Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:00, реферат
От латинского classicus – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Введение
От латинского
classicus – образцовый. Стиль или
направление в литературе и
искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся
к античному наследию как к
норме и идеальному образцу.
Классицизм сложился в 17 в.
во Франции. В 18 в. классицизм
был связан с Просвещением; основываясь
на идеях философского
Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.
1.Характеристика
классицизма
Для этого направления
характерны высокая гражданская
тематика, строгое соблюдение определенных
творческих норм и правил. Классицизму,
как определенному
Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.
Наиболее разрабатываемыми
жанрами в период классицизма
были трагедии, поэмы и оды. Трагедия,
в понимании классицистов, — это
такое драматическое
Трагедия должна была иметь пять действий.
Драматург должен был
строго соблюдать правила «трех
единств»: времени, места и действия.
Единство времени требовало, чтобы
все события трагедии укладывались
в срок, не превышающий одних суток.
Единство места выражалось в том,
что все действие пьесы происходило
в одном месте — во дворце или
на площади. Единство действия предполагало
внутреннюю связь событий; в трагедии
не разрешалось ничего лишнего, необязательного
для развития сюжета. Трагедию нужно
было писать стихами торжественно-
Поэма представляла собой эпическое (повествовательное) произведение, излагавшее стихотворным языком важное историческое событие или воспевавшее подвиги героев и царей.
Ода — торжественная
хвалебная песнь в честь царей,
полководцев или победы, одержанной
над врагами. Ода должна была выразить
восторг, воодушевление автора (пафос).
Поэтому ей были присущи приподнятый,
торжественный язык, риторические вопросы,
восклицания, обращения, олицетворение
отвлеченных понятий (науки, победы),
образы богов и богинь и сознательные
преувеличения. В плане оды допускался
«лирический беспорядок», который
выражался в отступлении от стройности
изложения основной темы. Но это
было сознательное, строго обдуманное
отступление («правильный беспорядок»).
2.Основы классицизма и его значение
классицизм литература
стиль
В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности. Идея величия разума, объединяющего людей, нашла выражение и в создании классицистами теории искусства. В эстетике классицизма оно рассматривается как способ подражания сущности вещей. «Добродетелью, — писал Сумароков, — должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы человеки давно уже друг друга без остатка истребили».
Классицизм — поэзия городская, столичная. Изображения природы в ней почти нет, а если и даются пейзажи, то городские, рисуются картины искусственной природы: скверы, гроты, фонтаны, подстриженные деревья.
Это направление
формируется, испытывая воздействие
других непосредственно
Для своего времени
классицизм имел положительное значение.
Писатели провозглашали важность исполнения
человеком своих гражданских обязанностей,
стремились воспитать человека-гражданина;
разработали вопрос о жанрах, их композиции,
упорядочили язык. Классицизм нанес сокрушительный
удар по средневековой литературе, полной
веры в чудесное, в привидения, подчинявшей
сознание человека учению церкви. Ранее
других в зарубежной литературе формировался
просветительский классицизм. В трудах,
посвященных XVIII веку, то направление нередко
оценивается как пришедший в упадок «высокий»
классицизм XVII века. Это не совсем так.
Конечно, между просветительским и «высоким»
классицизмом существует преемственная
связь, но просветительский классицизм
— это цельное художественное направление,
раскрывающее не использованные до того
художественные потенции классицистского
искусства и обладающее просветительскими
чертами. Литературная доктрина классицизма
была связана с передовыми философскими
системами, представлявшими реакцию на
средневековую мистику и схоластику. Этими
философическими системами были, в частности,
рационалистическая теория Декарта и
материалистическое учение Гассенди.
Особенно большое влияние на формирование
эстетических принципов классицизма оказала
философия Декарта, объявившего разум
единственным критерием истины. В теории
Декарта материалистические начала, опиравшиеся
на данные точных наук, своеобразно сочетались
с началами идеалистическими, с утверждением
решительного превосходства духа, мышления
над материей, бытием, с теорией так называемых
«врожденных» идей. Культ разума лежит
в основе эстетики классицизма. Поскольку
всякое чувство в представлении приверженцев
теории классицизма было случайным и произвольным,
то мерилом ценности человека служило
для них соответствие его поступков законам
разума. Выше всего в человеке классицизм
ставил «разумную» способность подавить
в себе личные чувства и страсти во имя
своего долга перед государством. Человек
в произведениях последователей классицизма
— это, прежде всего слуга государства,
человек вообще, ибо отказ от внутренней
жизни личности закономерно вытекал из
провозглашенного классицизмом принципа
подчинения частного общему. Классицизм
изображал не столько людей, сколько характеры,
образы-понятия. Типизация осуществлялась
в силу этого в виде образов-масок, которые
являлись воплощением человеческих пороков
и добродетелей. Столь же абстрактной
была обстановка вне времени и пространства,
в которой действовали эти образы. Классицизм
был внеисторичен даже в тех случаях, когда
он обращался к изображению исторических
событий и исторических деятелей, ибо
писателей интересовала не историческая
достоверность, а возможность устами псевдоисторических
героев вечные и общие истины, вечные и
общие свойства характеров, якобы присущие
людям всех времен и народов.
3.Особенности классицизма в России и его сторонники
В России становление
классицизма происходит почти на
три четверти века позже того, как
он сложился во Франции. Для русских
писателей Вольтер, представитель
современного им французского классицизма,
являлся ничуть не меньшим авторитетом,
чем такие основоположники
Русский классицизм
имел много общих черт с западным,
в частности с французским
классицизмом, поскольку он тоже возник
в период абсолютизма, однако он не
был простым подражанием. Русский
классицизм зародился и развился
на самобытной почве, с учетом опыта,
который накопил раньше его сложившийся
и развившийся
Главное в идеологии
классицизма — государственный
пафос. Государство, созданное в
первые десятилетия XVIII в., было объявлено
высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные
Петровскими реформами, верили в
возможность его дальнейшего
совершенствования. Оно представлялось
им разумно устроенным общественным
организмом, где каждое сословие выполняет
возложенные на него обязанности. «Крестьяне
пашут, купцы торгуют, воины защищают
отечество, судии судят, ученые взращивают
науки», — писал А.П. Сумароков. Государственный
пафос русских классицистов —
явление глубоко