Силлабо-тоническая система стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:31, реферат

Описание

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Содержание

Введение
Метры, стопы и размеры
Дактиль
Хорей
Ямб
Амфибрахий
Анапест
Рифма и ее разновидности
Мужская рифма
Женская рифма
Дактилическая рифма
Рифма точная и неточная
Системы рифмовки
Строфы
Четверостишия
Октавы
Терцины
Онегинская строфа
Балладная строфа
Одические строфа
Разновидности стихотворений
Акростих
Вольный стих
Смешанный стих
Верлибр
Белый стих

Работа состоит из  1 файл

Силлабо-тоническая система стихосложения.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     - ! - ! - ! - ! - ! -

     - ! - ! - ! - ! - ! -

     Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой  дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

     Амфибрахий

     Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

     В песчаных степях аравийской земли

     Три гордые пальмы высоко росли

     - ! - - ! - - ! - - !

     - ! - - ! - - ! - - !

     Есть  женщины в русских селеньях

     С спокойною важностью лиц,

     С красивою силой в движеньях,

     С походкой, со взглядом цариц.

    - ! - - ! - - ! -

     - ! - - ! - - !

     - ! - - ! - - ! -

     - ! - - ! - - !

     Амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

     Анапест

     Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

     Прозвучало  над ясной рекою,

     Прозвенело  в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу.

     - - ! - - ! - - ! -

     - - ! - - ! - - !

     - - ! - - ! - - ! -

     - - ! - - ! - - !

     Ночь  холодная мутно глядит

     Под рогожу кибитки моей,

     Под полозьями поле скрипит,

     Под дугой колокольчик звенит,

     А ямщик погоняет коней.

     - - ! - - ! - - !

     - - ! - - ! - - !

     - - ! - - ! - - !

     - - ! - - ! - - !

     - - ! - - ! - - !

     Анапест - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным  местом на 3-м слоге; на начальном  слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

     Рифма и ее разновидности

     Рифма - повторение более и менее сходных  сочетаний звуков, связывающих окончания  двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

     В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

     Мужская рифма

     Мужская - рифма с ударением  на последнем слоге  в строке.

     И море, и буря качали наш челн;

     Я, сонный, был предан всей прихоти  волн.

     Две беспредельности были во мне,

     И мной своевольно играли оне.

     Женская рифма

     Женская - с ударением на предпоследнем слоге  в строке.

     Тихой ночью, поздним летом,

     Как на небе звезды рдеют,

     Как под сумрачным их светом

     Нивы  дремлющие зреют.

     Дактилическая рифма

     Дактилическая - с ударением на третьем от конца  строки слоге, что повторяет схему  дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

     Девочка во поле с дудочкой ивовой,

     Зачем ты поранила веточку вешнюю?

     Плачет  у губ она утренней иволгой,

     плачет  все горше и все безутешнее.

     Рифма точная и неточная

     Рифма - повторение более и менее сходных  сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

     (О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

     Почему  Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

     Согласные фонемы различаются:

     1) по месту образования

     2) по способу образования

     3) по участию голоса и шума

     4) по твердости и мягкости

     5) по глухости и звонкости

     Признаки  эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б  по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются  по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

     Первые  три признака создают различия фонем  более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем  по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

     Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и  мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

     Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

     Хорошо  отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

     Итак, завершая наш разговор о точной и  неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные  и согласные звуки, входящие в  созвучные окончания стихов, в  основном совпадают. Точность рифмы  увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

     Системы рифмовки

     Раньше  в школьном курсе литературы обязательно  изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

     Смежная - рифмовка смежных стихов: первого  со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания  стихов).

     Это наиболее распространенная и очевидная  система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

     Выткался  на озере алый свет зари,

     На  бору со звонами плачут глухари.

     Плачет  где-то иволга, схоронясь в дупло.

     Только  мне не плачется - на душе светло.

     Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

     Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

     Хоть  схема такой рифмовки с виду как  бы чуть сложнее, но она более гибка  в ритмическом плане и позволяет  лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

     Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром,

     Как бы резвяся и играя,

     Грохочет  в небе голубом.

     Третий  способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений. Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

     Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

     Глядел  я, стоя над Невой,

     Как Исаака-великана

     Во  мгле морозного тумана

     Светился  купол золотой.

     И наконец, сплетенная рифма имеет  множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

     Вдали от солнца и природы,

     Вдали от света и искусства,

     Вдали от жизни и любви

     Мелькнут  твои младые годы,

     Живые помертвеют чувства,

     Мечты развеются твои.

     В заключение полезно отметить, что  не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Информация о работе Силлабо-тоническая система стихосложения