Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:16, реферат
Предание, о Вильгельме Телле еще до Шиллера привлекало внимание драматургов. Но все эти обработки народных сказаний о легендарном герое и борьбе за национальную независимость швейцарцев, как, например, произведения Циммермана или Бодмера, написанные в 70-х годах XVIII века, давным-давно забыты. Большего внимания заслуживает драма «Вильгельм Телль» французского писателя Лемьера, которая пользовалась немалым успехом до и во время французской революции. Лемьер создал из Телля образ аскетического народного трибуна типа древнеримского Брута, излюбленного героя писателей Просвещения и якобинцев. Одним из основных недостатков авторов всех прежних драматических обработок сказания о Телле был ограниченный, локальный подход к этой теме.
Введение……………………………………………………………………...……3
Основная часть………………………………………………………………...…..5
Творчество Фридриха Шиллера………………………………………..…5
Тема национальной борьбы в драме «Вильгельм Телль»…………...…..6
Заключение………………………………………………………………….……13
Список использованной литературы…………………………………….……..15
Реферат на тему:
«Тема национальной борьбы в драме Шиллера «Вильгельм Телль».
Дисциплина: История зарубежной литературы (17-18 век)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….……..
Введение
Драма «Вильгельм Телль» последнее
законченное крупное
Предание, о Вильгельме Телле еще до Шиллера привлекало внимание драматургов. Но все эти обработки народных сказаний о легендарном герое и борьбе за национальную независимость швейцарцев, как, например, произведения Циммермана или Бодмера, написанные в 70-х годах XVIII века, давным-давно забыты. Большего внимания заслуживает драма «Вильгельм Телль» французского писателя Лемьера, которая пользовалась немалым успехом до и во время французской революции. Лемьер создал из Телля образ аскетического народного трибуна типа древнеримского Брута, излюбленного героя писателей Просвещения и якобинцев. Одним из основных недостатков авторов всех прежних драматических обработок сказания о Телле был ограниченный, локальный подход к этой теме. Шиллер с самого начала почувствовал опасность такого подхода.
С осени 1802 года Шиллер окончательно
останавливается на сюжете из истории
национально-освободительной
После длительной подготовительной работы он в августе 1803 года начал писать, а 18 февраля 1804 года закончил драму о Вильгельме Телле.
Гёте, «уступивший» тему о
Телле Шиллеру, советовал другу
при драматизации легенды бросить
более широкий взгляд «на дальнейшие
перспективы человеческого
Основным источником фактов
для Шиллера послужила хроника
Эгидия Чуди, написанная в XVI столетии.
В этой хронике, близкой «по духу
Геродоту или даже Гомеру», как говорил
Шиллер, уже содержатся все главные
моменты действия драмы. Чуди повествует
о бесчинствах австрийских
Кроме Чуди, Шиллер использовал хроники Эттерлинга и Штумпфа, также написанные в XVI столетии. Само восстание трех швейцарских кантонов (Ури и Унтервальден) против Австрии и подвиг Вильгельма Телля Чуди приурочивает к XIV столетию (ноябрь 1307 года). Немецкий историк Иоганн фон Мюллер, работы которого также использованы Шиллером, утверждал, что Вильгельм Телль - историческое лицо, что изложенный в хронике Чуди рассказ о тайном союзе трех лесных кантонов и возникновении из него швейцарского союза, соответствуют исторической истине. Но позднее историческая наука доказала, что сообщения Чуди основаны на народных преданиях, а не на документально подтверждаемых фактах.
Исторический оптимизм и демократизм «Вильгельма Телля» проявился прежде всего в страстном обличении деспотизма и тирании. Именно в этой драме писатель в большей мере, говоря словами Гейне, «разрушал Бастилии духа» и «участвовал в сооружении храма свободы». Подлинным героем драмы является народ, олицетворяющий принципы правды и справедливости и являющийся, по мысли автора, движущей силой истории, силой, способной решить задачу национального единства. Не случайно поэтому в центре «Вильгельма Телля» оказывается тема национально-освободительного движения. Поэт ясно отдавал себе отчет в трудностях, стоявших перед ним при обработке сказания о Телле. Он пишет Кернеру 9 сентября 1802 года: «…Здесь надо наглядно и убедительно показать на сцене целый народ в определенных местных условиях, целую отдаленную эпоху и, что главное, совершенно местное, почти что индивидуальное явление». Другими словами, единичное, узколокальное явление надо было поднять до исторически типического. Шиллер блестяще справился с этими трудностями.
Оценивая самобытность и художественное мастерство драматургического наследства Шиллера, его славный соотечественник, писатель Томас Манн, писал о пьесах Шиллера: “Он изобрел для себя свой неповторимый сценический язык, который безошибочно узнаешь за интонацией, за ритмом и звучанием, язык самый блестящий, самый поэтичный из всех, когда - либо созданных в немецкой, а может, и в мировой литературе, - своеобразная смесь раздумий и душевных порываний, настолько насыщенную драматизмом, что после Шиллера тяжело говорить со сцены, не наследуя его”. Весомым вкладом в достижения немецкой просветительской литературы стала также и лирика Шиллера. Свои первые стихи “Вечер”, “Завоеватель”, “Памятник разбойнику Моору” Шиллер написал, еще учась в академии. Его ранняя лирика преисполнена просветительских упований на счастливое будущее человечества, которое, уничтожив тиранию, получит долгожданную свободу, на практике реализует лозунга равенства, братства, справедливости.
Социально-бунтарские мотивы в стихах Шиллера объединяются с утонченной любовной лирикой. Чувство любви к женщине возвеличивает, по мнению автора, душу человека, приобщает ее к моральному идеалу и совершенным формам красоты, которые не только облагораживают человека, но и оказывают содействие его духовному перерождению.
Последним произведением, над
которым Шиллер вдохновенно работал,
была драма из русской истории XVI
в. — «Деметриус». Пьеса осталась
незавершенной, однако подробно разработанный
план ее позволяет уяснить общую
концепцию произведения. С поздними
драмами Шиллера пьесу о «
Последние годы жизни Шиллера
в Веймаре, несмотря на широкую известность,
становились все более
Наследие Шиллера живет в веках, его гуманистические идеи и немеркнущая мечта о прекрасном вдохновляют в борьбе с социальным злом, в отстаивании дела свободы, счастья человечества.
"Вильгельм Телль" (1804)
- последняя законченная драма
Шиллера. Это подлинно
Начав работу над драмой
Шиллер, по свидетельству его друзей,
не вставал из-за письменного стола
до тех пор, пока не закончил драму.
Изнуренный работой, он засыпал за письменным
столом, а проснувшись, пил крепкий
кофе и снова продолжал писать.
Вдоль шести недель на одном дыхании
он создал одну из лучших своих драм.
“Он отлился как слиток металла!”
- писал Гете о шиллеровском “Вильгельме
Телли”. Действие драмы охватывает
территорию трех швейцарских кантонов
- Ури, Швеца и Унтервальдена, что
вместе с Люцерном расположены вокруг
знаменитого фирвальдштетского
озера или еще - “озера четырех
лесных кантонов” - колыбели независимости
Швейцарии. Композиционная структура
драмы имеет 5 действий с разным количеством
явлений (от 2 до 4х) в каждом. Хотя драма
“Вильгельм Телль” и писалась Шиллером
в период “веймарского” классицизма,
за характером своей идейной направленности
она непосредственно
Шиллер был против кровавых
бунтов, но в своих драмах старался
решить проблему закономерности вмешательства
в ход истории народных масс. Германия
времен Шиллера была измельчена на
карликовые государства, страдала от междоусобиц.
Вопрос объединения был актуальным.
Проблема состояла в выборе форм объединения
- или "сверху", или "снизу". Изображенные
в драме исторические события
средневековья, которые привели
к объединению швейцарских
Настоящим героем в драме есть народ: земледельцы, пастухи, рыбака, охотнике, каменщике. Телль - один из рядовых представителей простого люда. В драме его выдвинуто на первый план, но не отделено от народа, не противопоставлено, не сведено на пьедестал, как Жанну в "Орлеанской деве". Здесь Шиллер делает большой шаг вперед в понимании исторической роли народа. В "Вильгельме Телли" раскрылась в полной мере мастерство Шиллера в создании массовых сцен. Одной из центральных и ярчайший есть сцена на Рютли, куда собираются представители трех швейцарских кантонов. Драматург сумел оживить эту сцену, привести в движение большое количество людей. Со всех выделяются народные вожаки Штауффахер, Фюрст, Мельхталь. Этим крестьянам принадлежит инициатива объединения жителей кантонов для борьбы против австрийского нашествия. Одним из первых основателей этого движения стал Штауффахер, мужчина умный и довольно смелый. Но ярчайше обрисован образ Телля. Он - типичный представитель своего народа. В нем, как в зеркале, отразились сильные и слабые черты народного характера, которые можно постичь, исходя из конкретных социальных условий.
Телль - человек большой души, твердый и мужественный. Занятие охотам, постоянный риск и опасность закалили его характер. Он идет на риск, спасая от расправы Баумгартена. Телль долго не раздумывает, когда нужна его помощь ("мысль про себя - последняя у храбрых").
Драматург показал и слабые
стороны его характера. Довольно
продолжительное покорение
Шиллер сумел мастерски раскрыть индивидуалистскую отдаленность крестьянской психологии Телля. Его герой привык к самостоятельности, рассчитывает только на собственные силы. Чувство коллективизма не присущее для него. Не случайно Телль отсутствовал на Рютли, где принимались важные решения. Он убежден, что "тот, кто силен, всего сильней один". Сам автор, решая проблему национального освободительного движения, учитывал опыт французской революции. Шиллер понимал, что времена феодализма прошли, и дворянство должно было уступить своими привилегиями. Недаром Руденц в конце драмы дает волю своим крепостным.
В начальных эпизодах драмы Вильгельм Телль – человек спокойный и мирный. Он с радостью помогает людям в беде, живет уединенно с женой и сыном Вальтером, ежедневно рискуя жизнью в борьбе со стихиями. Хороший охотник на серн и отличный гребец, Вильгельм Телль вовсе не собирается с кем-то конфликтовать:
Информация о работе Тема национальной борьбы в драме Шиллера «Вильгельм Телль»