Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:00, реферат
От латинского classicus – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Поэтическое наследие
Ломоносова включает в себя торжественные
оды, философские оды-размышления
«Утреннее размышление о Божием
величестве» (1743) и «Вечернее размышление
о Божием величестве» (1743), стихотворные
переложения псалмов и
Вершиной поэтического
творчества Ломоносова являются его
оды, писавшиеся «на случай» –
в связи с заметными событиями
в жизни государства, например, к
восшествию на престол императриц Елизаветы
и Екатерины II. Ломоносов использовал
торжественные поводы для создания
ярких и величественных картин мироздания.
Оды изобилуют метафорами, гиперболами,
аллегориями, риторическими вопросами
и др. тропами, создающими внутреннюю динамику
и звуковое богатство стиха, проникнуты
патриотическим пафосом, размышлениями
о будущем России. В Оде на день восшествия
на всероссийский престол Елизаветы Петровны
(1747) он написал:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни
украшают,
В несчастной случай
берегут.
Классицизм знаменовал
собой важный этап в развитии русской
литературы. В пору утверждения этого
литературного направления была
решена историческая задача преобразования
стихосложения. Тогда же положено прочное
начало формирования русского литературного
языка, устранявшее то противоречие
межу новым содержанием и старыми
формами его выражения, которое
со всей резкостью обнаружилось в
литературе первых трех десятилетий XVIII
века.
4.Русский классицизм как литературное направление
Как литературное направление
русский классицизм отличался внутренней
сложностью, неоднородностью, обусловленной
различием идейных и
Русский классицизм
не чуждался национального фольклора.
Наоборот, в восприятии традиции народной
поэтической культуры в определенных
жанрах он находил стимулы для
своего обогащения. Еще у истоков
нового направления, предпринимая реформу
русского стихосложения, Тредиаковский
прямо ссылается на песни простого
народа как на образец, которому он
следовал в установлении своих правил.
В области чисто
художественной перед русскими классицистами
стояли такие сложные задачи, которых
не знали их европейские собратья.
Французская литература середины XVII
в. уже имела хорошо обработанный
литературный язык и сложившиеся
на протяжении длительного времени
светские жанры. Русская литература
в начале XVIII в. не располагала ни
тем, ни другим. Поэтому на долю русских
писателей второй трети XVIII в. выпала
задача не только создания нового литературного
направления. Они должны были реформировать
литературный язык, осваивать неизвестные
до того времени в России жанры. Каждый
из них был первооткрывателем. Кантемир
положил начало русской сатире, Ломоносов
узаконил жанр оды, Сумароков выступил
как автор трагедий и комедий.
В области реформы
Творческая деятельность
русских классицистов сопровождалась
и подкреплялась
Русский классицизм
XVIII в. прошел в своем развитии два
этапа. Первый из них относится к
30-50-м годам. Это становление нового
направления, когда один за другим рождаются
неизвестные до того времени в
России жанры, реформируется литературный
язык, стихосложение. Второй этап падает
на последние четыре десятилетия XVIII
в. и связан с именами таких
писателей, как Фонвизин, Херасков,
Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве
русский классицизм наиболее полно
и широко раскрыл свои идеологические
и художественные возможности.
Своеобразие русского
классицизма состоит в том, что
в эпоху становления он соединил
в себе пафос служения абсолютистскому
государству с идеями раннего
европейского Просвещения. Во Франции
XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои
прогрессивные возможности, и общество
стояло перед буржуазной революцией,
которую идеологически
В отличие от французского
классицизма XVII в. и в прямом соответствии
с эпохой Просвещения в русском
классицизме 30 —50х годов огромное
место отводилось наукам, знанию, просвещению.
Страна совершила переход от церковной
идеологии к светской. Россия нуждалась
в точных, полезных для общества
знаниях. О пользе наук почти во всех
своих одах говорил Ломоносов. Защите
«учения» посвящена первая сатира Кантемира
«К уму своему. На хулящих учение».
Само слово «просвещенный» означало
не просто образованного человека,
но человека-гражданина, которому знания
помогли осознать свою ответственность
перед обществом. «Невежество» же подразумевало
не только отсутствие знаний, но вместе
с тем непонимание своего долга
перед государством. В Западноевропейской
просветительской литературе XVIII в., особенно
на позднем этапе ее развития, «просвещенность»
определялась степенью оппозиционности
к существующим порядкам. В русском
классицизме 30 —50х годов «просвещенность»
измерялась мерой гражданского служения
абсолютистскому государству. Русским
классицистам — Кантемиру, Ломоносову,
Сумарокову — была близка борьба просветителей
против церкви и церковной идеологии.
Но если на Западе речь шла о защите
принципа веротерпимости, а в ряде
случаев и атеизма, то русские
просветители в первой половине XVIII
в. обличали невежество и грубые нравы
духовенства, защищали науку и ее
приверженцев от преследований со стороны
церковных властей. Первым русским
классицистам уже была известна просветительская
мысль о природном равенстве
людей. «Плоть в слуге твоем однолична»,
— указывал Кантемир дворянину, избивающему
камердинера. Сумароков напоминал
«благородному» сословию, что «от
баб рожденным и от дам / Без
исключения всем праотец Адам». Но этот
тезис в то время еще не воплощался
в требование равенства всех сословий
перед законом. Кантемир, исходя из
принципов «естественного права», призывал
дворян к гуманному обращению
с крестьянами. Сумароков, указывая
на природное равенство дворян и
крестьян, требовал от «первых» членов
отечества просвещения и
Если в западноевропейских
вариантах классицизма, и особенно
в системе жанров французского классицизма,
главенствующее место принадлежало
драматическому роду - трагедии и комедии,
то в русском классицизме жанровая
доминанта смещается в область
лирики и сатиры.
Общие жанры с
французским классицизмом: трагедия,
комедия, идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма,
сатира.
Заключение
В начале XIX века еще
жили и писали выдающиеся сторонники
классицизма: М.М. Херасков (1733-1807) и
Державин (1743-1816). Но их творчество, претерпевшее
сложную стилевую эволюцию, шло постепенно
к упадку.
К началу XIX века русский
классицизм как литературное направление
утрачивает свои былые прогрессивные
черты: гражданственно-проветительный
пафос, утверждение человеческого
разума, выступление против религиозно-аскетической
схоластики, критическое отношение
к монархической деспотии и злоупотреблениям
крепостничества. Но, тем не менее, прогрессивные
традиции классицизма еще долгое
время сохраняются в русской
литературе в творчестве передовых
писателей. Все более и более
классицизм становился ареной эпигонства.
Однако официально поддерживаемое и
пропагандируемое классицистское направление
по инерции ещё пользовалось большим
вниманием.
Список литературы
1.Г.Н. Поспелов, Проблемы
исторического развития
2.Моисеева Г.Н.. Ломоносов
и древнерусская литература../ Г.Н.
Моисеева. - Л., Наука, 1971, стр. 9.
3.Русская литература
XVIII века.- Л., 1937, стр.169
4.Кравченко А.И.
Культурология: Учебное
5.Культура Нового Времени. Классицизм // Электронная публикация