Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:36, реферат
Еще при жизни великого поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) современники называли его имя в ряду славных имен, составляющих гордость великой русской нации. «Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков… слава всемирная», - так восторженно писал о А.С. Пушкине известный критик В. Белинский.
Цветут
Веселы
Бегите
Спешит
Чечене
Стемнело. Станица, как и крепость, засыпала, и только со стороны майдана, где собиралась молодежь «на улицу», слышалось треньканье балалайки, топот ног да радостно-негодующее взвизгивание девок.
Пушкин
одним из последних покинул место
беседы: не хотелось идти в душную квартиру,
где они мучились от жары с Николаем
Раевским. И прежде, чем войти
в распахнутую дверь, он оглянулся
на Ставропольские ворота, уже караулом
закрытые, на уснувшую за ними станицу:
…
Сверка
И окликались на курганах
Сторож
Оставив
слева от дороги Ивановский пост, Раевские
выехали к Жирному кургану, который
и ныне возвышается у восточной
окраины города Кропоткина. Было видно,
как у местного пикета курились затухающие
костры, у которых виднелись
В реке бежит гремящий вал,
В горах безмолвие ночное,
Казак усталый задремал,
Склоня
Не спи, казак, во тьме ночной
Чечене
Ставропольский тракт, что вел Раевских вдоль Кавказской кордонной линии, то уходил вправо, в степь, и тогда русло Кубани становилось невидимым, то влево, прижимаясь к самому обрыву, и тогда далеко внизу, за купами плакучих ив, была видна желтая лента Кубани, а за рекой, среди лугов и лесов – дымки далеких и близких аулов, за которыми далеко-далеко, на самом краю горизонта, синели кавказские предгорья.
Проехали линейцы станицы Казанскую, Тифлисскую, а затем и Ладожскую, получившие свои наименования от редутов, построенных полками кавказского корпуса.
Сменив лошадей и конвой на Усть-Лабинской почтовой станции, Раевские проезжали мимо одноименной станицы и крепости, и валы которой и ныне видны у улицы Коммунистической в г. Усть-Лабинске. Останавливались ли они в крепости, чтобы осмотреть деяние великого Суворова, история умаличвает. От крепости спутники направились к станице Воронежской, самой западной станице Кавказского линейного войска, за которой в девяти верстах проходила граница Кавказской губернии и Черномории, земли черноморских казаков. Здесь, левее Ставропольского почтового тракта, в полусотне саженей, возвышался древний могильный курган, на вершине которого еще в первый год после заселения Кубани казаками был установлен высокий деревянный столб с гербами Кавказской и Таврической губерний. На этом месте конвой линейных казаков обязан был передать сопровождение генерала Раевского черноморским казакам.
Итак,
первая часть маршрута пути Раевских
осталась позади. Согласно «Дорожнику
Кавказскому, составленному по Высочайшему
разрешению в Тифлисе в 1847 году»,
Пушкин с Раевскими проехали мимо
или через следующие посты, пикеты
и станицы, входящие в состав Правого
фланга Кавказской кордонной линии:
«От Прочного Окопа
до станицы Прочно-Окопской – 4 версты
до Новиньского пикета – 4 версты
до поста Царицынского – 4 версты
до поста Плетневого – 6 верст
до станицы Григориполисской – 8 верст
до поста Григориполисского – 1 ½ версты
до поста Тернового – 5 верст
до поста Воровского – 7 верст
до поста Больше-Тимежбекского – 6 ½ версты
до станицы Тимежбекской – 6 верст
до поста Мало-Тимежбекского – 2 версты
до станицы Кавказской – 12 верст
до поста Ивановского – 2 версты
до поста Романовского – 4 версты
до станицы Казанской – 10 верст
до поста Казанского – 1 верста
до поста Кадушкина – 6 верст
до станицы Тифлисской – 12 верст
до поста Тифлисского – 3 ½ версты
до поста Саломатина – 8 верст
до станицы Ладожской – 10 верст
до поста Ладожского – 1 верста
до поста Дубового – 8 верст
до поста Девятибратского – 6 верст
до станицы Усть-Лабинской – 6 верст
до укрепления Усть-Лабинского – ½ версты
до поста Воронежского – 10 верст
до поста Изрядный Источник – 9 ½ версты
до
поста Редутского
– 1 ½ версты».
Раевские ночевали в Редутском, ведь надо
было пройти карантин и окурить провозимые
вещи, просто отдохнуть в приличных условиях,
которые были приготовлены для Раевских
в покоях местного карантина. Да и баня
их ожидала уже натопленная, где можно
было смыть въедливую пыль кубанских дорог,
о которых позже А.С. Пушкин напишет:
Теперь
Мосты забытые гниют.
На станциях клопы и блохи
Заснут
Но
молодой поэт не унывал ни от пылящей
жары, ни от «удобств» почтовых станций,
ни от плохих мостов и дорог, ибо
считал, что
Со временем…
Лет через пятьсот дороги, верно:
У нас изменятся безмерно;
Шоссе,
Россию
Соедин
Однако возвратимся в жаркий день 9 августа 1820 года. Пушкин, страдающий, как и все его спутники от жары и насекомых, решил не сидеть в душной комнате, а осмотреть укрепление более подробно. Пошел с ним и Николай Раевский.
Заглянув в кордон, Пушкин заметил слева от ворот низенькую казарму из турлука, крытую камышом, для казаков, а за ней такой же офицерский флигелек для начальника кордона. Справа – конюшня и навес для полевой пушки с зарядным ящиком. Таким было первое укрепление Черноморской кордонной линии.
Вскоре
со стороны поляны, что и ныне
сохранилась западнее бывшего карантина,
где были установлены походные коновязи,
стали подходить казаки, ведущие
коней к водопою, который был
под обрывом упомянутого
Пушкин подошел к казакам, с интересом вслушивался в их мягкий малороссийский говор. Любовь к простому народу проявлялась у него с детских пор, что и отразилось на всей его литературной деятельности. Поэт любил смешиваться с толпой, чтобы ближе изучить народную жизнь, слушать меткие народные слова и выражения. Делал он это и здесь, в Черномории.
Позже внимание Пушкина привлечет несколько арб с запряженными в них низкорослыми горными лошадками, около виднелось с десяток невооруженных мужчин в горских одеждах. Поднявшись по дороге, проходившей мимо карантина, горцы отправились к меновому двору, желая продать дары своих лесов и полей: орехи, мед, меха, бурки, черкески и пр. А взамен приобрести ткани, гвозди, сахар, но главное – соль, в которой они очень нуждались. Желая иметь с горцами добрые отношения, казаки и основали к взаимной выгоде свои меновые дворы сразу же после переселения на Кубань.
Экипажи медленно катили под палящим солнцем вдоль невидимой под обрывами полноводной Кубани, и так же медленно тянулись часы жаркого августовского дня. И в этот день, как и в прошлые дни, за спиной путников вставало как бы нехотя огромное, как раскаленный медный поднос, солнце, которое сразу же начинало поливать широкую степь красной лавой своих лучей. Под этим иссушающим пламенем поникали перезревшие степные травы, в мельчайшую пыль превращались петли немеряных дорог, сворачивались в трубку листья редких кустарников, которые из-за отсутствия дождей уже давно были словно бархатными от налипшего на них толстого слоя пыли. На взгорках свистели суслики, поднявшись на задние лапки у своих норок, вытянув в бледно-синее небо острые мордочки, предсказывая очередной жаркий день. К полудню в степи, что лежала по правую руку, несло жарким степным духом, пропитанным запахом полыни. В небе над головами путников кружили степные орлы и кобчики, высматривая в степной траве свою добычу. Горизонт под беспощадно палящим солнцем постоянно дрожал колеблющемся мареве. И земля за день набирала столько в себя тепла, что и в желтозвездные ночи дышала жаром, словно раскаленная русская печь.
За селением Васюринским дорога несколько отошла от Кубани и пошла параллельно её берегу. Как и ранее, когда Пушкин ехал по землям, населенным донскими казаками, дорога, а она была и почтовой, была пустынной. Да, к тому же еще ничем не обозначена ни канавкой, ни деревьями. В темные ночи осени или зимнюю метель вся надежда была, как рассказывали черноморцы, только на редкие поверстные столбы, да на чуткость и память черноморских лошадок. Но, сейчас было лето с повседневным зноем, да надоедливыми облаками пыли. Вскоре проехали и станицу Старо-Корсунскую, которая, как и предыдущая, осталась на том месте, где была основана летом 1793 года, тогда как остальные селения, не выдержав нападений со стороны горцев, переселились в глубь кубанских степей – подальше от буйных соседей.
По своей кипучей натуре Пушкин не мог долго усидеть на одном месте. Он с молчаливого согласия генерала выпрашивал иногда у начальника конвоя какую-либо лошадь и, уступив свое место в коляске её хозяину, лихо гарцевал вокруг колонны, позволяя себе даже проскакивать вперед, за передовые дозоры, на что генерал сердито ворчал о несерьезности молодежи, забывая о том, каким он сам был в чине корнета. Так было и на этот раз, когда ехали вдоль болотистой поймы Кубани, что была влево от дороги, и когда вдали уже появились домишки селения Пашковского. Пушкин снова поскакал по дороге, подняв за собой длинный шлейф розовой пыли. Проскакав с полверсты, он поворотил коня назад и, высоко подпрыгивая в седле, подъехал к конвою. Казаки, утомленные дорогой, ехали молча. Пушкин, отстав немного, снова рысью нагнал конвой и поехал вблизи его, держась немного в стороне от пыльной дороги.
Вот позади осталась и Пашковская, селение, славящееся на всю Черноморию и окрестные губернии своими гончарными изделиями. До Екатеринодара оставались последние версты, довольно богатые различными урочищами, древними городищами, пограничными кордонами и пикетами.
Отсюда перед глазами Раевских и Пушкина открылся административный центр Екатеринодара, в те дни находившийся в почти первозданном состоянии. Слева от дороги виднелся остаток прикубанского леса (ныне горпарк им. М. Горького) с присутственными местами, слепленными из турлука; провиантские магазины и войсковой архив. Тут же, но только правее, на фоне пыльной зелени садов южной окраины города, возвышался частокол местного острога, необходимая принадлежность любого, даже самого захудалого городишка Российской империи. Прямо впереди виднелись земляные валы крепости с обширной Ярмарочной площадью, примыкавшей к ее северному фасу (стороне).
Информация о работе Жизнь и творчества на Кавказе А.С. Пушкина