Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
Отечественной – вспоминают и поныне.
1. Введение
2. Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
3. Человек в бесчеловечных обстоятельствах.
Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
4. Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
5. Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
6. Заключение
7. Литература
Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении “Сотников” В. Быков
и фильм “Восхождение” Л. Шепитько
Преподаватель Бараков В.Н.
Работу выполнила студентка ГФ
Боб Маргарита
2011 год
Содержание
Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
Введение
Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
Отечественной – вспоминают и поныне.
Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на
протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его
произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой,
какой она была – в страданиях и крови.
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись
войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с
гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины.
Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя
“окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была
“голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой.
Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими
писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен
Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление романтических и лирических
элементов, широкое
использование художниками
интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как
аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих
поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых
лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и
беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которые достигнуты
советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в
первые послевоенные годы.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего
развития.
Война в изображении прозаиков-
эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный
каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно
в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй
войны”.
Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве В. Быкова.
Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения
посвятил событиям военного времени. Сам Быков отмечал, что почти все, что им
создано, “связано
с Великой Отечественной
продолжает оставаться военным писателем”.
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя
Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу —
именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой
творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя
интересует
не столько его внешнее
приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает
героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре
изображения оказывается
человек в экстремальной
что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная
жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в
обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом
отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас
этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была
завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой
Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее
проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре
творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма.
Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом
показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.
Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
Повесть “Сотников” В.Быкова я читала два раза, в школе и вот буквально на днях, а фильм я посмотрела впервые. Я в восторге.
Поначалу уныло думала:
«Еще один тяжелый военный фильм». Но он
произвел на меня очень сильное впечатление,
и не было ни тени сожаления от просмотра.
Думаю, охарактеризовать
этот фильм как военный будет не совсем
правильно. Это скорее драма, причем очень
глубокая и осмысленная. События «Восхождения»
переносят нас в годы Отечественной войны,
в 1942 год, в Белоруссию. В фильме мы не наблюдаем
ожесточенных боевых действий. Упор сделан
вовсе не на это, а на поведение и поступки
людей в военные годы.
Главные герои — два
партизана. Оба вроде как любят свое Родину,
не жалуются. Только вот один из них —
предатель(Рыбак), а другой — мужественный
и бесстрашный(Сотников). В фильме остро
ставится проблема морали, проблема человеческого
выбора.
Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я — предатель, да — я буду служить врагу, да — буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Для Рыбака финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.
Хотя я не берусь осуждать
Рыбака за его измену. Никто не знает, как
бы он сам поступил на его месте, какое
бы решение принял, пройдя через пытки
и издевательства. Нельзя сказать, что
Рыбак — плохой человек. С хорошей стороны
его характеризует то, что он на своих
плечах нес раненного Сотникова до деревни.
После повешения партизанов, его мучает
совесть, чувство вины и, в конце концов,
он решает покончить жизнь самоубийством.
Сотников… Он безусловно
герой. Благодаря таким как он, победа
в войне была одержана. Думаю, в фильме,
как и в книге, автор идеализировал человека
в лице Сотникова. Он думает, прежде всего,
о человечестве, о своем народе, о ближнем,
а лишь потом о себе. На мой взгляд, он принял
достойную смерть.
Я задавалась вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я думала так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласена. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я была наивна и искренне так думала, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.
Каждая роль в фильме
сыграна на высочайшем уровне. Удивительный
взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает
душу. Владимир Гостюхин отлично справился
с непростой ролью Рыбака — человека,
словно балансирующего на грани чести
и бесчестия, человека, доведенного до
отчаяния войной. Замечательно сыграл
гениальный актер советского кино Анатолий Солоницын в роли предателя, следователя
Портнова, вся гамма эмоций которого передается
опять же во взгляде и в малейшей интонации
голоса.
Вообще, в картине Шепитько
очень много крупных планов лиц героев,
большое внимание уделено взгляду, который
передает душевное состояние персонажей.
Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный,
одухотворенный взгляд Сотникова перед
смертью разительно отличается от обреченного
взгляда старосты, испуганного взгляда
девочки, и от страдания, которое читается
в глазах Демчихи. Сцена казни определенно
самая пронзительная и самая запоминающаяся
сцена в фильме.
Интересен также выбор
названия фильма — «Восхождение» (повесть
Василя Быкова, по которой был снят фильм,
называлась «Сотников»). По всей видимости,
режиссер хотела показать важность обоих
героев в сюжете фильма, так как выбор
Рыбака является не менее показательным,
чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один
из героев — Сотников, совершивший подвиг
духа. Ведь есть вещи важнее жизни — такие
вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна,
ей чуждо все человеческое. Лишь сильные
духом люди способны не потерять человеческое
лицо на фоне жестокости и отчаяния войны.
Именно таких людей нельзя победить.
Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова.
А в фильме «Восхождение»
Ларисы Шепитько любопытен пример превращения
повести «Сотников» в притчу почти символического
свойства. Литературное произведение
являлось своего рода иносказательной
параболой, где военная ситуация — как метафорический
повод для исследования драмы человека,
переступившего незримую черту между
нравственным и безнравственным, духовным
и бездуховным. Компромисс, вполне возможный
в других условиях, оказывался непоправимой
ошибкой, за которую уже нельзя было ничем
расплатиться, даже собственной жизнью.
Потеря «нравственного слуха» приводило
человека к предательству. Но эту историю
словно отсветляла судьба Сотникова, способного
поверять каждую жизненную ситуацию мерой
духовности и потому остающегося стойким
наперекор всему.
Однако в киноленте
по сравнению с повестью, несомненно, смещены
акценты. Прозрачные библейские аллюзии
способствовали более определённой характеристике
героев, разведению их на разные полюса
человеческой нравственности. Частная
история стала намекать на что-то большее,
выходящее далеко за её пределы в пространство
культурных и общечеловеческих архетипов.
В результате получилась в какой-то степени
абстрагированная притча о восхождении
человека на высоты собственного Духа,
о способности человека быть человеком
в самых нечеловеческих условиях.
И долго не давало покоя
это принципиальное расхождение выдающейся
повести с очень талантливой картиной,
тем не менее, вызывавшей почти приступ
ярости по отношению к фанатичному персонажу,
который не только погиб сам, но и невинных
потянул с собой на виселицу. А его навязчивое
сравнение с Христом представлялось явно
неоправданным — Иисус-то был распят в одиночку,
Иуда же пострадал за настоящее предательство:
выдачу своего учителя властям. Вот и Быков,
называя повесть «Сотников» в соответствии
с советской казуистикой, всё-таки главным
героем считал Рыбака и описывал, по собственным
словам, «трагедию человека, заплутавшего
на войне», который пытался выжить во что
бы то ни стало, но не заметил, как перешёл
опасную грань.
Шепитько, напротив,
сняла фильм об акте самопожертвования
и передаче эстафеты будущему поколению,
тому «мальчику в будёновке» (а кто бы ему позволил
надеть её в условиях фашистской оккупации?!),
который «со слезами на глазах» воспринимает
героическую смерть Сотникова и тех, кто,
к несчастью, оказался с ним в одном хуторском
сарае. И трагическая музыка Альфреда Шнитке
не может не вызвать зрительских слёз —
но умом-то понимаешь, что эта сцена в «Восхождении»
как раз и является, по сути, сомнительным
примером эстетизации смерти, оскорбительного
возвеличивания бессмысленных жертв ради
одной слезинки мальчика в будёновке, которому
якобы будет хорошо жить в его «завтра».