Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:13, реферат
Всем известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен.
I. Вступление……………………………………………………………………………… с. 3.
II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.
2. «Версты». «Ох, Родина–Русь…»…………………………………………………….. с. 15.
3. Эмиграция. «Тоска по Родине!»………………………………………………………с. 22.
4. «Стихи к сыну»………………………………………………………………………...с. 27.
5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.
III. Заключение…………………………………………………………………………...с. 32.
IV. Список литературы…………………………………………………………………..с. 35.
Все поймем мы чутьем или верой,
Всю подзвездную даль и небесную ширь!
Возвышаясь
Розовеет
страстной монастырь.
Мы идем, ни на миг не смолкая.
Все родные – слова, все родные – черты!
О, апрель незабвенный – Тверская,
Колыбель
нашей юности ты!7
Из
воспоминаний Анастасии Цветаевой:
Летами
мы жили в Тарусе,
куда ездили всем домом
с Курского вокзала
до Ивановской станции
и оттуда семнадцать
верст по невероятной (обрывами,
то глинистой, с глубокими
колеями, то песчаной)
дороге – до парома (позже
– до станции Ока
и оттуда пароходом).8
Если шагом, в гору – тяжко,
В сонном поле – гром…
Ася, слышишь? Спит, бедняжка,
Проспала
паром!
Впереди Ока блеснула
Жидким серебром…
Ася глазки разомкнула,
–
«Подавай паром!»9
Из
воспоминаний Анастасии Цветаевой:
Таруса. Маленький городок на холмах, поросших березами, на левом берегу Оки. Яблочные и ягодные сады. Собор на площади (там же бывает ярмарка) и красная с белым Воскресенская церковь – на крутом холме. Это на полпути к даче, где мы живем; на холме пониже, часовенка, точь-в-точь как на картине «Над вечным покоем».
Полноценнее,
счастливее детства,
чем наше в Тарусе,
я не знаю и не
могу вообразить…10
Девочка вырастала в девушку, затем – в молодую женщину. 27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», посвященный мужу.
Сияющий день 31 мая 1912 года, когда был открыт знаменитый Музей изящных искусств на Волхонке и заветная мечта И.В.Цветаева воплотилась наконец в его любимом детище. Он умер спустя год с небольшим после открытия Музея. Однако он сумел еще порадоваться на внучку: 5 сентября 1912 года у Марины родилась дочь Ариадна – Аля.
Устойчивый
быт уютного дома в одном из
старомосковских переулков, неторопливые
будни профессорской семьи –
все это было поверхностью, под которой
уже зашевелился «хаос» настоящей, недетской
поэзии. К тому времени Цветаева уже хорошо
знала себе цену как поэту (уже в 1914 году
она записывает в своем дневнике:«В своих
стихах я уверена непоколебимо»), но ровным
счетом ничего не делала для того, чтобы
наладить и обеспечить свою человеческую
и литературную судьбу.
Из
воспоминаний Анастасии Цветаевой:
Когда
в конце лета 1914
года мы вновь оказались
в Москве, это была
уже другая Москва
– военная. Шли
маршевые роты. В наш
дом в Трехпрудном №8,
где мы родились и выросли,
мы никогда не вернулись.
Брат вскоре отдал его
под лазарет для раненых,
которых уже свозили
в Москву. С уходом дома,
где еще незримо с нами
жили папа и мама, с началом
войны, кончилась наша
юность.11
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В
эту душу моей души.12
Такому
чувству, такому отношению нужен
был непосредственный толчок, и он
последовал. Зимой 1915-16 года Цветаева ненадолго
приехала в Петроград (для нее – Петербург
– город Анны Ахматовой и Александра Блока).
И хотя она не встречалась с ними, город
на Неве был для нее священен их именами,
к которым после единственной и недолгой
встрече присоединилась имя Михаила Кузьмина.
И если сам город, с его европейскими прямыми
улицами и домами-дворцами, вероятно, не
слишком впечатлил Цветаеву еще в 17-летнем
возрасте посетившую Париж, то она была
очарована самим духом его, бессонными
бдениями, наполненными чтением стихов,
– так, во всяком случае, Цветаева, по своему
мифотворческому сознанию, воспринимала
северную столицу. Здесь царили блоковские
метели, мгновенно кончающиеся зимние
дни и длинные ночи, проходившие в бесконечном
чтении стихов при свете люстр и блеске
зеркал под высоченными зеркалами… Эта
поездка вызвала в душе Цветаевой реакцию
некой ревнивой потребности самоутверждения
и даже противопоставления себя – поэта
Москвы, себя – москвички и, наконец, самой
Москвы – Петербургу и его поэтам. Ибо
она и Москва (не устанем повторять!) были
единым целым.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы,
Неоспорим
В бессонной Москве (не только в Петербурге не спят по ночам) романтичнее мечтается о петербургском «божестве» – Александре Блоке… Кто знает, были бы написаны в 1916 году стихи к Блоку, если б Цветаева не съездила в его город… Петербургской скорости, сдержанности противопоставлена московская, на все распространяющаяся, понимаемая в широком смысле простота, даже простонародность; европеской воспитанности – российская удаль. К тому же 1916 году относятся стихи, в которых Цветаева делает героиней женщину лихую, грешную, бесшабашную, «Царь-Девицу - беззаконницу». И в этом – тоже её своеобразный вызов, вызов Москвы – Петербургу, или, мягче, - соревнование, но соревнование любовное и немного авантюрное. Впрочем, с Москвой не дано сравниться ни одному городу, ибо она – уникальная точка мира, «Огромный странноприимный дом», куда все придут в конечном счете. Если б Цветаева могла хотя бы отдаленно предположить, сколь пророческими окажутся её слова! Ведь Москва, в её романтическом осмыслении, была как бы некой «квинтэссенцией» городов, мировым городом. подобно поэту-гражданину вселенной, а говоря её словами – «утысячеренному человеку». Рассуждая же с точки зрения судьбы: Цветаевой, после долгой разлуки, суждено было под конец жизни в Моску вернуться. Но об этом – в своем месте…
В своих стихах Цветаева всегда экономно, прицельно использует цвет. В «Стихах о Москве» определяющий цвет – красный, он дан в сочетании с золотым и синим. Красный цвет в народной традиции неразрывно связан с красотой, любовью, жизнью сердца. И Цветаева сознательно следует этой традиции, используя для передачи различных нюансов все оттенки этого цвета. У неё «красный», «червонный», «багряный» означают «прекрасный», «драгоценный», «дорогой». «Червонные возблещут купола», «с багряных куполов», «в червонный день Иоанна родилась Богослова», «Иверское сердце, червонное, горит».
Московская тема в творчестве Цветаевой всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. «С кремлевского кремля» героине видна вся земля. Москва дает ощущение пространства, распахивает перед ней дали. Общение с городом, поклонение его святыням врачуют душу. Любящее сердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшимся, страждущим. Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в нем проснется желание очистить свою душу. И тогда он сумеет расслышать отдаленный, но настойчивый зов с «колокольного семихолмия».
Издалека
Ты все же позовешь.14
Цветаевская
Москва той поры была уютной и благостной,
«дивным городом», приютом странников,
что берут по «всюду бегущим» российским
дорогам…
2. «Версты». «Ох,
Родина-Русь…»
С весны тысяча семнадцатого года для Марины Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было себе позволить жить тем. чем хотелось, отступали всё дальше, в прошлое.
Поэзия Цветаевой, чуткая на
звуки, различала голоса
– О, как же ты прекрасен, тусклый кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю
круглую воюющую
землю!..15
Бедствия народа – вот что прежде всего пронзило ее душу. Вместе с народным горем в ее стихи вошло и народное слово. Обделенная сказкой в детстве, не имевшая традиционной для русского поэта няни, Цветаева жадно наверстывала упущенное. Сказка, былина, россыпи заклятий и наговоров –
весь
этот многоцветный поток хлынул в
ее поэтическую речь. Она зачитывается
былинами и сказками. Русскому фольклору
не понадобилось трудно обживаться в ее
душе: он просто в ней очнулся. В стихах,
составлявших «Версты», есть несколько
произведений, где фольклорная «чара»
(любимое цветаевское слово) уже хорошо
чувствуется. Московская Русь, ее цари
и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное
время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана
Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая,
подзаборная, каторжная Россия – все это
образы одной народной стихии:
Непото
Непуте
Ох, Родина –
Русь,
Неподкованный конь!16
Россия
у М.Цветаевой – многокрасочный
и многозвучный мир. В центре его –
образ русской женщины «с гордым видом,
с бродячим нравом». Это героиня надевает
разные личины. Она и московская стрельчиха,
и неукротимая боярыня Морозова, и тишайшая
«бездомная черница», и ворожея-чернокнижница,
а чаще всего – бедовая острожная красавица,
«кабацкая царица». В ней – широта, размах
и удаль русского национального характера:
Целовалас
Со всей каторгой гуляла – нипочем!
Алых губ своих отказом не тружу,
Прокаженн
Естественно, что в стихах М.Цветаевой много проникновенных строк посвящено русской природе. В описании пейзажа всегда подчеркивается его русскость:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.
Из сырости – и свай,
Из
сырости – и
серости.18
Информация о работе Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой