Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, ограниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отличаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.
Введение…....……………………………..........................................................3
Глава 1. Основы анализа художественного текста.................................................................................................................10
Глава 2. Виды анализа художественного текста:
- филологический: (лингвистический, литературоведческий);…………………………………………………….…13
- стилистический;…………………………………………………..………....16
Заключение.........................................................................................................19
Библиография………………………………………………………………….23
- 9 -
Северо-Осетинский государственный педагогический институт.
Факультет: коррекционно-педагогический.
Кафедра: Литературы.
Курсовая работа.
Тема: «Виды анализа художественного текста».
Ст. преп. Даниленко А.Н.
Владикавказ 2007г.
Введение…....……………………………......
Глава 1. Основы анализа художественного текста........................
Глава 2. Виды анализа художественного текста:
- филологический: (лингвистический, литературоведческий);………………………
- стилистический;………………………………………
Заключение....................
Библиография………………………………………………
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.И. Чуковский
Введение
Что такое художественный текст?
"Художественный текст - это возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния художника чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания".
Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, ограниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отличаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.
Признаки художественного текста:
1.В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило, вымышленный, характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует её в соответствии с интенциями автора.
Для обозначения этого признака художественного текста используется термин «фикциональность», подчеркивающий условность, вымышленность, опосредованность внутреннего мира текста. Фикциональность охватывает различные объекты изображения, пространство и время, распространяется на процесс повествования и может включать субъекта речи (повествователя, рассказчика/рассказчиков). Референция в художественном тексте обычно осуществляется к объектам возможных миров, моделируемых в произведении.
В то же время границы между художественными и нехудожественными текстами часто являются достаточно зыбкими: вымысел, с одной стороны, может присутствовать и в документальных произведениях; с другой стороны, в художественном тексте могут быть представлены и элементы «нефикциональных» текстов, более того, он иногда может соотноситься с реальностью.
2.Художественный текст представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система (ЮМ, Лотман), которую адресат (читатель) должен «дешифровать», чтобы понять текст. Обратимся, например, к стихотворению поэта-футуриста В. Каменского «Четыре времени (Девушки босиком)»:
Весна Лето
песниянка осмеянка
песниянная осмеянная
песниянных осмеянных
песниян осмеян
Осень Зима
окаянка одеянка
окаянная одеянная
окаянных одеянных
окаян одеян
В основе этого поэтического текста лежит код естественного языка: составляющие его слова представляют собой комбинации реальных корней и аффиксов. В то же время перед нами «абсолютно геометризованная заумная парадигма».Соотношение индивидуально-авторских новообразований «обнажает» основные принципы построения текста: повтор и контраст. Повтор аффиксов устанавливает цепочку соответствий и актуализует поэтическую рефлексию. Текст уподобляется семантическому или ассоциативному словарю: узуальные слова (названия времен года) служат предметом «толкования» и стимулом для ассоциаций: в каждой строфе выделяются ключевые признаки временных периодов. Они противопоставлены друг к другу и обладают для адресата текста неполной определенностью. В рамках текста формируется собственная кодовая система, «расшифровка» которой может быть связана с установлением соответствий между природными характеристиками и обобщено осмысливаемой девичьей (женской ) судьбой в её развитии. Ключом к интерпретации в этом случае служит вариант заглавия – «Девушки босиком». Смена «строф» и последовательность окказионализмов в каждом из них отражает течение времени и его цикличность, связь природного ритма с ритмом жизни человеческой.
3. В художественном тексте «все стремятся стать мотивированными со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит. На этой почве объясняется столь характерная для языка искусства рефлексия на слово… Поэтическое слово, в принципе, есть рефлектирующее слово. Поэт как бы ищет и открывает в слове его «ближайшие этимологические значения», которые для него ценны не своим этимологическим содержанием, а заключенными в них возможностями образного применения… Эта поэтическая рефлексия оживляет в языке мертвое, мотивирует не мотивированное». Обратимся, например, к стихотворению Г.Р.Державина «Река времен…», которое иногда называют лучшим стихотворением на русском языке:
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор, обладающих огромной обобщающей силой, семантической емкостью ключевых слов текста и его фонетической организацией. Сквозь повтор дрожащего [р], имеющего такие акустические характеристики, как прерванность и резкость, определяет общую трагически напряженную тональность восьмистишия. Глубокие звуковые повторы, составляющие своеобразную внутреннюю рифму первой и предпоследней строк. Слова объединенные звуковыми повторами, сближаются семантически, в результате в тексте усиливается значимость образов движения и гибели, подчеркивается течение времени и линейное развитие истории. И время, и история в стихотворении Державина имеют конец и предполагают ни торжества прогресса, ни установление гармонии: включенные в восьмистишие слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло содержат взаимодействующие в тексте семантические компоненты «гибель», «утрата», «конец», «небытие».
Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянно сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется)». В последней строке восьмистишия проявляется один из основных принципов построения этого текста – возрождение внутренней формы слов, значимое для развертывания его ключевых образов.
В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяния людей, и подведения итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени. Актуализация этого мотива связана с поэтической рефлексией.
4. Единицы, образующие художественный текст, в рамках этой частичной эстетической системы преобладают дополнительные «приращения смысла», или « обертоны смысла» (Б.Л.Ларин). Этим определяется особая целостность художественного текста.
«Приращение смысла» в нем получаются даже единицы незначимые, которые в результате оказываются способными к семантизации. Показателен пример, который приводит О.Г.Ревзина, обратившаяся к рассмотрению одного из стихотворений М Цветаевой:
Неподражаема, лжет жизнь;
Сверх ожидания сверх лжи…
«В стихе,- замечает исследователь,- повторяются звуки , которые составляют звуковой облик слова «жизнь». Этот звуковой повтор втянуты слова, которые дают оценку жизни, называют физическое состояние человека как оппозиционный знак жизни…
5. Все элементы текста взаимосвязаны, а его уровни обнаруживают или могут обнаруживать изоморфизм. Так, по мнению Р. Якобсона, смежные единицы художественного текста обычно обнаруживают семантическое сходство. Поэтическая речь «проецирует принцип эквивалентности с оси селекций на ось комбинации». Эквивалентность служит одним из важнейших способов построения художественного текста: она обнаруживается в повторах, определяющих связность текста, привлекающих читателя к его форме, актуализирующих в нем дополнительные смыслы и раскрывающих изоморфизм разных уровней. Рассмотрим, например, в котором отношении эквивалентности «обнажены»,- стихотворение поэта «первой волны» русской эмиграции И. Чиннова « Да расчудесно, распрекрасно, распрелестно…»:
Да расчудесно, распрекрасно, распрелестно,
Разудивительно, развосхитительно,
Разобаятельно, разобольстительно,
Не говори, что разочаровательно.
Но как же с тем, что по ветру развеяно,
Разломано, разбито, разбазарено,
Разорено, на мелочи разменяно,
Разгромлено, растоптано, раздавлено?
В тексте стихотворения множество слов с приставкой раз-, определяющее и звуковые повторы, объединяющие строфы;
Художественный текст, как мы видим, « результат сложной борьбы различных формирующих элементов … Тот или другой элемент имеет значение организующей доминанты, господствуя над остальными и подчиняя их себе». Под доминантой понимается «тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов».
6.Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл и даже определяют его.
Межтекстовые связи выполняют подтекст произведения и определяют его полифонию (многоголосие), которая обусловлена обращением к «чужому» слов с присущими ему смыслами и экспрессивно- стилистическим ореолом.
7. Как «лабиринт сцеплений» (Л.Н.Толстой), художественный текст всегда содержит не только прямую, но и неявную информацию.
Итак, художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в тоже время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.
Художественный текст есть всегда адресованное сообщение: это форма коммуникации «автор-читатель». Текст функционирует с учетом «эстетического общения», в процессе которого адресат (читатель) должен воспринять интенции автора и проявить творческую активность.
Связность - важнейшая характеристика текста, обусловленная таким его признаком, как членимость. Связность текста - это взаимозависимость его элементов, соотносящихся с различными уровнями системы языка; различается фонетическая, морфологическая, синтаксическая, семантическая и стилистическая связность. Основным видом считается семантическая связность.
Текст представляет собой сложный объект. В нем выделяются предложения, связанные между собою по смыслу и формально в особые группы, которые ученые называют по-разному: сложные синтаксические целые, линейно-синтаксические цепи.
Художественное произведение – это текст, втягивающий в себя бесконечный контекст культуры и тем самым – выходящий за свои пределы. Художественный текст требует внимания к его собственно языковой и образно-эстетической стороне. Иначе затруднена для учащихся возможность открыть для себя его целостный смысл. «Многослойность» художественного текста предполагает специфические способы познания и изучения в школе. Долгое время традиционно выделялись несколько видов анализа художественного текста: лексико-семантический, лингвостилистический, мотивный, идейно-тематический.
1. Основы анализа художественного текста.
Когда большинство людей слышат словосочетание "анализ текста", они сразу подозревают что-то неладное. Во-первых, потому что "анализ" - это нечто научное, или хуже того, наукообразное. Во-вторых, потому что "анализ разрушает", как сказал первый же Прохожий, отметившийся в здешней гостевой. Ну и в-третьих, потому что это же про книжки, а книжки читать любят немногие. А уж анализировать... Сразу вспоминаются уроки литературы и "ненавязчивые" вопросы учителя. Короче, ничего светлого в перспективе.