Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:21, реферат
В литературе рассматриваемого периода можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Введение.
1. Общая характеристика русского символизма.
2. Символизм в поэзии А. Блока.
3. Символизм в философских идеях А. Блока.
Заключение.
Список литературы.
Открытость
бесконечному и релятивному мирозданию
порождало экстатическое
В
раннем творчестве А. Блока обычно видят
дуалистическую оппозицию неба-земли,
лазурного там и безрадостного здесь.
Так, по мысли К. Мочульского, молодой поэт
продолжает традицию «платонизирующей
поэзии» А. Фета и Вл. Соловьева: «печальная
земля тонет в тумане и мгле». По контрасту
с призрачной реальностью реальность
подлинная лучезарна. Но как говорил сам
Блок о своих ранних стихах, «вся история
моего внутреннего развития «напророчена»
в «Стихах о Прекрасной Даме». Мифологема
Вечной Женственности, организующая космическое
творчество Блока, порождает уже в ранних
стихах «двойственное ко всему отношение»
«Лунное
начало эстетизма» и «солярный мир
панэстетизма» не противостоят, но
антиномически сочетаются в ранней
поэзии Блока: полярность-комплементарность,
удаленность-близость, холод-тепло, смерть-жизнь,
безумие-озарение, оцепенение-динамика,
потерянность-обретение себя, немота-провозвещение,
пустота-полнота мира, волшебство-служение,
декаданс, крушение-восхождение, безысходность-путь.
Сочетаются как взаимодополняющие грани
двойственной Мировой Души, космической
Софии Блока. Апокалиптическая тема обновления,
пробуждения, зари и весны, «царственного
пути» к «несказанному свету» антиномически
сочетается с природно-космической семантикой
душевного ненастья, ночи, мглы, холода,
неверного и бездушного лунного света,
тревогой и безнадежностью. Тема двойственной
Мировой Души, пребывающей в вечной метаморфозе,
оказывается преобладающей.
Откровение
двойственной космической Софии
и ведет к помрачению золотисто-лазурного
мира небесной Софии. Начинается прохождение
через сине-лиловый сумрак, ночь, смерть
души, «попиранье заветных святынь. Из
интуиции космической Софии, подверженной
катастрофам и падениям, Блок создает
богатейшую неомифологию метаморфоз хаосогенной
Мировой души: стихии - Снежной маски -
Снежной девы -- Фаины -- Незнакомки -- России,
святыни, «созданной из бед и погибелей»
-- «страшного мира» с его забвением и пустотой
души -- Кармен -- Двенадцати -- Скифов.
Если
софийная тема в теургической поэзии В.Л.
Соловьева редуцирует мировой и личный
катастрофизм, в поэзии А. Блока софийная
тема углубляет этот катастрофизм. Центральный
образ поэзии Блока «таинственной Девы»
космизируется и демонизируется. Божественная
«Хранительница-Дева» -- невеста, сказочная
царевна, теряя свой изначальный усадебный
топос, превращается в Снежную Деву -- воплощение
природной стихии, метельной России.
Путь
в мир, к обретению мирового сознания
осознается мистиком как падение
Софии -- мировой и собственной
души. Это было обретение невиданной
в русской поэзии трагической
двойственности, антиномичности переживаний.
«Удесятеренная жизнь» в мире Блока состоит
в постоянном качании маятника. Все жизненно-ценное
в этом мире поставлено под знак трагически-«двойственного
отношения к явлению»: история, родина,
культура, творчество, страсть.
Воплощением
двуединства полярностей блоковского
космоса становится двоящаяся героиня
его поэзии, в которой возможно превращение
софийной героини в стихийную и наоборот
обнаружение в стихийной героине софийных
смыслов. В поэзии Блока софийная героиня
превращается в носительницу стихийного
начала, а в стихийной героине возможно
пробуждение софийных смыслов.
Такова
Кармен. Это неистовая цыганка
с «огневым станом», «бред моих страстей
напрасных» и Прекрасная Дама -- «стан
певучий», «всех линий -- таянье и
пенье», «царица блаженных времен», вызывающая
платонический восторг поэта и «творческие
сны». Это еще один образ спящей царевны
в творчестве Блока, «погруженной в сказочный
сон» -- Мировой и своей души. «Буря цыганских
страстей» здесь и «гармония светил»,
восторг восходящей любви там. Музыкальный
образ Кармен (обращающий к душе самого
поэта) увенчивает галерею женских образов
в поэзии Блока, организующих мировое
целое.
Основной миф зрелого творчества поэта -- преображение стихийной героини в софийную, тайна приобщения к небу -- случайной ресторанной незнакомки («В ресторане») или неистовой цыганки Кармен. Поэт приходит к типично русской теме возрождения падшего человека. Именно поэт способен воплотить, увидеть этот образ Божий и вместе с тем образ бытийно-космический в конкретном женском лице. Без диалога с мировым женственным началом в его различных ипостасях творчество Блока невозможно. Мистерия и трагедия этого диалога, раскрывающего мировую двойственность, трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего, и создает уникальный религиозно-художественный мир Блока.
Заключение
Символизм был достаточно широким течением и нашел свое проявление в живописи, театре, поэзии, литературе. Для символизма был характерен уход от окружающей реальности, использование в своих произведениях многозначных символов, интерес к миру идеальному, потустороннему. Роль символизма в развитии отечественной и мировой культуры была исключительной и ни с чем не сравнимой: « В условиях социального катаклизма начала ХХ века только искусство символизма сохранило связь с высшим инобытием».
Символизм
как поэзия и искусство получил
наиболее яркое и полное воплощение
в творчестве Александра Блока. Среди
первых его произведений самым лучшим
стали «Стихи о Прекрасной Даме»,
которые А. Блок написал под влиянием
идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности.
Образ идеальной и божественной Софии
воплощается в конкретные и живые черты
возлюбленной, будущей жены поэта.
Почему
Блок был убежден, что символизм
надо защищать и укреплять? Не только
из чувства солидарности со своими единомышленниками
и соратниками, хотя и это следует иметь
в виду. Россия - молодая страна, как был
убежден Блок, именно поэтому ее культура,
которой нет еще и двух столетий, это очень
хрупкое растение. С ним надо обращаться
бережно. Русскую культуру, так интенсивно
развившуюся на переломе веков, надо хранить.
Верность символизму нужна не только по
соображениям солидарности, а потому,
что символизм, по мнению Блока, - это вершина
русской поэтической культуры.
Список
литературы
1. Бердяев Н.А.
В защиту Блока // Александр
Блок: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2004. - с.453
2. Блок А. Искусство
и газета. // Блока А. Собр. Соч.
в 8-ми томах. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - том
5. - с.473
3. Блок А.А.
Соловьиный сад. // http://az.lib.ru/b/blok_a_a/
4. Долгополов
Л.К. История русской поэзии
в 2-х т. Т. 2. - Л.: Наука, 1969. - 525 с.
5. Ермилова Е.В.
Теория и образный мир
6. Жилкин В.А.
Николай Рерих и Александр
Блок. // ПРС. - 2001. - № 4.- с. 230
7. Лавров А.
В. «Соловьиный сад» А. Блока.
Литературные реминисценции и
параллели. // Ученые записки Тартуского
госуниверситета. - Вып. 857. - Биография
и творчество в русской
8. Максимов Д.
Е. Русские поэты начала века:
В. Брюсов, А. Блок, А. Белый,
А. Ахматова. - Л.: Сов. писатель, 1986.
- 405 с.
9. Минералова
И.Г. Русская литература
10. Минц З. Г. Блок и русский символизм. // Минц З.Г. Избранные труды: В 3 кн. - Книга 3: Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство, 2004. - С. 175