Силлабо-тоническая система стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:31, реферат

Описание

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Содержание

Введение
Метры, стопы и размеры
Дактиль
Хорей
Ямб
Амфибрахий
Анапест
Рифма и ее разновидности
Мужская рифма
Женская рифма
Дактилическая рифма
Рифма точная и неточная
Системы рифмовки
Строфы
Четверостишия
Октавы
Терцины
Онегинская строфа
Балладная строфа
Одические строфа
Разновидности стихотворений
Акростих
Вольный стих
Смешанный стих
Верлибр
Белый стих

Работа состоит из  1 файл

Силлабо-тоническая система стихосложения.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Не  любят ребят?

     Очень любят!

     Души  в них не чают!

     Жаль,

     Что это НЕ ВСЕ замечают!..

     Также очень часто вольный стих встречается  в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

     Смешанный стих

     У вольного стиха имеется одна особенная  разновидность - стих смешанный, который  отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров: 

     Давно в любви отрады мало:

     Без отзыва вздохи, без радости слезы;

     Что было сладко - горько стало,

     Осыпались розы, рассеялись грезы...

     В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными  же амфибрахическими стопами. Но так  как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

     Верлибр

     Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени  свободы - ведь, можно полностью порвать  со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.

     Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

     напали  на него все страны вселенной,

     Мне мнилось, что это был город  Друзей, какого еще никогда

     не  бывало.

     И превыше всего в этом городе крепкая  ценилась любовь,

     И каждый час она сказывалась в  каждом поступке жителей

     этого города.

     В каждом их слове и взгляде. 

       (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)

     В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода  к созданию произведения, что может  зависеть от каждого конкретного  языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

     Белый стих

     Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

     Наступило красно утро

     В середине где-то марта,

     А по тропочке средь леса

     Добрый  молодец идет.

     Он  ходил в далеки страны,

     Повидал немало дива

     И теперь спешит вот к дому

     Через десять целых лет.

     Соловьишка  песнь выводит,

     Счет  годам ведет кукушка,

     Ну  а думы все Еремы

     К родной горнице летят...

Информация о работе Силлабо-тоническая система стихосложения