Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа
Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
проследить использование выразительных средств на конкретных примерах
оценить «удачность» и «неудачность» как отдельных заголовков, так и заголовков исследуемого печатного издания в целом с точки зрения привлекательности для читателя
В газете от 21 ноября первая страница посвящена встрече местного губернатора Чиркунова с председателем правительства Путиным. В заголовке – «ПРЕМЬЕРный разговор» присутствует неологизм – «премьерный», а также можно обнаружить лёгкую иронию. Во-первых, слово – «премьерный» ассоциативно сопоставляется с «премьерой», то есть, со спектаклем (премьерный показ). Во-вторых, слово – «разговор» несколько неуместно, ведь статья об официальной встреч официальных лиц, более правильным было бы, к примеру, использование слова «беседа».
26 декабря (стр. 10) короткая заметка озаглавлена так – «Наш минтай плывёт в Китай». В ней упоминаются проблемы нелегального рыболовства китайскими рыбаками в российских территориальных водах. И, поскольку по прочтении заметки становится понятно, что фактически минтай в Китай не плывёт, то в данном случае используется метафора – сравнение образа плывущей рыбы с перемещением её в пространстве за счёт воровства. Дополнительную выразительность заголовку придаёт рифма.
при копировании активная ссылка на источник обязательна! - http://vituson.ru
В этом же номере, на этой же странице описана проблема жителя города, у которого умер близкий родственник, в результате чего кредит родственника перешёл ему. Заметка озаглавлена – «Кредит по наследству». Если кредит образно сравнить с материальными ценностями, которые обычно передаются по наследству, то используемый приём выразительности можно назвать метафорой.
§ 2.2.2 Стилистические фигуры
В
статье о проводах зимы от 28 марта (стр.
7) следующий заголовок с
В заметке от 7 февраля (стр. 5) – «Есть ли власть на собачью напасть» хоть и нет вопросительного знака в конце, но он напрашивается «сам собой». Следовательно, это риторическое, вопросительное предложение – фигура мысли. Дополнительную выразительность заголовку придаёт выраженный ритм за счёт рифмования слов, а также метафоричность выражения – «собачья напасть». Само слово – «напасть» используется в двух смыслах, напасть, как назойливое недоразумение и напасть, как глагол (нападение собак). В качестве одного из вариантов можно использовать следующий заголовок: «Есть ли власть на собачью на пасть».
В заголовке – «Нет плохой погоды – есть плохие дороги» от 11 апреля (стр. 1) используется фигура мысли – параллелизм, т.к. написание двух частей предложения синтаксически идентично. Читатель в заголовке невольно начинает искать параллель между состоянием погоды и состоянием дорог, хотя, на самом деле, связь эта далеко не очевидна.
Типичный пример повествовательного заголовка в статье от 6 июня (стр. 6) – «Мечты сбываются», где упоминается о сдаче в эксплуатацию новых жилых домов. Мало что изменится, если мысленно в окончание заголовка мысленно приставить восклицательный знак.
Риторический заголовок в статье от 6 июня (стр. 7) – «Ничьи дети» с заявкой на оксюморон. Риторика звучит в том, что в окончании заголовка мысленно напрашивается вопросительный знак. Заявка на оксюморон им не является, но, тем не менее, привлекает внимание читателя, ведь, по идее, «ничьих» детей быть не должно. После прочтения статьи становится понятно, что речь идёт о детях, брошенных родителями, отданных на попечение государства.
Уже упомянутый заголовок – «Одолели» о проблеме бродячих собаках составлен с использованием фигуры мысли. Это повествовательное предложение, в окончании заголовка мысленно хочется поставить восклицательный знак. Выразительности заголовку добавляет его краткость, так как он состоит всего из одного глагола, наглядно выражающего эмоцию.
Рифмованный заголовок – «Прыг-скок, обвалился потолок» в статье об обрушении потолка в жилом доме от 25 июля (стр. 1) составлен в повествовательной форме, это фигура мысли. Дополнительную выразительность придаёт ирония, ведь слова – «прыг-скок, обвалился потолок», это слова из безобидного детского стихотворения, которые, к сожалению, для кого-то воплотились в реальность.
Ещё один заголовок в повествовательной форме – «Сам себе прибавил срок» в заметке от 11 июля (стр. 3), рассказывающей о драке осужденного в колонии-поселении уже после вынесения приговора. В результате происшествия срок заключения осужденного был увеличен. В заголовке прослеживается скрытая ирония, ведь самому себе срок невозможно прибавить, этим занимаются суды.
§ 2.2.3 Отказ от средств выразительности
В заключительной, третьей группе рассмотрим заголовки без использования средств выразительности, которые вызывают читательский интерес. Например, в статье от 28 марта (стр. 3) следующий заголовок – «Власть сэкономит на себе». До тех пор, пока статья не прочитана, в заголовке просматривается ирония, однако после прочтения становиться понятно, что губернатор распорядился урезать расходы на содержание чиновников краевого уровня. Интрига состоит в том, что в заголовке подразумевается ирония, а на самом деле её нет.
Не совсем удачный и скучноватый заголовок – «Девушка со снайперской винтовкой» в статье от 9 мая (стр. 6), посвящённой празднику победы. Несмотря на то, что девушка со снайперской винтовкой – явление нечастое, но вполне вероятное. То есть, в данном случае отсутствуют средства выразительности, но в заголовке внимание привлекают редко сочетаемые явления.
Ещё один подобный заголовок в статье от 12 декабря (стр. 9) – «Трое мужчин и одна мама». В ней рассказывается о жизни семьи, где мама ведёт домашнее хозяйство с мужем и двумя сыновьями. В самом заголовке средства выразительности отсутствуют, но он заинтересует тех читателей, которые, прочитав его, проведут параллели со своей жизнью.
Заключение
Практический анализ заголовков реального печатного издания показал, что наибольшие возможности по разнообразию, красочности и выразительности даёт приём использования тропов. Однако и приём использования стилистических фигур даёт автору вполне работоспособный инструмент по привлечению читательского внимания.
Использование двух этих методов позволяет создавать яркие, образные заголовки, а совместное сочетание позволяет им дополнять друг друга. Конечно, нельзя оставлять без внимания и другие методы, например, использование в заголовках пословиц и поговорок в неизменном или изменённом виде, использование рифм и т.д.
Проанализированные газетные заголовки без использования средств выразительности имеют право на существование, и иногда такой метод оправдывает себя. В основном, это касается каких-либо официальных сообщений, либо сообщений, которые не допускают другой трактовки. В остальных случаях следует стараться избегать данного метода с тем, что бы сделать газету и газетные заголовки интереснее, динамичнее, привлекательнее.
Немногие заголовки, в которых средства выразительности отсутствуют, способны заинтересовать внимание, ведь статьи и заметки, к которым они относятся, в лучшем случае будут прочитаны только лишь теми, кто привык читать газету от корки до корки.
Выразительные
средства русского языка очень велики,
если не сказать, что бесконечны. Журналисты,
авторы статей должны стремиться к
использованию как можно
Список литературы
1.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского
языка: М., 1978, т. 1, – 675 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.,
1952, – 843 с.
3. Слободянюк Э.П. Настольная книга копирайтера:
М., 2008, – 256 с.
4. Шицгал А.Г. Собрание сочинений: М., 1999,
– 252 с.
5. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала:
ИМУ, 1984, – 152 с.
6. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика
составления и оформления: М., 2008, – 252 с.
7. Петров О.В. Риторика: Проспект, 2004, –
423 с.
8. Новиков Л.А. Искусство слова: М., Педагогика,
1982, – 128 с.
9. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип
и творчество: Екатеринбург, 1996, – 214 с.
10. Основы ведения журналистского расследования:
Алматы, 2005, – 116 с.
11. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный
системный толковый словарь стилистических
терминов. Принципы составления и избранные
словарные статьи: М., 1996, – 172 с.
12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей
речи: М., 1997, – 267 с.
13. Горшков А.И. Русская словесность. От
слова к словесности: М., 1996, – 335 с.
14. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной
поэтике: М., 1994, – 258 с.
Информация о работе Заголовки в СМИ: особенности построения, выразительные средства