Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:13, реферат
Всем известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен.
I. Вступление……………………………………………………………………………… с. 3.
II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.
2. «Версты». «Ох, Родина–Русь…»…………………………………………………….. с. 15.
3. Эмиграция. «Тоска по Родине!»………………………………………………………с. 22.
4. «Стихи к сыну»………………………………………………………………………...с. 27.
5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.
III. Заключение…………………………………………………………………………...с. 32.
IV. Список литературы…………………………………………………………………..с. 35.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 11
Реферат
по литературе:
«Тема
Родины в творчестве
Марины Цветаевой».
Смоленск 2008г.
План
II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.
2. «Версты». «Ох,
Родина–Русь…»……………………………………………
3. Эмиграция.
«Тоска по Родине!»………………………………
4. «Стихи к
сыну»…………………………………………………………………
5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список литературы……………………………………………………
I. Вступление.
Родина – не есть условность территорий, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот теряет ее лишь вместе с жизнью.
М. Цветаева.
Всем известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен. Поэты именно этого времени заставили меня полюбить поэзию в целом, и наиболее яркое впечатление на меня произвели стихи Марины Ивановны Цветаевой.
Первое же прочитанное мною стихотворение из «Вечернего альбома» оставило неизгладимый след в моей душе. Это стихотворение – «Молитва». Сколько лихорадочной, страстной жажды жизни в этих восхитительных строках!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой день вчерашний,
Чтоб
был безумным каждый
день!1
Именно эти строки в корне изменили мое отношение к поэзии, они влюбили меня в Цветаеву. Этот поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания, чья поэзия мужественна и трагична, навсегда вошел в мою жизнь. Тема Родины в русской поэзии – вечная. Пожалуй, в нашей литературе не найти поэта, который бы не говорил о России. И в творчестве Марины Цветаевой эта тема является одной из ведущих. Ее любовь к родной стране захватила меня и не перестает восхищать, поэтому темой моего экзаменационного реферата является «Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой».
Цель моей работы – проследить эволюцию темы Родины в поэзии М.Цветаевой, выявить, в чем своеобразие ее стихов о России.
В
написании реферата мне очень
помогла книга В.А.Швейцер «Быт
и бытие Марины Цветаевой». Книга
о жизни и творчестве М.И.Цветаевой
– итог собирательской и исследовательской
работы автора. Книга А. Саакянц «Жизнь
и творчество Марины Цветаевой», повествующая
о трудной судьбе поэтессы, о ее творчестве,
личных драмах, падениях и разочарованиях,
также мне очень помогла.
II. Основная часть.
Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины.
«Этот
тополь среди акаций,
цвета пепла и
серебра…»
Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга, спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями, и реже – печалями.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в полночь с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на небольшую усадьбу фамусовских времен. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших Московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, – по выражению дочери – завила их музыкой: «После такой матери мне осталось только одно – стать поэтом». Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».2
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую
кисть.3
Детство,
юность и молодость Марины Ивановны
прошли в Москве и в тихой подмосковной
Тарусе, отчасти за границей. Во главе
всего и вся царил, конечно, отчий:
«волшебный» дом в Трехпрудном
переулке:
Высыхали
Капли звезд, и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Преврати
Таким
он предстает в этом уцелевшем
отрывке отроческого
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций,
Цвета
пепла и серебра.5
Небольшой
дом в Трехпрудном был
«Трехпрудный дом» был в революцию снесен, и в этот переулок Цветаева с тех пор больше не пришла… Была Тверская – «колыбель юности», и Тверской бульвар – «магическая верста» (слово «верста», как и само понятие, станет для поэта символичным). Верста эта вела к памятнику Пушкину – «чугунному правнуку Ибрагимову». Весной через открытое окно в комнате можно было услышать звуки шарманки, погрустить об ушедшей зиме, и растаявшем катке, с которым таяла, растворялась в небытии девичья романтическая мечта… Пасхальный московский день порождал в душе смутную грусть; это чувство юному поэту как бы передавал сам город, растревоженный весной. Они ведь были неразлучны: Москва и юная Цветаева.
Вот как об этом вспоминает сестра Марины Цветаевой А.И.Цветаева:
В Александровский сад нас водили редко; чаще на ближние – Тверской и Страстной бульвары и на Патриаршие пруды. Об Александровском саде на всю жизнь осталась тоска.
Магазины
старой Москвы… Мы любили
ходить в самый «простой»
из них, близкий к нам,
детям, был – Севастьянов:
небольшой магазин,
вкусно пахнущий сдобным
и сладким. Отсюда раз
в неделю шла нам плетеная
из лучинок корзиночка
с десятком пирожных
и конфеты-завсегдатаи:
клюква в сахаре (папино
любимое нам – детям),
пастила, мармелад. Тут
мы брали на «книжку».
Севастьянов был на
Тверской. На Тверской
же, дальше по направлению
к Охотному, – Филиппов:
большой хлебный магазин
и кондитерская с мраморными
столиками, где мы с
мамой присаживались
съесть пирожки с капустой,
горячие. Черный филипповский
хлеб славился на всю
Москву и за ее пределами.6
Вот и мир, где сияют витрины,
Вот Тверская, – мы вечно тоскуем о ней.
Кто для Аси нужнее Марины,
Милой
Асеньки кто мне
нужней?
Мы идем, оживленные рядом,
Все впивая: закат, фонари, голоса
И по чьим-нибудь взглядом
Иногда
опуская глаза.
Только нам огоньками сверкая,
Только наш он, московский
Вечерний апрель.
Взрослым улицам, нам же Тверская –
Полувзросл
Колыбель золотого рассвета,
Удивление миру, что утро дано…
Вот окно бриллиантами Тэта,
Вот
с огнями другое окно…
Информация о работе Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой