Справочно-информационный фонд библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Содержание

Введение. 3
Справочно-информационное обслуживание. 5
Представление о справочно-информационном обслуживании. 7
Новые технологии в библиографическом обслуживании. 10
Состав и структура справочно-библиографического аппарата. 14
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15
Заключение. 17
Литература. 19

Работа состоит из  1 файл

Библиография.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

•  фактов, требующих выявления (для фактографических запросов).

Учет общего количества выполненных  запросов производится суммированием  справок, зарегистрированных в тетради.

При учете в соответствующей  графе цифрами проставляется  количество выполненных по каждому запросу справок. Отказ на запрос тоже считается справкой. В отказе содержится обоснование причины, по которой запрос читателя не может быть принят к исполнению (например: запрос не соответствует профилю библиотеки, в СБА не содержится нужной читателю информации и т. д.).

Выполнение уточняющих справок  начинается с анализа читательского  требования и установления тех недостающих  элементов библиографического описания, используя которые можно быстро решить задачу. Затем намечается программа поиска и круг источников - от каталогов и картотек библиотеки, при книжных списков до печатных каталогов различных агентств («Роспечать» и др.), периодических и справочных изданий (в некоторых из них к отдельным статьям даются списки литературы).

Адресные библиографические  справки выполняются оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная полные и точные библиографические данные книги, сотрудники библиотеки обращаются к алфавитному каталогу, или советует читателю сделать это самостоятельно. В тех случаях, когда читателя интересует публикация определенного произведения в периодическом издании (например, нового романа, статьи, рецензии), сначала просматриваются соответствующие деления картотек и по аналитическим описаниям устанавливаются нужные сведения, а затем проверяется наличие того или другого журнала, периодического сборника в библиотеке.

Кроме справочных, используются другие издания из СБФ: официальные издания, библиографические пособия федеральных и региональных центров, в которых могут содержаться нужные сведения (конкретные факты) о людях, событиях, из истории научных открытий

Наиболее спрашиваемые справки  помещаются в «Архив выполненных  справок».

Придавая большое значение своевременному и полному удовлетворению разнообразных разовых запросов читателей, нельзя упускать из виду тех, кто постоянно (или в течение  длительного периода) интересуется одной и той же темой (проблемой). В этих случаях читатели нуждаются в ином типе обслуживания, а именно - в систематическом обеспечении их информацией. Иначе говоря, библиотека ведет библиографическое информирование пользователей. В чем заключается эта работа, и чем она отличается от справочно-библиографического обслуживания? Это мы рассмотрим ниже.

 

Заключение.

Доступность информации —  не только ценность информационной деятельности, она признана одной из важнейших  ценностей современной цивилизации. Эта ценность отражена в законодательстве многих стран, в том числе России.

Важнейшим положением Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (так же, как  и Закона РФ «О библиотечном деле»  и ряда других) является обеспечение  одного из существенных конституционных  прав граждан — свободы доступа  к информации, которая во всем мире признается открытой и которая не представляет государственной или  коммерческой тайны.

Это относится прежде всего к информации, находящейся в государственных информационных ресурсах. Они признаются открытыми и общедоступными. Становится доступнее информация о законодательных и других нормативных актах, о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также экологическая, демографическая информация и т. д., которую властные структуры обязаны предоставлять бесплатно. Бесплатность государственных информационных ресурсов обеспечивает право на информацию социально незащищенных слоев населения, содействуя получению ими образования, и тем самым смягчению социальных противоречий. Непосредственно о доступности информации говорит глава 3 «Пользование информационными ресурсами»: статья 12 «Реализация на доступ к информации из информационных ресурсов», статья 13 «Гарантии предоставления информации», статья 14 «Доступ граждан к информации».

Предоставляя право на свободу информации, закон определяет юридические нормы защиты информации, что обеспечивается требованием  государственной регистрации информационных ресурсов и систем, упорядочением  деятельности служб сертификации и  лицензирования, установлением порядка  отнесения информации к различным  категориям открытая информация, информация, представляющая государственную тайну, конфиденциальная информация о частной  жизни граждан, использование которой  не допускается.

Рассматриваются и другие вопросы использования информации, например, что «информация, полученная на законных основаниях из государственных ресурсов гражданами и организациями может быть использована ими для создания производной информации в целях её коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае является результат вложенного труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов» .

Собственно, в законе отражено реально существующее противоречие между необходимостью свободы доступа  к информации и её защитой, ограничением использования в определенных случаях.

Социальный аспект доступности  информации в настоящее время  весьма актуален: многие по материальным причинам лишены возможности пользоваться Интернет, ограничены, из-за платности  и других причин, масштабы межбиблиотечного абонемента, существуют проблемы доступности  информации для  социально  незащищенных  слоев  населения  (в  частности,  инвалидов, престарелых, безработных, иммигрантов и др.). Свободный доступ к информации способствует адаптации в обществе этих групп населения, выравниванию информационно-культурного потенциала. Социальная недоступность связана и с неудобным для пользователей режимом работы, временем проведения презентации, другого мероприятия и т. п. Для обеспечения доступа к информации в любой информационной службе существует такая деятельность как обслуживание. Она осуществляет связь между потребностями пользователей и документами, информацией, которая хранится в информационной службе и вне ее, содействует преодолению барьеров, препятствующих доступности информации. В обеспечении доступа к информационным массивам проявляется основная социальная функция информационного обслуживания.

 

 

 

Литература.

  1. О библиотечном деле в Красноярском крае. Закон.//Крас. раб.- 1999.-№117-118.-е. 10-11
  2. О создании на базе Тасеевской районной библиотеки информационногоцентра. Постановление Тасеевской районной администрации от 19.02.98г. №61
  3. Пронина Л.А. Информационное пространство: Ситуации, задачи, концепция./Л.А. Пронина//Мир библиографии.- 1999.-№6.-с.2
  4. Библиотечное дело: Терминологический словарь.- 3-е изд.- М., 1997.-168с.
  5. ГОСТ 7.0.-99.Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.- Изд.офиц.- Введ. 2000-07-01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.- 23с.(Межгосудар. Стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)
  6. ГОСТ 7.73.-96. Поиск и распространение информации: Термины и определения.- Изд.офиц.- Введ. 1998-01-01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996.- 15с. (Межгосудар. Стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)
  7. Каптерев А. От компьютерной грамотности- к компьютерной культуре.//Библиография.- 1998.- №5.- с.3-8
  8. Мелентьева,Ю.П.Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно- методическое пособие.- М.:Издательство Либирея, 2003.- 96с.
  9. Михнова, И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решение. Практическое пособие.- М.:Издательство Либерея, 2000.- 128с.
  10. Новоселова, О.Е. Профессиональный успех- качественное обслуживание/О.Е. Новоселова// Мир библиогр.- 2002.-№2.- с.43-44
  11. О библиотечном деле Фед. закон.//Законодательство Российской Федерации о культуре.-М.,1999.-с.81-96
  12. Об информации, информатизации и защите информации: Фед. закон//Собр. Законодательства Российской Федерации.- 1996.-№8
  13. Об информации, информатизации и защите информации: Фед. закон// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№8
  14. Об участии в международном информационном обмене: Фед. закон//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№28
  15. Программа ЛИБНЕТ 1998-2001 «Создание общероссийской информационно- библиотечной компьютерной сети»// Библиотека.- 1997.-№10.-с.14
  16. Соболева Е.Б., Елепов Б.С. Библиотека региона в общебиблиотечной политике//Библиотековедение.- 1997.-№2.- с.13
  17. Справочник библиотекаря/Под. ред А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.- СПб.: Изд-во Профессия, 2000
  18. Справочник библиографа/Науч. ред.А.В.Ванеев, В.А. Минкина.- СПб., Профессия, 2003.- 560с.
  19. Коршунов О.П. Библиографоведение. Учебник.-М.,Книжная палата, 1990.-232с.

1 см. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ. Принят Гос. Думой 23 декабря 1994г. // Библиотека и закон. Справочник. – М., 1996. с. 37

 


Информация о работе Справочно-информационный фонд библиотеки