Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:05, реферат
Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.
Введение. 3
Справочно-информационное обслуживание. 5
Представление о справочно-информационном обслуживании. 7
Новые технологии в библиографическом обслуживании. 10
Состав и структура справочно-библиографического аппарата. 14
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15
Заключение. 17
Литература. 19
Оглавление
Введение. 3
Справочно-информационное обслуживание. 5
Представление о справочно-информационном обслуживании. 7
Новые технологии в
библиографическом
Состав и структура справочно-библиографического аппарата. 14
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15
Заключение. 17
Литература. 19
Библиографическая деятельность
— область документально-
Библиотечно-библиографическое
обслуживание — это деятельность,
осуществляемая специально созданными
для этой цели структурными подразделениями
библиотеки, которые предоставляют
пользователям
Именно обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.
Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания.
Библиографическое информирование- регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами.
Исторически первоначальные
формы библиографической
Цели библиографической
деятельности чрезвычайно
Наиболее общей конечной
целью является содействие удовлетворению
информационных потребностей членов общества.
Эта цель дифференцируется (конкретизируется)
в понятиях основных общественных функций
библиографической информации, которые,
представляя собой способы
Конечная цель библиотечно-библиографической
деятельности, являющейся по своей
сути культурной, состоит в духовной
самореализации личности. Библиотека
помогает ее осуществлению, содействуя
развитию индивидуальных способностей,
благодаря чему пользователь библиотеки
усваивает и преумножает
Задачи:
1. Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО).
2. Выявить основные формы и методы
организации библиографического информирования.
Шаг за шагом, постепенно наша
страна входит в информационное общество.
Это касается не только самых крупных
федеральных и областных
Еще в 80-егг. страна не думала
о таком буме информационных технологий.
Обслуживание читателей традиционными
методами составляло предмет особой
гордости. Непременной составной
частью библиографической работы библиотек
всех систем и ведомств являлось справочно-библиографическое
обслуживание (СБО), которое предполагает
наличие конкретных (разовых) запросов,
с ними в библиотеку обращаются отдельные
читатели или коллективные абоненты.
Библиотека обязана удовлетворить
запрос или оказать содействие в
поиске ответа за пределами данной
библиотеки. СБО часто называют библиографическим
обслуживанием в режиме «запрос-
ответ». Сегодня многие библиотеки,
не имеющие компьютеров, работают в
этом режиме. Цели обращения в библиотеку
с запросами очень
Первоочередным требованием
к СБО является достижение максимально
возможной оперативности
Качество и оперативность справочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов: состояния справочно-библиографического аппарата библиотеки; уровня координации и взаимодействия библиотек в области справочно-библиографического обслуживания; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности читателей.
Потребность в справочно-библиографическом
обслуживании возникает у читателя
тогда, когда другие каналы получения
справочно-библиографической
Таким образом, библиотека на
всех этапах развития Российского государства
всегда играла важную социальную и
культурно-просветительную
В конце прошлого столетия
отечественные библиотеки все больше
стали превращаться в научно-информационные
учреждения, в работе которых (наряду
с организацией библиотечного и
справочно-библиографического обслуживания)
заметное место отводится научно-
Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды российского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации. Поэтому, в принятом, в 1994г. Государственной думой Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотеку определяют как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам».1
В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время в Российские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.
Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят «Справочно-информационное обслуживание». Рассмотрим, что означает данное понятие.
Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию.
Другими словами это проблема
разрыва между накапливаемой
информацией и ее использованием.
При наличии в обществе многих
миллиардов документов, миллионов баз
данных, человек часто не получает
ответа на свой вопрос (запросы на которые
потенциально можно предоставить информацию).
Можно назвать разные причины, почему
это происходит: все возрастающий
объем информации, с которой трудно
справиться, низкий уровень технической
оснащенности библиотек, а также
отсутствие координационной связи
между библиотеками разных структур
и ведомств (не везде даже в крупных
библиотеках есть факсы); недоступность
накапливаемой информации для читателей,
слабая их информированность, низкая информационная
культура для читателей (неумение сформулировать
запрос, осуществлять поиск и т. п.),
а также недостаточная
Для того, чтобы получить необходимую информацию читатели и обращаются в библиотеку. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, есть информационное обслуживание (информационный сервис).
Библиотеки специально созданы для информационной деятельности, в рамках ее функционально (иногда и организованно) выделено справочно-информационное обслуживание, которое существует в режиме вопрос- ответ.
Следует отметить, что библиотеки
осуществляют долгосрочную кумулятивную
функцию (т.е. собирают, организовывают
и длительное время хранят документальную
информацию) и трансляционную функцию,
которая реализуется в процессе
справочно-информационного
Кроме того библиотеки предоставляют,
главным образом, документы и
информацию широкого распространения
для разнообразных групп
Итак, термин «информационное обслуживание» в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяется как «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг».
Предоставление информационных услуг пользователям — один из общих признаков, характерных для библиотек (и других учреждений), занятых обслуживанием читателей. Информационная услуга трактуется в ГОСТе 7.0.-99 как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу». Отметим следующие ее свойства — полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя и т. п.
В каждой библиотеке свой набор информационных услуг — это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п.
В последнее время в библиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копии документов.
Таким образом в ходе справочно-информационного
обслуживания посредством выполнения
услуг удовлетворяются
Третья черта справочно-
Итак, цель справочно-информационного обслуживания — удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).
Следует отметить, что в
структуру информационного
Информация о работе Справочно-информационный фонд библиотеки