Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
Отечественной – вспоминают и поныне.
1. Введение
2. Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
3. Человек в бесчеловечных обстоятельствах.
Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
4. Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
5. Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
6. Заключение
7. Литература
Два партизана, бывший учитель Сотников
и кадровый военный Рыбак, посланы за едой.
В ночной перестрелке Сотникова ранят
в ногу. Больной, измученный, из страха
попасть в плен он собирается покончить
с собой, и только в самое последнее мгновение
Рыбак выбивает у него винтовку; потом
тащит на себе, подбадривает. Но это лишнее:
пережив слабость и потрясение, Борис
понимает, что Кто-то свыше уберег его.
"Не волнуйся, - говорит, - мне теперь
уже ничего не страшно".
Наверное,
восхождение Ларисы Ефимовны началось
намного раньше, но со всей очевидностью
- с фильма "Ты и я". Из воспоминаний
Юрия Визбора. "1971 год. Съемки крупного
эпизода в картине. Цирк заполнен тремя
тысячами статистов. Нескончаемые недоразумения
между работниками цирка и мосфильмовцами.
Лошади, костюмы, реквизит… "Лариса
Ефимовна, я смеюсь после жонглера?",
"Лариса Ефимовна, тут силовой щиток
выбило, нужно гнать лихтваген со студии",
"Лариса Ефимовна, ведро с теплой водой
или с холодной для Визбора?", "Лариса,
посмотрите, у меня затылок в порядке?
В смысле красоты?", "Лариса Ефимовна,
а почему буфет не работает?", "Вам
звонят со студии!", "Учтите, у нас
кодака в обрез", "Пожарник запрещает
съемку". В общем, начали снимать где-то
часа в три дня. Лариса работала, как горновой
у мартена. Ничего не получалось: то артисты
подводили, то жонглер - не вовремя, то
лошадь, то свет - хоть криком кричи.
Наконец, наступает момент, когда всё
как-то складывается и остается только
отснять сцену. И вот тут неожиданно гаснут
мощные осветительные приборы: десять
часов вечера - рабочие собираются по домам.
Лариса выхватывает из сумки собственные
деньги и бросается вверх на цирковую
галерку. Мгновенно в огромном пространстве
цирка воцаряется глубокая тишина. Все
головы обращены к верху, туда, где идет
диалог между осветителями и режиссером.
Результат? "Нам дали полчаса. За полчаса
мы должны отснять всю сцену от начала
до конца", - сообщает Лариса съемочной
группе. На часах - 22.05, ровно в 22.30 свет
гаснет и уже окончательно, однако всё
снято. Еще через полчаса Ларисе вызывают
"скорую". Говорили, что у нее инфаркт,
сама она отрицала это, посмеивалась. Но
несколько последующих сцен снял Элем
Климов, бросивший свои дела ради того,
чтобы картина Ларисы не останавливалась".
Рыбак: Не может быть, выкрутимся! Слушай
меня. Главное одинаково говорить…
Сотников: Это бессмысленно… Рыбак: Надо
выкручиваться… мне уж в полицию предложили…
Чё ты так смотришь? Я же говорю, прикинуться.
Я ж тоже не лыком шит. Сотников: Да ты что, Коль? Мы же солдаты.
Не лезь в дерьмо - не отмоешься!
Сдача фильма "Ты и я" превращается
в кошмар. Режут безжалостно. "Напрасно
ты цепляешься за каждый эпизод, - успокаивает
Ромм, - у тебя такая система драматургии,
что ее можно считать в некотором роде
образцово-показательной: сколько бы от
картины не отсекали, она сохранится в
своем качестве". Увы, Михаил Ильич ошибся:
правка одного важного эпизода приводит
к потере главной мысли. И хотя лента получает
в Венеции "Золотого льва", для Ларисы
она оборачивается новым ударом по сердцу.
Ее так воспитали: к страшному концу идут
путем маленьких компромиссов…
Рыбак: Значит в яму - червей кормить!?
Так!?
Сотников: Это не самое страшное. Нет…
Сейчас не об этом. Теперь я знаю. Знаю.
Главное - по совести с самим собой…
Рыбак: Дурак ты, Сотников! Еще институт
кончил… Я жить хочу! Бить их гадов! Солдат
я! А ты - труп. Только упрямство в тебе
осталось. Какие-то принципы!
Сотников: Тогда живи - без совести можно…
"После
выхода "Ты и я" для меня наступило
тяжелое время, четыре месяца я находилась
в чудовищном психическом и физическом
истощении. И все-таки наступил момент
освобождения. Помню, что это было десятое
апреля, я была тогда в сердечном санатории
в Сочи, на берегу моря, вокруг ни одной
души, шторм, я шла по молу и всё думала
об этом и, ещё не дойдя до конца мола, вдруг
поняла, что надо было сделать. В тот момент
со стороны я выглядела идиоткой - кричала,
прыгала; пришла в санаторий без голоса,
потом долго болела, простудилась. Но вернулось
ко мне какое-то гармоническое сочетание,
вернулся образ, вернулось ощущение, что
мои клетки способны плодоносить".
А потом происходит несчастье. Неудачное
падение приводит к сотрясению мозга и
серьезной травме позвоночника. На семь
месяцев Лариса прикована к кровати; ей
грозит неподвижность, но это - полбеды.
Ситуация усугублена тем, что она готовиться
стать матерью.
"Я чувственно охватила понятие жизни
во всем объеме, потому что прекрасно понимала,
что в каждый следующий день могу с жизнью
расстаться. Я готовилась к этому. Готовила
себя и как будто готовила ребенка, потому
что могло и так случиться, что ребенок
родится, а я погибну. Я обнаружила, что
это путешествие в себя бесконечно интересно,
что самый интересный собеседник для меня
- это я сама. Это как стихи: "Мне голос
был: войди в себя. И я вошел, меня там ждали..."
Повесть Василя Быкова я прочла тогда,
в том новом своем состоянии, и подумала,
что именно это мое состояние смогу выразить,
если буду ставить "Сотникова". Это,
говорила я себе, вещь обо мне. О моих представлениях,
что есть жизнь, что есть смерть, что есть
бессмертие…" Малыша назвали Антоном.
Портнов: Гаманюк! - Слушаю… - Попроси…
- Рыжего? - Да. - Айн момент. - Вот сейчас
вы увидите, что такое мразь на самом деле.
Не удивляйтесь, это буду не я, а вы сами.
Вы обнаружите в себе такое! Куда денется
ваша непреклонность, фанатический блеск
глаз? В них откроется и все вытеснит страх.
Да-да, обыкновенный человеческий страх
- за эту самую "шкуру". И вы, наконец-то
станете самим собой: простым человеческим
ничтожеством, начиненным обыкновенным
дерьмом. Безо всякой этой вашей фанаберии.
Вот так. Вот где истина… Унести!
Большую часть Своего короткого служения
Господь посвятил воспитанию учеников.
Он выращивал в них веру, настоящую внутреннюю
свободу и способную на самопожертвование
любовь. При этом Он постоянно объяснял,
что качества, делающие человека Человеком,
не даются автоматически - их приобретает
решимость, которая должна быть тем сильнее,
чем выше цель. И когда речь идет о восхождении
в бессмертие, то есть, по сути, о выполнении
главной жизненной задачи, человек должен
найти в себе силы взяться за крест, отречься
от себя и пойти за Христом. Другой дороги
в вечную жизнь нет.
Никто из апостолов, идущих с Иисусом
в Иерусалим, этого не понимал. Господь
говорил о страшном и близком Своем конце,
а они просили о должностях и спорили,
кто займет положение повыше. Но поколение
Сотникова должно было помнить о том, какой
путь ведет к Победе.
Сотников: Рыбак! Не дай умереть до утра.
Не дай! Я всё возьму на себя. Я смогу…
"Мой крестный путь облегчался тем,
что я никогда не писала двух заявок сразу".
Когда Шепитько только заикнулась о "Восхождении",
в ответ сразу заорали "нельзя!". Но
время шло, новых предложений от нее не
поступало, а между делом Ларисе Ефимовне
уже дали "заслуженного деятеля"…
В общем, начальство сдалось.
Из воспоминаний художника-постановщика
картины Юрия Ракши. "Мы приступили
к работе, и началось наше неповторимое
существование вместе с персонажами. Могу
сказать, что фильм выращивал и нас. Говоря
о святых вещах, о категориях высокой духовности,
мы неизбежно должны были и к себе применять
высокие критерии. Нельзя было на площадке
быть одним человеком, а в жизни - другим".
Идет съемка. Рыбак и Сотников, добыв
овцу, возвращаются в лагерь. Рыбак спешит.
Сотников задерживает его горячее дыхание.
Открытое поле. Мороз тридцать пять. Ветер.
Для пущей убедительности включают еще
и ветродуй. Едва камера останавливается,
Лариса
бросается к Борису Плотникову, который
очень легко одет, и накрывает его своим
телом, чтобы согреть; их обоих тут же заносит
снегом…
"Со времен Христа появляются люди,
которые отдавали себя другим, но многому
ли подвиг Христа научил человечество?"
Это вопрос - один из главных в картине.
Лариса Ефимовна говорила о нем не всем,
но, кажется, все его понимали. Были случаи
массового героизма: у людей, державших
приборы, примерзали к ним руки, но они
упорно продолжали их держать, пока не
завершалась съемка. Потом руки отдирали
с кровью. В массовке, среди простых жителей
Мурома, где снимался фильм, случались
обморожения, но не было ни единой жалобы!
Никто не восходил на небо, как только
сошедший с небес Сын Человеческий, сущий
на небесах. Ибо так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы
всякий верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего
в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен
был чрез Него.
Евангелие от Иоанна
С невероятным достоинством, по-христиански
испросив друг у друга прощения, идут на
смерть как одна семья староста Пётр Сыч,
безвинные Аксинья и еврейская девочка
Бася, не выдавшая немцам человека, у которого
она пряталась. Сотников уходит, улыбаясь…
Это увидел Портнов. И понял, что есть
нечто неподвластное физическому уничтожению
- духовное начало. Это единственная уникальная
ценность человека. Мы в фильме постарались
выкристаллизовать определяющее значение
духовности человека. Кто обладает ею,
тот остался. Рыбак ею не обладал. Он трагически
осознал это - и завыл, как собака. Лариса
Шепитько
Гаманюк: Талантливый, падла! Ловко ты
его вздернул - как кролика!
Рыбак: Кто? Я?
Бабушка: Иуда. Иуда!
Приступая
к "Восхождению" Лариса говорила
так: "История о том, как один предает
другого, стара как мир и ассоциируется
с библейской притчей. Во все времена были
Рыбаки и Сотниковы, были Иуда и Христос.
Я не религиозна, но, раз эта легенда вошла
в людей, значит, она жива, значит, в каждом
из нас это есть". После фильма - она
стала верующей, и долго не понимала, что
ей теперь снимать".
"На свою беду, - пишет Элем Германович,
- я сам насоветовал ей. Она готовилась
делать "Село Степанчиково". У них
был готов сценарий, и они, можно сказать,
были уже почти что в запуске. Но Лариса,
видно, еще колебалась, окончательного
решения не принимала. И вот сидим мы втроем
на кухне, с нами наш сын, еще маленький
совсем. И идет у нас такой вроде полушутливый
разговор, игра такая. Лариса говорит Антону:
"Спроси папу, какой фильм мне все-таки
делать". Я отвечаю: "Передай маме,
что "Село Степанчиково" ей делать
не надо". Антоша ей докладывает: "Не
надо "Село Степанчиково" делать".
- А ты спроси у папы, почему не надо?
- А потому не надо - скажи маме, - что для
того, чтобы "Село Степанчиково" делать,
надо иметь чувство юмора. А у нее - нету.
- А ты спроси, Антоша, что же тогда маме
делать?
- Скажи маме, что ей надо делать "Прощание
с Матерой". Если она хочет после "Восхождения"
подняться куда-то еще выше, то это как
раз для нее...
Эту
историю по одноименной повести Валентина
Распутина о затоплении деревни в связи
со строительством ГЭС, повесть о вере
и безверии, о победе веры, Климов будет
доснимать сам, и оставит в заглавии только
одно слово: "Прощание".
"Я
не могу это объяснить, - рассказывал он,
- но я увидел ее гибель во сне. Этот страшный
сон я не могу забыть до сих пор. Я проснулся
в ужасе, долго не мог успокоиться, ходил
по квартире, курил. Как потом выяснилось,
трагедия произошла именно в это время.
На 187-м километре Ленинградского шоссе
их "Волга" со съемочной группой по
неустановленной причине вышла на полосу
встречного движения и врезалась в мчавшийся
навстречу грузовик".
Любая картина личная, но
желание поставить "Восхождение"
было потребностью почти физической.
Если бы я не сняла эту картину,
это было бы для меня крахом. Я
не могла найти другого материала,
в котором сумела бы так передать
свои взгляды на жизнь, на смысл жизни.
Лариса Шепитько
«Восхождение» так и остался последним фильмом в ее режиссерской фильмографии. И этот факт носит немного мистический оттенок, не только и не столько потому что Лариса Шепитько трагически погибла при подготовке к съемкам следующего фильма, и не потому что ясновидящая Ванга якобы предсказала ей скорую смерть, а потому что «Иди и смотри», который многое роднит с «Восхождением», также стал последним пунктом в фильмографии ее мужа. Может, в этом вся трагедия и все величие уникального во всем мировом кинематографе супружеского союза. Наверное, так желает умереть каждый художник. Нет, не молодым, пьяным и в автокатастрофе, а создав что-то такое, что собственноручно уже невозможно превзойти. Элем Климов после смерти жены завершил
начатый
ею фильм, который назвал «Прощанием»,
и окончил съемки своего многострадального
творения. И, несмотря на еще 18, после выхода
«Иди и смотри», прожитых лет, к киноаппарату
и пленке так больше и не притронулся.
Так же ушел Кшиштоф Кеслевский, сотворив
«цветную» трилогию. Так уходят Великие.
Подобно чаплиновскому Кальверо они сыграли
свой бенефис и остались такими навсегда.
И вот уже некоторое время спустя, мысленно
возвращаясь к фильму, уже не просто пунктом
из категории «А знаете ли вы что…» кажется
тот факт, что Ларису Шепитько еще на стадии
вступительных экзаменов и незадолго
до собственной смерти заметил сам Александр
Довженко, в чьей мастерской она и начала
узнавать азы режиссуры. Удивительным
образом это перекликается с финалом «Восхождения»,
где своим незабываемым взглядом Сотников
смотрит в глаза будущего поколения. И
между полуулыбкой одного и полными слез
глазами другого проложен невидимый, но
обжигающий, словно оголенный нерв, мост
преемственности поколений и канал передачи
высшего знания.
Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Риге.
«Золотой медведь», премия ФИПРЕССИ, премия экуменического жюри Международного кинофестиваля в Западном Берлине (1977).
Главная премия и приз Союза кинематографистов Ларисе Шепитько на Всесоюзном кинофестивале, 1977
Приз «Статуя Свободы» Ларисе Шепитько на «Фестивале Свободы» в Сопоте, 1977
Государственная премия СССР «За фильмы последних лет» Владимиру Чухнову(посмертно), Ларисе Шепитько (посмертно), 1979;
Участие в Программе «Retrospective» на МКФ в Берлине, 1990
Фильм снимался в старинном городе Муроме, в массовке
участвовали местные жители. Один из первых
показов фильма прошёл в этом городе.
В фильме свои первые большие роли сыграли
молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
Фильм находился на грани запрета и вышел
на экраны лишь после вмешательства первого
секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова
Заключение
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве
возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само
становление тоталитарного государства еще только намечалось.
Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности,
которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие
человека рассудка, гнойные язвы на ногах.
Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в