Силлабо-тоническая система стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:31, реферат

Описание

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Содержание

Введение
Метры, стопы и размеры
Дактиль
Хорей
Ямб
Амфибрахий
Анапест
Рифма и ее разновидности
Мужская рифма
Женская рифма
Дактилическая рифма
Рифма точная и неточная
Системы рифмовки
Строфы
Четверостишия
Октавы
Терцины
Онегинская строфа
Балладная строфа
Одические строфа
Разновидности стихотворений
Акростих
Вольный стих
Смешанный стих
Верлибр
Белый стих

Работа состоит из  1 файл

Силлабо-тоническая система стихосложения.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Университет Российской Академии Наук 
 
 
 
 

Реферат

По  предмету

«Введение в литературоведение»

На  тему:

«Силлабо-тоническая система стихосложения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил:

Преподаватель:

Разумовская О.В.

Работу  выполнила 

студентка группы

1СПО  з/ДК колледж

Юрникова Яна 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

      Содержание 

     Введение

     Метры, стопы и размеры

         Дактиль

         Хорей

         Ямб

         Амфибрахий

         Анапест

     Рифма и ее разновидности

         Мужская рифма

         Женская рифма

         Дактилическая рифма

         Рифма точная и неточная

     Системы рифмовки

         Строфы

         Четверостишия

         Октавы

         Терцины

         Онегинская строфа

         Балладная строфа

         Одические строфа

     Разновидности стихотворений

         Акростих

         Вольный стих

         Смешанный стих

         Верлибр

         Белый стих

 

      Введение

     Силлабо-тоническая система стихосложения

     Заслуга преобразования русского стиха принадлежит  В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

     Начатое Тредиаковским продолжил, развил и  блестяще применил в своей поэтической  практике Ломоносов. Созданная его  трудами система стихосложения  получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

     Сущность  силлабо-тонической системы состоит  в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

     Но  уже Ломоносов признал, что так  писать стихи "трудновато", потому что в языке очень много  слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому  расстановка ударений строго не соблюдается - они не должны падать на "чужие" места, зато пропускать их можно - от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.

     В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

     Последовательность  таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.

     Итак, основных размеров русского классического  стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

     Метры, стопы и размеры

     РАЗМЕР  СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации  звукового состава отдельного стихотворного  произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

     ЕТР в стихе - упорядоченное чередование  в стихе сильных мест (иктов) и  слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

     СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

     ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой  дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный  из метров русского силлабо-тонического  стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

     ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

     ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

     АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

     АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто  сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

     Дактиль

     Дактиль - трехсложная стопа с ударением  на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

     Как хорошо ты, о море ночное,-

     Здесь лучезарно, там сизо-темно...

     В лунном сиянии, словно живое,

     Ходит и дышит, и блещет оно.

     
    ! - - ! - - ! - - ! -

     ! - - ! - - ! - - !

     ! - - ! - - ! - - ! -

     ! - - ! - - ! - - !

     Ранними летними росами

     Выйдем  мы в поле гулять.

     Будем звенящими косами

     Сочные  травы срезать!

     ! - - ! - - ! - -

     ! - - ! - - !

     ! - - ! - - ! - -

     ! - - ! - - !

     Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

     Хорей

     Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - ), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

     В небе тают облака,

     И, лучистая на зное,

     В искрах катится река,

     Словно  зеркало стальное.

     ! - ! - ! - !

     ! - ! - ! - ! -

     ! - ! - ! - !

     ! - ! - ! - ! –

     Ночевала  тучка золотая

     На  груди утеса-великана;

     Утром в путь она умчалась рано,

     По  лазури весело играя...

     ! - ! - ! - ! - ! -

     ! - ! - ! - ! - ! -

     ! - ! - ! - ! - ! -

     ! - ! - ! - ! - ! -

     Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь  в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

     Ямб

     Ямб - двусложная стопа с ударением  на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом  и т.д.

     Опять стою я над Невой,

     И снова, как в былые годы,

     Смотрю  и я, как бы живой,

     На  эти дремлющие воды

     - ! - ! - ! - !

     - ! - ! - ! - ! -

     - ! - ! - ! - !

     - ! - ! - ! - ! –

     Вот холм лесистый, над которым часто

     Я сиживал недвижим - и глядел

     На  озеро, воспоминая с грустью

     Иные  берега, иные волны...

     - ! - ! - ! - ! - ! -

     - ! - ! - ! - ! - !

Информация о работе Силлабо-тоническая система стихосложения