Справочно-информационный фонд библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Содержание

Введение. 3
Справочно-информационное обслуживание. 5
Представление о справочно-информационном обслуживании. 7
Новые технологии в библиографическом обслуживании. 10
Состав и структура справочно-библиографического аппарата. 14
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15
Заключение. 17
Литература. 19

Работа состоит из  1 файл

Библиография.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

Характер запроса определяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0-99 представлены такие виды обслуживания, как справочно-библиографическое (разновидность библиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографических сведениях), информирование (библиографическое информирование, индивидуальное, групповое, массовое информирование), информационное обеспечение (информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получение пользователями информации по так называемому «постоянному информационному запросу». Упоминание этого термина имеется в дефиниции «избирательное распространение информации» в ГОСТе 7.73- 96 «Поиск и распространение информации.

Необходимо отметить, что  в разделе «Информационное обслуживание»  ГОСТа 7.0- 99 представлены услуги: «информационная услуга», «библиотечная услуга», «библиографическая услуга», «»библиографическая справка», «фактографическая справка» и др. Понятие «информационная услуга» имеется также в законе «Об участии в международном информационном обмене».

Отражены в стандартах и некоторые организационные  формы обслуживания — «библиотечный абонемент», «заочный библиотечный абонемент», «межбиблиотечный абонемент», «библиотечный читальный зал», «фонотека», «фильмотека», «фототека», «видеотека» (возникшие в течение ХХ века).

Новые формы организации  обслуживания определены в ГОСТе 7.73-96: служба экспресс-информации, служба сигнальной информации, служба избирательного распространения информации (ИРИ), служба реферирования, служба обзоров.

Следует отметить, что в  Федеральном законе «Об участии  в международном информационном обмене» и в Федеральном законе «Об информации, информатизации и  защите информации», определены термины  «международный информационный обмен», «средства международного информационного  обмена», «информационная безопасность»  и др.

Таким образом, в связи  с введением нового термина «информационное  обслуживание» произошли изменения  и в стандартах, и в законах. Следовательно, будут приняты и  разработаны еще новые ГОСТы и законы, в которых будут отражаться дальнейшие изменения в информационной деятельности.

Современная цивилизация  при всех ее социальных, этических, экологических и других проблемах  отличается ростом аудиовизуальной  и информационной культуры, высоким  уровнем информационной деятельности, переживающей подъем — новое качество, связанное, прежде всего с внедрением новейших информационных технологий.

 

Новые технологии в  библиографическом обслуживании.

Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни  привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять  фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.

С внедрением в работу библиотек  новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных  носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы

Следует отметить, что эффективность  использования совокупного информационного  потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических  ресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опыт библиотек  Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ  СО РАН сумела внедрить интеграционные основы в библиотечно-библиографические  процессы. Эффективно используются новые  технологии: богат набор электронных  каталогов, баз данных, в том числе  содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории  региона. Ученые Сибири предлагают внедрить общегосударственную программу  «Доступность информации», в которой  разработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п.

Оперативное получение информации независимо от места проживания или  сферы деятельности в настоящих  условиях возможно лишь при внедрении  и развитии в библиотеках новых  электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Можно выделить три  основных направления информатизации:

- автоматизация внутри библиотечных процессов;

-  формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

- использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа  и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО) — полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

В настоящее время библиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать все  печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно  возрастают. Благодаря широкому распространению  библиографических БД информация о  необходимых первоисточниках стала  доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей  решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных  информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет  электронные копии документов, которые  хранятся в библиотеке, а также  отсутствующие в ее фондах материалы  в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций – поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Необходимо отметить, что  использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и  качественно удовлетворять запросы  читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал  необходимость проведения комплекса  мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в  различных читательских группах  для того, чтобы лучше знать  информационные потребности читателей, а также четко планировать  справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему  для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций  и т. п.) выходит только в электронном  виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность  получения актуальной информации.

Популярность источников на традиционных носителях имеет  свои причины. Большое значение имеет  пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные  основания. В частности, книги, а  особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш  до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном  виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения.

Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные  и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру — это и есть основная цель любой библиотеки.

Сегодня для повышения  эффективности информационно-библиографической  деятельности необходимы высококвалифицированные  кадры в совершенстве владеющие  компьютерами.

Все более глубокое внедрение  компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного  специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет  называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых  формах преподавания и обучения, оснащении  учебного процесса.

Несмотря на то, что внедрение  компьютерных технологий – приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).

Итак, интенсивное внедрение  информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые  подходы для организации справочного  обслуживания, переосмысление его места  и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в  библиотеки следует отметить: высокую  информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания.

Таким образом, наличие высококвалифицированных  кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение  их к национальным и международным  банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей — читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.

 

Состав и структура  справочно-библиографического аппарата.

Современный СБА - это совокупность традиционных и электронных элементов, организованных с помощью соответствующих программных средств и обеспечивающих выход в открытое информационное пространство (другие сети региональную, общероссийскую, всемирную).

Система каталогов отражает книжный фонд библиотеки в разных аспектах: традиционные (карточные) каталоги продолжают использоваться, причем каждый из них выполняет свои функции, информируя об имеющихся изданиях за весь период существования библиотеки, а электронный каталог содержит, как правило, сведения о новых поступлениях в фонд.

При комплектовании СБФ справочными  изданиями учитываются изменения  в структуре читательского спроса, ведется тетрадь учета отказов, в которой фиксируются все  спрашиваемые читателями издания, а  затем ведется докомплектование необходимой литературы в основном за счет платных услуг.

Что касается комплектования библиографическими изданиями, то основная сложность заключается в значительном сокращении их выпуска информационными  центрами федерального уровня, а также  в стоимости подписки на многие подобные издания (ГБУ РКП, библиографические указатели и РЖ ИНИОН РАН по социальным и гуманитарным наукам, издания НИО Информкультура и других стали довольно дорогими).

СБА изучается с целью  выявления того информационного  потенциала, которым располагает каждое его структурное подразделение и каждое включаемое в СБФ издание. Такие издания просматриваются сразу же но поступлении их в фонд, который регулярно обновляется (в основном за счет платных услуг) и очищается от устаревших или непрофильных (неиспользуемых) материалов (этим занимаются отделы: комплектования и ОИФ).

Важное значение имеет размещение СБА в библиотеке: он должен быть доступен читателям, а не только сотрудникам.

 

Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО).

Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии или местонахождении  издания в фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искаженных) элементах библиографического описания (уточняющая справка), о литературе (документах) по определенной теме, интересующей читателя (тематическая справка).

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), интересующие читателя - даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого, др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т. д. Таким образом, справки отдельных видов различаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получает читатель в ответ на свой запрос.

Библиографический поиск (адресный, тематический, уточняющий), как известно, лежит в основе всей библиографической деятельности, в том числе и СБО.

Единицей учета разовых запросов является запрос – устное письменное обращение за получением библиографической или фактографической информации.

Учет разовых запросов производится по количеству:

•  затребованных тем (для тематических запросов);

•  библиографических записей, требующих установления  или уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);

•  изданий, наличие которых требуется установить в фонде библиотеки (для адресных библиографических запросов);

Информация о работе Справочно-информационный фонд библиотеки