Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:21, реферат
В литературе рассматриваемого периода можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Введение.
1. Общая характеристика русского символизма.
2. Символизм в поэзии А. Блока.
3. Символизм в философских идеях А. Блока.
Заключение.
Список литературы.
Реферат по литературе на тему:
«Русский
символизм в творчестве
А. Блока»
Выполнила:
ученица 11А класса
МОУ СОШ №35
Балдина Анастасия
Проверила:
Гарифулина
Л.М.
г. Иркутск, 2011
Содержание
Введение.
1. Общая характеристика русского символизма.
2. Символизм в поэзии А. Блока.
3. Символизм в философских идеях А. Блока.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Конец
XIX - начало XX вв. - это сложный, противоречивый
взлет и одновременно упадок отечественной
культуры, получивший название «серебряного
века». Именно в это время произошел отход
от канонов классического искусства и
поиск утонченных, элитарных форм выражения
мысли и чувства в художественном произведении.
В истории русской культуры не было периода,
аналогичному западноевропейскому Ренессансу,
и складывавшиеся несколько раз благоприятные
условия для его формирования (накануне
и в процессе петровских реформ; в 1830-1840
гг.) обусловили появление лишь нескольких
фигур в русской культуре ренессансного
типа. Настоящим Ренессансом для России
стал Серебряный век.
В
литературе рассматриваемого периода
можно выделить три основных направления:
символизм, акмеизм и футуризм. Русский
символизм воспринял от западного
ряд эстетических и философских
установок, преломив их через учение
В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов
был характерен отход от реальности и
обращение к миру нереальному, идеальному.
Материальный мир для символистов - только
маска, сквозь которую просвечивает иной
мир духа. Образы маски, маскарада постоянно
мелькают в поэзии и прозе символизма.
Материальный мир рисуется как нечто хаотическое,
иллюзорное, как низшая реальность по
сравнению с миром идей и сущностей.
Символизм
проявился в живописи, театре, поэзии.
К символизму можно отнести творчество
таких поэтов как Д.С. Мережковский,
К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок. Рассмотрим
же далее творчество А. Блока в связи с
русским символизмом.
1.
Общая характеристика
русского символизма
Символизм
- одно из самых сложных и противоречивых
направлений в русской
С
одной стороны, символисты опирались
на идеалистические идеи Платона
и любили выражать их гетевскими словами:
«Все преходящее только символ». Для
них все становилось
Все
это, казалось, должно было далеко увести
их - а некоторую часть и
Русский
символизм воспринял от западного ряд
эстетических и философских установок,
но пересмотрели их через учение В.Л. Соловьева
«о душе мира». Русские поэты-символисты
с мучительной напряженностью переживали
проблему личности и истории, их «таинственную
связь» с вечностью, с сутью вселенского
«мирового процесса». Внутренний мир человека
для них - показатель общего трагического
состояния «страшного мира» российской
действительности, обреченного на гибель.
Символизм включал два поколения поэтов.
В первое входили Д. С. Мережковский, В.
Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт. Во второе - А.
А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
В
качестве доминантной особенности
русского символизма можно выделить
его «панэстетизм», достаточно ярко
проявляющийся и в имплицитной
(художественное творчество), и в
эксплицитной (критико-теоретическая
программа) эстетике направления, и в его
тематике, и в его отношении к традиции,
современной действительности и культуре.
Термин
«панэстетизм» (как доминантная
примета «картины мира» и поэтики
символизма) никоим образом не синоним
«эстетства» и апологии Красоты. Речь
идет восприятии и художественном воссоздании
мира как, в основе своей, «эстетического
феномена» и в свете тех или иных эстетических
представлений, например в художественных
или критико-теоретических оппозициях:
красота -- безобразие; гармония -- дисгармония;
космос --хаос; искусство («мечта») -- «проза
жизни»; творчество -- внетворческий мир
«мещанства» и т. д.
Символистский
«панэстетизм» в русской
·
«панэстетическое» начало резко противопоставлено
любой внеэстетической реальности и является
ее «антиподом», «бунтом» против нее. Единственное
его воплощение -- внутренний мир «я»;
·
мир «панэстетического» мыслится утопически
-- как сила, преобразующая внеэстетическую
реальность (в последней, как правило,
в этом случае подчеркивается ее потенциальная
причастность высоким началам бытия).
Красота формирует новый мир, куда войдет
и Добро; объективная истина безусловно
принимается как «истина о Красоте» --
основе мироздания;
·
«панэстетическое» в формах красоты
и гармонии предстоит как высшая
ценность, но ее противопоставление «реальности»
заметно ослаблено, так как «прекрасное»
либо отгорожено от внеэстетической
реальности, избегает ее, живя по собственным
законам, либо в самой «милой жизни» обнаруживаются
черты эстетического; вопросы соотношения
Красоты с Добром и с «онтологической»
истиной, как правило, не ставятся.
Нетрудно
заметить, что первая из этих подсистем
(«бунтарский панэстетизм») реализуется
«декадентством», вторая («утопический
панэстетизм») -- творчеством «младших
символистов», третья («самоценный эстетизм»)
-- той «модернистской» периферией символизма,
которая связана с представлениями о «чистой»
Красоте.
Д.
С. Мережковский (1866-1941) один из первых
обосновал необходимость выбора между
искусством «художественного материализма»,
и искусством «страстных идеальных порывов
духа», свой выбор он сделал безусловно
в пользу последнего. Причиной упадка
литературы он считал господство реалистического
метода, провозгласил «чистое» искусство,
его содержанием - мистический сюжет и
мессианскую роль культуры, гротескное
восприятие действительности. Мережковский
считает, что подлинное искусство должно
включать в себя сложные символы, мистическое
содержание, новые средства художественного
воздействия. Поэзия начинается там, где
есть порыв к идеальному смыслу вечных
образов
В
таком же духе рассматривает искусство
К. Д. Бальмонт. Символизм в поэзии
он определяет как поэзию, в которой
органически, не насильственно сливаются
два содержания: скрытая отвлеченность
и очевидная красота. Поэзия - это то, где
есть порыв к новому сочетанию красок
и звуков в их неотразимой убедительности.
Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение
сильной личности, восторженное отражение
природы, смутность мысли, эгоистический
кодекс избранничества.
В.
Я. Брюсов является одной из центральных
фигур русского символизма. В его
поэзии и теоретических работах
данное течение предстает в наиболее
полном, развернутом и обоснованном
виде. Он убежден, что подлинное искусство
является элитарным. Оно не может быть
доступным и понятным каждому. Понять
художника по-настоящему может только
мудрец. В. Брюсов ставил акцент на автономность
искусства, на его независимость как от
науки и рационального познания, так и
от религии и мистики, рассматривает символизм
только как искусство, видя в нем особый
метод. Содержанием его поэзии становится
тема ухода из здешнего мира, погружение
во внутренний мир, порывы к запредельному,
неземному миру, прозрения и предчувствия
Второе
поколение символистов, опираясь на
учение Вл. Соловьева о «положительном
Всеединстве», внесло заметные изменения
в концепцию символизма, который
перестает быть чисто эстетическим
явлением и только искусством. Он приобретает
религиозно-философское измерение, теснее
сближается с мистикой и оккультизмом.
Революция
отразилась не только в резком изменении
тематики символизма, в появлении
социально-бытовой, социально-исторической
и национальной темы. Вот как пишет
о влиянии революции на символизм
З. Г. Минц: «Существенно то, что в эти годы
заметно трансформируются не только какие-то
пласты символистской «картины мира»,
но и создается новый тип «панэстетического»
мировосприятия, кардинально изменяется
как эксплицитная, так и имплицитная поэтика,
в том числе и характер символизации, возникают
специфические формы «жизнетворчества»
и т. д.». Однако механизм эволюции при
переходе от символизма начала века к
символизму эпохи революции несколько
иной, чем в описанных выше случаях. Здесь
не происходит смены доминирующей подсистемы
символизма: эволюция принимает форму
глубокой перестройки «эстетической утопии».
Переход
от предчувствий «неслыханных перемен»
и «невиданных мятежей» к погружению
в эти «перемены» и «мятежи» как
в сегодняшнюю реальность ставит
перед выбором - нужно:
·
либо отождествить происходящее с воплощением
«гармонии в мире», с уже сегодня
осуществляемым «синтезом»,
·
либо отойти от революционной
·
либо, наконец, как-то изменить содержание
своего «панэстетического» идеала, сблизив
его с реально происходящим в России.
Первое
характерно, например, для некоторых
попыток Блока 1904 - начала 1905 г. осмыслить
революцию, в духе его лирики 1901-1902
гг., как сошествие на землю Прекрасной
Дамы (поэма «Ее прибытие»); однако эти
попытки, ввиду их очевидной наивности
и несоответствия происходящему, большого
распространения не получили.
2.
Символизм в поэзии
А. Блока
В
среде символистов начался
Как
уже говорилось, символизм отличает
интерес к миру потустороннему, к
миру идеальному. Уже в «Ante lucem» (1898--1900)
и «Стихах о Прекрасной Даме»
Блока поражает многообразие оттенков
восприятия инобытия. Не менее богато
восприятиями инобытия и всё его дальнейшее
творчество. Явления Вечно Юной осветили
для Блока все проявления Мироздания.
Образ Её он рыцарски пронёс через всю
жизнь, через всё творчество.
В
стихотворении «Вступление» в каждом
зримом образе заключен символ. Мы видим
высокий терем, необыкновенно красивый,
с узорной резьбой. Купол этого терема
устремлен ввысь. Терем окружён воротами,
к нему ведёт крутая дорога. Высокий терем,
окружённый воротами, - символ недосягаемого
и чего - то романтического, сказочного.
Купол устремлен в лазурную высь - это
мечта лирического героя о необычном,
вечном, нетленном.
Свою символику несет и цвет. В стихотворении преобладает цветовая доминанта - огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и «румянец», и «зажглись». Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.