Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
Отечественной – вспоминают и поныне.
1. Введение
2. Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
3. Человек в бесчеловечных обстоятельствах.
Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
4. Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
5. Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
6. Заключение
7. Литература
Я думаю, что фильм интересен различной публике: от мала до велика. Во время его просмотра испытываешь глубокие переживания. После себя, он оставляет неизгладимые впечатления. Это яркий, пронзительный, потрясающе талантливый фильм, который попадает прямо в душу. Произведение Ларисы Шепитько может оказаться для зрителя настоящим испытанием. Готовность воевать не просто способность нажимать на курок автомата, это готовность не изменять своим принципам и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи вне зависимости от ситуации. Зло, добро, помощь и предательство становятся для зрителя не такими простыми категориями какими кажутся на первый взгляд.
Лариса Шепитько
Фото из фильма “Восхождение”
Человек в бесчеловечных обстоятельствах. Нравственная проблематика
героев в произведении “Сотников”
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества
В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях:
“Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова
“Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая
составляет суть сюжетной коллизии произведения.
Повесть «Сотников» Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный
женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем
кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в
руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства
остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал
нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные
проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его
спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на
компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства
Рыбака выходят из детства.
Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и
необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым
он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они
оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его
кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя
запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его мужества,
героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую
ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но
не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и
убеждается, что честно выполнил свой долг.
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной
страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не
проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью
проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину,
спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он
фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное
благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать
и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на
самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.
Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется,
что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый,
больной Сотников.
Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-
нибудь выход”,
внутренне готов к
дыхания остается верным долгу человека и гражданина.
“Что ж, надо было
собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе
зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно
относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только
во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание
жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор
ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще
не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел
умирать и кое-что выболтал следователю.
Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в
повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для
него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к
людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и
заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал
привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить
себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве
требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не
сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-
то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не
хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к
черту!” — следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне
человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался
шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще
одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе
этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который
был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца.
Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил
ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание
в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и
гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный
психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или
реплики — одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский
вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической
церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало
усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова
состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить
веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно
сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания
за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет
нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных ситуациях,
когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто
прав? Кто виноват? Умереть или предать?. "Сотников" не исключение, в этой
повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека,
когда решается его судьба.
Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым
законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с
фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он сделал
этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые перевидали
за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается
оправдываться, - знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь
должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что "очень
уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". Значит, война не
сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять здравому
смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный выбор, положившись
на свое чутье.
Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с
полицаями. Он встает перед выбором: или спасти тяжелобольного товарища, или
семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает второе, но,
отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки выстрелов
заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь в лесу целый
отряд, не евший несколько дней, а тут один лишь больной, к тому же раненый.
Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его духе трусить и
бросать товарища, который на протяжении всего задания был для него только
обузой.
Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его
за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и
решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.
В повести белорусского писателя Василя Быкова "Сотников" проблема подлинного и мнимого героизма заострена автором и составляет основу сюжета
произведения. Герои его - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и
не проявили бы своей истинной натуры. Но автор ставит их в такое положение,
что читатель видит их подлинную сущность. Идя на выполнение задания, они по-
разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и
сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной
Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь
выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо
было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смертьЕ
Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы
беззаботно относиться к ее концу".
Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
ССР, 1976, 111 мин.,
чб
по повести Василя Быкова "Сотников"
авторы сценария
ЮРИЙ КЛЕПИКОВ
ЛАРИСА ШЕПИТЬКО
Режиссер
ЛАРИСА ШЕПИТЬКО
операторы:
ВЛДИМИР ЧУХНОВ
ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ
Музыка
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ
в главных ролях:
БОРИС ПЛОТНИКОВ
ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН
АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН
НАГРАДЫ:
Международный кинофестиваль
в Западном Берлине, 1977:
Гран-при "Золотой
медведь", приз международной федерации
кинопрессы ФИПРЕССИ, приз католического
жюри, специально упоминание евангелического
жюри.
Две тайны в
жизни неразрывны - тайна рождения
и тайна смерти. Прожить жизнь,
только воспроизведя себя, - небольшое дело. А вот сможем
ли мы что-то оставить после себя? Сможем
ли доказать, что мы не просто биологический
эксперимент? Если мы какую-то часть нашей
энергии оставляем на благо людей, значит,
мы уже не умерли, уже не напрасны.
Лариса Шепитько
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим,
Иисус шел впереди их, а они ужасались
и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав
двенадцать, Он опять начал им говорить
о том, что будет с Ним: вот, мы восходим
в Иерусалим, и Сын Человеческий предан
будет первосвященникам и книжникам, и
осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
и поругаются над Ним, и будут бить Его,
и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день
воскреснет.
Евангелие от Марка
1976
год. Лариса Шепитько заканчивает "Восхождение"
- фильм о войне, который неизбежно должен
попасть на полку, потому что "вместо
партизанской истории, - как считают контролирующие
органы, - снята "религиозная притча
с мистическим оттенком".
Картина на белорусском материале, по
мотивам повести Василя Быкова "Сотников"…
И муж Ларисы Ефимовны Элем Климов решается
на отчаянный шаг.
В
обход "Мосфильма" он приглашает
на специальный просмотр первого секретаря
ЦК Белоруссии Машерова, по заказу которого
он в это время сам снимает грандиозное
военное полотно с апокалипсическим названием
"Иди и смотри". Петр Миронович скептически
смотрит на "бабью" режиссуру, но
все же оказывает Климову такую любезность.
Плёнку привозят в Минск прямо из лаборатории,
почти мокрую. Кое-как заряжают, и через
двадцать минут уже ничто не может оторвать
Машерова от просмотра. Где-то в середине
фильма этот сильный человек, сам партизанивший,
плачет, не стесняясь того, что в зале присутствует
все руководство республики. По окончании
он говорит минут сорок… Его речь взволнована,
она одна из лучших, когда-либо слышанных
Элемом Германовичем в адрес жены.
Через несколько дней "Восхождение"
официально принято и без единой поправки.
Лента имеет оглушительный успех и великолепную
прокатную судьбу: в Риге она берет главный
приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую
премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается
сорока странами мира.
После просмотров, там, где она представляет
фильм сама, у себя ли на Родине, или за
границей, к Шепитько подходят люди с заплаканными
глазами и благодарят, благодарят…
- Таких партизан еще не было - говорят
ей. Но Ларису волнует иное. Пытливо вглядываясь
в глаза собеседнику, она обеспокоено
спрашивает: "Но ведь это не совсем о
войне. Вы поняли?"
Сотников: Я не предам. Есть вещи поважнее
собственной шкуры...
Портнов: Где они? Ну что это? Из чего состоит?..
Это чушь! Мы же конечны. Со смертью для
нас заканчивается все. Весь мир. Мы сами.
Не стоит… Ради чего? Пример для потомков?
Но героической смерти у вас тоже не будет.
Вы не умрете, вы сдохнете как предатель.
Не выдашь ты - выдаст другой, а спишем
все на тебя; ясно?
Сотников: Мразь… Мразь человеческая.