Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:21, реферат
В литературе рассматриваемого периода можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Введение.
1. Общая характеристика русского символизма.
2. Символизм в поэзии А. Блока.
3. Символизм в философских идеях А. Блока.
Заключение.
Список литературы.
В
стихотворении «Предчувствую
В
стихотворении «Ты горишь над
высокой горою» перед нами вновь
высокая гора, терем, вечер. И те же
самые цвета, среди которых доминирует
яркий, цвет огня, горения: «горишь», «костер
разводишь», «огневая игра», «Искры», «огневые
круги». Лирический герой упоен своей
мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен,
желает постичь тайну, слиться со своей
мечтой и «настигнуть её в терему». Он
уверен в том, что его мечта воплотится,
он сможет слиться с вечностью, стать частицей
вечного огня и достичь идеала. Она, его
мечта, недоступна, как Царевна, но всё
- таки ждёт его, готовит ему встречу.
В
стихотворении «Вхожу я в тёмные
храмы» реальное растворяется в мистическом,
символическом. Церковь, образ Божьей
Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина,
благоговение - и мечта об идеальной Жене,
и неземное счастье.
В
строках «Восходя на первые ступени...»
каждое из словесных сочетаний в
их соединении приобретает расширительный
смысл, хотя никаких усложнений нет.
«Первые ступени» в «соседстве»
с «линиями земли» теряют свое конкретное
содержание, насыщаясь символическим
- восхождением к красоте, любви и пр. «Розовые
дали» становятся одновременно атрибутом
земли и жизни. «Огненное море» рядом с
«звездной глубиной» получает иное звучание
и т. д.
В
стихотворении «Вечереющий
Блок
создает свое «царство» знаков того или
иного душевного настроя. Они переходят
из одного стихотворения в другое, приобретая
устойчивое содержание даже при постоянном
варьировании его нюансов. Вне особого
значения, казалось бы, «проходных» моментов
затеняется глубина поэтических признаний.
Слов-ключей к ней очень много.
Иногда
по-новому оживают фольклорные или
библейские понятия. «Тихий терем» как
обозначение высокого, надземного бытия;
«весть», «гонцы» как предначертание
судьбы или отзвук былого. «В душе открылись
письмена» - «святые письмена», «Золотой
Глагол» указывают на пробудившееся внутреннее
зрение личности.
Чаще
Блок прибегает к собственным
оригинальным обозначениям. Их много:
круг, кольцо, зов, голос, страна... Каждое,
будто простое, «обнимает» самые
сокровенные авторские чувствования и
нередко имеет неоднозначное употребление.
«Тайный круг» охраняет царство Девы;
«неразмыкаемый круг» - знак плена человека;
«блестяще сомкнутый круг» - удел развлекающихся
на бале пошляков; «мутное кольцо», «морозное
кольцо» - символ гибели. Понятие «страны»,
«берега» свободно варьируется, но всегда
с акцентом духовных устремлений героев
к идеалу. Лейтмотивность всех этих образов
позволяет воплотить движение настроений
внутри цикла (а позже - и за ним).
В
дальнейшем в творчестве поэта усилились
социальные тенденции, связанные с революцией
1905-1907 гг. Его поэма «Двенадцать» (1918) стала
первой поэмой о революции, в которой гуманистический
пафос, историзм мышления автора сочетались
с оптимистичностью формы.
В
1912 году Блок написал для газеты «Русская
молва» статью «Искусство и газета». Здесь
Блок объяснял, как он понимает литературную
ситуацию в России начала 1910-х годов, -
ту ситуацию, которую и он, и его современники
определили как кризис символизма. Причины
этой кризисной ситуации в литературе
и - шире - в русской культуре вообще Блок
указал точно: «Великое в мире всегда сопровождается
бедствиями, болезнями, чумой. Чудесное,
что витало над нами в 1905 году и обогатило
нас великими возможностями, привело с
собой в ряды литературы отряд людей зачумленных,
«напрасных талантов», хулиганов в глубочайшем
смысле слова».
Сам
себя Блок не считал этим кризисом затронутым
и, как известно, в этом не ошибался.
И все же Блок с интересом и
некоторой тревогой следил за борьбой
против символизма новых поэтических
школ - акмеизма и футуризма. Там, где
другие видели кризис, Блок видел «момент
переходный», а опасность, как ему казалось,
шла извне: «нас немного и мы окружены
врагами».
Одно из следствий засорения «рядов литературы», по мнению Блока, это предпочтение красивого прекрасному, а искусство должно служить только прекрасному. Оно, искусство, «мстит за себя, как древнее божество или как народная душа, испепеляя, стирая с лица земли все то, в чем лежит признак суеты, что пытается своими маленькими, торопливыми, задыхающимися ритмами - заглушить его единственный в мире ритм».
Конечно,
Блок и раньше видел это противоборство
красивого и прекрасного в
мире поэзии, в том числе и своей
собственной. И не всегда он сам сохранял
необходимую дистанцию и шел
по соблазнительному пути, который
ведет к смешению этих понятий. Еще
в лирической статье «Девушка розовой
калитки и муравьиный царь» (1907) - роза
для Блока символ немецкой романтики,
нечто прекрасное, но чужое. И эта чуждость
не только в ее «иностранности», но и в
пошлости, которая является как бы оборотной
стороной этого мира.
Поэма
«Соловьиный сад» появился не ко времени
- в декабре 1915 года. Умы и сердца
уже были заполнены впечатлениями
от войны. Обращение Блока к таким
традиционным темам-символам как «соловей»
и «роза» могло показаться и странным,
и несвоевременным, чем-то вроде поэтического
анахронизма. Однако Блок, который всегда
умел слушать гул истории, музыку событий,
с какой-то особенной настойчивостью работал
над этой поэмой в 1914-1915 гг. Он ее напечатал
в декабре 1915 года, повторил публикацию
в ноябре 1917 года и выпустил отдельным
изданием в июле 1918 года.
Блок
вызывающе построил «Соловьиный
сад» на утверждении и демонстрации
привычных и знакомых образов
русской романтической поэзии, получивших
у него новое усложненное значение.
Блок, не отказываясь от своего музыкально-лирического
восприятия мироздания, нашел для себя
в поэме новую форму поэтического разграничения
мира вещей, живых существ, явлений природы
и того, о чем можно только догадываться,
и что лежит в глубинах мироздания жизни.
«Соловьиный
сад» своей апологией труда и верного
товарища в этом труде - осла - на языке
классической русской лирики и русской
басни и через не менее классические и
уже ставшие запретными темы-символы (соловей
и роза) выразил одну из самых важных для
Блока 1912-1915 гг. гражданственных тем.
Одна
из главных тем этой поэмы: бегство
не от жизни, а бегство в жизнь,
несмотря на всю ее неприглядность,
жестокость и т. п. Поэма, так нравившаяся
ее автору, построена на контрасте
между тем, что окружает героя, и
обитателями соловьиного сада, в ней
идет борьба между голосами жизни и миром
идеальной красивости. На фоне очень конкретных
черт работы и жизненных условий героя
соловьиный сад кажется вполне реальным.
Ограда у него «высокая и длинная», он
«тенистый», через ограду свисают цветы
роз, у сада есть «ворота», решетка «резная»,
«колючие» розы опускаются «под тягой
росы». Более того, и бегство из сада происходит
вполне прозаическим способом:
«И,
спускаясь по камням ограды,
Я
нарушил цветов забытье.
Их
шипы, точно руки из сада
Уцепились
за платье мое» Блок А.А. Соловьиный сад.
Другой
мир, «сад», не входит в мир (пространство)
моря и берега, скал, камней, работы,
рабочего с его ослом - сад существует
отдельно, сам по себе. В саду время
меряется иначе, тогда как на берегу
идет смена дня и ночи и время течет, в
саду нет времени, там как бы сбывается
хорошо известное Блоку предсказание,
что «времени больше не будет», то есть
наступит вечность. Но это вечность мнимая,
не настоящая.
У
Блока соловьиный сад сам по себе
не только место действия, соловьиный
сад как и море - это не только две локализованные
в пространстве сценические площадки,
на которых происходит действие. Они и
сами в этом действии участвуют, они влияют
на судьбу героя поэмы, они - это силы, а
не пассивные декорации.
Поэма
построена на контрасте сада и
моря, но не моря пиратов и авантюристов,
а моря земного, прибрежного, того моря,
которое неразрывно связано с
работой, трудом, тяжелым, непрерывным
и все же не менее прекрасным по
своей символической сути, чем
соловьиный сад с его хозяйкой и его розами.
У
исследователей вызывает интерес образ
осла в поэме. Вот, что пишет об
этом А.В. Лавров: «Думается,... что образ
осла в поэме - воплощающий смирение,
усердие, кротость и терпение, а никак
не те качества, которые ему традиционно
приписываются (глупость, упрямство, невежество),
- вбирает в себя и другие подтексты - от
сакральных, восходящих в частности к
библейско-евангельскому кругу представлений
(у древних евреев осел - символ мира и
спасения; народами древности осел почитался
как божество зноя и производительных
сил) до шутливо-интимных» Лавров А. В.
«Соловьиный сад» А. Блока.
Осел
в «Соловьином саде» работает
не только на перевозке камней, он еще
выполняет особую литературную роль
- пародирует экзотический зверинец в
стихах Гумилева. Пародийность в данном
случае очень любопытно осуществлена.
Осел у Блока не заменяет человека и не
используется для уподобления. Он очеловечен
в том смысле, что он трудится вместе с
человеком и больше предан труду, чем человек,
готовый ему изменить под влиянием любви.
3.
Символизм в философских
идеях А. Блока
Важнейшая
черта отечественной
О
Блоке-философе пока написано чрезвычайно
мало. А ведь Блок имел непосредственное
отношение к философии, начиная с посещения
религиозно-философских собраний (созывавшихся
по инициативе Д. Мережковского, З. Гиппиус,
Д. Философова и В. Розанова) и кончая активным
участием в Вольфиле (Вольной Философской
Ассоциации). Было несколько любимых тем,
над которыми Блок постоянно размышлял
и результаты этих размышлений оставил
нам.
Как
уже говорилось, на творчество всех
символистов оказала огромное влияние
философская концепция Вл.
Тема
Софии космической, восходящая к гностической
древности, лишь намеченная в теургической
поэзии Вл. Соловьева, определяет своеобразие
уникального религиозно-художественного
мира Блока. Именно Блок вводит в историю
русской литературы тему Софии, подверженной
катастрофам и падениям. Гностики и эпоха
романтизма вносят в древний лиро-эпический
образ Софии-мироустроительницы драматические
смыслы.
Образ
Софии космизируется и
Чем,
по Бердяеву, Блок отличается от Пушкина
или Соловьева-поэта: «Душа Блока
исключительно женственная, космическая
душа», и потому она «вечно трепетала
от космических вихрей, уносилась в снежные
метели». Это открытие, определяющее пути
искусства Нового времени, создает и в
поэзии Блока напряженные отношения человеческого
и космического, антропного и божественного.
В эпоху Блока -- эпоху «предельного кипения»
«горячей культуры» Нового времени разрушается
логоцентрическая модель мира.