огромной страной в своих руках. Кровь древлян стала первой и последней, пролитой княгиней. За все 25 лет её правления Русь не знала ни войн, ни внутренних смут. Но ни власть, ни богатство, ни всеобщее признание (византийский император был настолько очарован русской княгиней, что предлагал ей разделить с ним царьградский трон) не сделали Ольгу счастливой. Она любила сына, но он рано отдалился от матери. Она приняла Святое Крещение, а Святослав так и остался язычником. Она собирала Русь и налаживала хозяйство – его манили чужие земли. Она хранила мир – он стал прославленным полководцем, смыслом существования которого была война. Княгиню Ольгу постигла общая судьба всех правительниц – всю жизнь заботясь о процветании родной земли, она так и не обрела женского счастья.

Книга Бориса Васильева  «Ольга, королева русов» является  продолжением романа  «Вещий Олег». Его героиня  Ольга, дочь Олега, вошла в историю  как первая славянская княгиня, принявшая  христианство, и была впоследствии причислена к лику святых. Но путь её к вере был отнюдь не легок и не прям, а судьба — воистину трагична. В самом начале жизни — брак с нелюбимым и равнодушным к ней мужем. В зрелые годы — яркая и короткая, как вспышка, любовь, обречённая на разлуку. И, наконец, самое страшное — ненависть единственного сына, ради которого было принесено столько жертв… Исторические персонажи, знакомые нам по учебникам, в романе Бориса Васильева обретают плоть и кровь, говорят живыми голосами и решают вечные проблемы — так же, как решаем их мы и будут решать наши потомки.

Книга Алексея Карпова «Княгиня Ольга» из серии «Жизнь замечательных людей», изданная в 2009 году московским издательством «Молодая гвардия», посвящена биографии киевской княгини Ольги, первой на Руси правительницы-христианки, жившей в X веке. Вместе с вышедшими ранее в этой серии биографиями князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого она образует своего рода трилогию, в центре которой Крещение Руси и образование Древнерусского государства. Книга уникальна тем, что в  Приложении к ней печатаются ранние редакции Жития княгини Ольги, а некоторые тексты впервые введены автором в научный оборот.

В книге Сергея Алексеева «Аз Бога Ведаю» в жанре фэнтези рассказывается о X веке Древней Руси. Могущество Хазарского каганата ещё велико и неоспоримо. Бескрайние земли под его властью, тьмы рабов, горы золота, многие знания. Но нарушился привычный ход вещей – солнце встало на Севере, в стольном граде Киеве родился светоносный князь, который уничтожит огромную империю. Каган Иосиф замышляет погубить младенца Святослава. Те, кому отмерены дороги земные, сойдутся в битве на земле. Кто ходит путями небесными, встретит противников там, где следы богов зарастают травой Забвения… В центре остросюжетного повествования – жизнь и судьба князя Святослава. В книге рассказывается не только о победах Святослава над хазарами, греками и печенегами, но и о нелёгком положении страны накануне исторического выбора: хранить верность языческим богам или принять христианство, о политике Великой княгини Ольги.

Образ княгини Ольги  представлен не только в прозе, но и в стихах. Баллада Н.Гумилёва «Ольга» (1920г.) посвящена времени правления княгини Ольги.

На первый взгляд баллада  кажется бессюжетной. В ней нет  законченной, целостной системы  событий. Но поток переживаний, складывающийся из целой цепи размышлений, чувств, ассоциаций героя, столь разветвлён, связи между переживаниями и картинами прошлого столь сложны и многообразны, что это движение как единство, как целостность позволяет говорить о наличии некоего сюжета в этом стихотворении.

В своей балладе поэт использует мотивы древних сказаний и преданий, к которым не раз  обращались различные писатели. Так, в древнерусской литературе, в  частности в «Повести временных  лет», мы находим следующие строки, отсылающие нас к сказанию о мести княгини Ольги древлянам за смерть Игоря: «И разожгли баню, и вошли в неё древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от двери, и сгорели все» (1, 11). Но если летописец только констатирует известный факт, то Гумилёв, используя яркие изобразительные эпитеты и сравнения: «в раскаленной бане», «окровавленными ногтями», «с волосами желтыми, как мёд», – рисует картину, которая потрясает своей жестокостью:

Ольга, Ольга! - вопили древляне

С волосами жёлтыми, как мёд,

Выцарапывая в раскалённой бане

Окровавленными ногтями  ход. (2, 299)

Вместе с тем, как  и древнерусский книжник, Гумилёв оправдывает Ольгу, так как её месть древлянам носила политический характер: в целях сохранения силы и мощи государства все покорённые племена должны были подчиняться великому киевскому князю. Поэт восхищается своей героиней:

Всё забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твоё лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого  вина. (2, 299)

В своей балладе Гумилёв обращается и к преданию о князе Святославе, сыне Ольги, доблестном воине, но убеждённом язычнике, из черепа которого сделали чашу.

Вижу череп с брагой хмельною... (2, 300)

Всего одна строка, но она  воскрешает в нашей памяти те далекие события, описанные всё в той же «Повести временных лет»: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него» (3, 36).

В своей балладе Гумилёв использует выражения, близкие к фольклорным, но не тождественные им: «за дальними морями» (ср.: фольклорное «дальняя сторонушка»), «старого вина» (ср.: фольклорное «зелено вино»), «славных битв и пиров» (ср.: фольклорное «шумные битвы», «пир на весь мир», «веселым пирком», «честным пирком»), «с брагой хмельною» (ср.: фольклорное «вино хмельное», «питье хмельное»).

В стихотворении звучит мотив пробуждения в современном  поэту герое «наследственного инстинкта  воина, взыскующего грозной и  действенной жизни-битвы» (4, 183):

Древних ратей воин отсталый,

К этой жизни затая вражду

Славных битв и пиров  я жду. (2, 299)

Данное произведение – размышление о связи времен, о преемственности поколений. 

 

 

2.2 Княгиня Ольга в  изобразительном искусстве

 

 

Образ княгини Ольги отражён не только в литературе, но и в иконописи и изобразительном искусстве.

Картина В.И.Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами», замысел которой остался неосуществлённым, но созданные художником этюды сохранились, рассказывает о трагических событиях истории Руси.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. И.Суриков, 1915

Эскиз неосуществленной картины. Бумага, гуашь, акварель, итал. карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Миниатюры Раздивилловской  летописи сопровождают рассказ о  мести Ольги древлянам за смерть мужа, князя Игоря.

Боясь мести за убийство Киевского  князя, древляне отправили послов к  княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Но месть княгини за смерть мужа была страшной.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Месть княгини  Ольги. Миниатюры. Радзивилловская  летопись. 15 в.

 


 

 

 

Миниатюра Радзивилловской  летописи. Третья месть Ольги.

 

Хитростью заманила она в Киев два  посольства древлян, предав их мучительной  смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня.

На следующий год Ольга снова  подошла с войском к Искоростеню. 
Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга.    Княгиня Ольга. В.М. Васнецов.

               Михаил Нестеров. 1927 г.               Эскизы росписи Владимирского

                                                                                 собора в Киеве 1885-1893,

                                                                                               акварель,     

                                                                          Государственная Третьяковская

               галерея, г. Москва


 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Святая Ольга». Эскиз к     мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.

 

 

 

Б.А. Чориков в своей картине  «Крещение княгини Ольги» продолжает историческую сюжетную линию о русской княгине Ольге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.А. Чориков. Крещение княгини Ольги.

 

Русский народ бережно хранит и  чтит память о святой княгине Ольге.

Иконы равноапостольной княгине Ольге

 

Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. В Киеве, Пскове, Коростени ей поставлены памятники.

 

 

  Памятник  княгине Ольге, г. Киев.           Памятник княгине Ольге, г. Псков.

        Скульптор И. Кавалеридзе.                        Скульптор В. Клыков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Памятник княгине  Ольге, г. Псков.     Памятник княгине Ольге, г. Коростень

        Скульптор З. Церетели.                           Скульптор В. Заричный.

 

 

3.2 Образ княгини Ольги в кинематографе

 

 

Не обошли историческую тему Руси X века и в отечественном кинематографе. В 1983 году режиссёр Юрий Ильенко снял широкоформатную двухсерийную историческую драму «Легенда о княгине Ольге». Это многоплановое поэтическое повествование на основе летописей и сказаний, воссоздающее образ Ольги, княгини Киевской Руси середины X века, первой из русских правителей принявшей христианство.

В фильме рассказывается о том, как престарелый князь Владимир Красное Солнышко, внук Ольги, умирает в своих покоях. Он вспоминает свою жизнь от отрочества до прихода в Новгород на княжение. Перед зрителем проходит несколько версий жизни Ольги, основанных на воспоминания знавших её людей: монаха Арефы, ключницы Малуши и самого князя Владимира. Версий порой взаимоисключающих, но именно потому дающих противоречивый и сложный образ великой княгини.

Князь Владимир в фильме произносит очень важные слова: «Память – это совесть, это – судья, это – мерило бытия. У кого нет памяти – тот мёртв».

В 1984 г. на Всесоюзном кинофестивале фильм «Легенда о княгине Ольге» был удостоен приза за лучшую операторскую работу.

В память о святой княгине  Ольге в нашей стране учреждены  награды:  Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (Николай II, 1915 г.), орден княгини Ольги (Украина, 1997 г.), а русская Православная церковь учредила Орден святой равноапостольной княгини Ольги.

В честь княгини Ольги  названы:  залив в Японском море,  посёлок городского типа в Приморском крае, улица в Киеве (Ольгинская).

 

 

 

 

Глава III  Князь Святослав в русской культуре

 

3.1 Князь Святослав  в литературе

 

 

Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как  и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае.

Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя.

Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создаёт пьесу, посвящённую жизни Святослава. В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. В это время   К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием.

В начале XX века Е. Е. Лансере  создаёт скульптуру «Святослав на пути к Царь-граду». Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман «Святослав» (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть В.В. Каргалова «Чёрные стрелы вятича».

Информация о работе Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре