Жизнь и творчество А. де Сент-Экзепери. Анализ произведения «Маленький принц»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 19:31, реферат

Описание

«Маленький принц» – мудрая и человечная сказка, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земля. Сказка эта аллегорична и иносказательна, ее герои, образы и события отражают реальную жизнь и даже философские проблемы.

Содержание

Введение


Биография.
Творчество.
«Маленький принц» – итог исканий писателя. Мир образов сказки.
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Лит-ра Экзюпери.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

     В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство  человечества, а тема детства в  романтизме является одной из ключевых тем.

     Написанные  в традиции романтической философской  сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как  мы можем только угадывать, что хотел  сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного  восприятия. Основными образами-символами  являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

     Маленький принц – это символ человека-странника  во Вселенной, ищущего скрытый смысл  вещей и собственной жизни.

     Пустыня – символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти  которые человеку помогает только сердце.

     Рассказчик  терпит аварию в пустыне – такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в ней. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький  принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в  произведении особое – он подобен  рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести.

     В повести две сюжетные линии: рассказчика  и связанная с ним тема мира взрослых людей и – линия Маленького принца, история его жизни.

     Первая  глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем  произведения – проблеме «отцов»  и «детей», к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и  неудачу, которую он потерпел с рисунками  №1 и №2, рассуждает так: «Взрослые  никогда ничего не понимают сами, а  для детей очень утомительно  без конца им все объяснять  и растолковывать». Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который  летчик всегда носил с собой, устанавливается  взаимопонимание между ребенком и взрослым. Ребенок напомнил взрослому  его детство, они обретают способность  понимать друг друга. Умение войти в  мир ребенка, понять его и принять  – вот что может сблизить мир  взрослых и мир детей.

     Маленький принц немногословен – о себе и своей планете он говорит  очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой  планеты, «которая вся-то величиной  с дом» и называется «астероид  Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет  с баобабами, которые пускают  такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую  планету. Баобабы – это персонифицированный  образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано  с фашизмом. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у принца есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, возникает в сказке еще одна важная тема – экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени.

     Далее по повести следует рассказ о  Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и  обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так  прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький  принц принимал близко к сердцу и  стал чувствовать себя очень несчастным.

     Роза  – символ любви, красоты и гордого, самолюбивого, капризного, но столь  прекрасного женского начала. Маленький  принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после  разговора с Лисом ему открылась  истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется  смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький  принц, увидев розы в саду на Земле. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно  такая же, как вы. Но для меня она  дороже всех вас…»

     Рассказывая эту историю о розе, маленький  герой признается, что ничего тогда  не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне  свой аромат, озаряла мою жизнь. Я  не должен был бежать. За этими жалкими  хитростями и уловками надо было угадать  нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и  еще не умел любить!» Это еще  раз подтверждает мысль Лиса о  том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно  «увидеть» только сердцем.

     Посещая последовательно шесть планет, Маленький  принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенным в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью… По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали  в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки.

     На  планете короля Маленький принц  не может понять, зачем вообще нужна  власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а  потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и  что власть должна опираться на закон.

     На  следующих двух планетах Маленький  принц встречает честолюбца и  пьяницу – и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам.

     Но  самым страшным в нравственном аспекте  оказывается деловой человек. Его  душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его  окружает. Он смотрит на звезды не глазами  художника, глазами дельца. Автор  не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать  прекрасное.

     Единственный, кто делает свое дело, – это фонарщик: «…вот человек, которого все стали  бы презирать – и король, и  честолюбец, и пьяница, и делец. А  между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе», – так рассуждает малыш. Но «верность  обычаю» бедного фонарщика, который  обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

     Не  найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету  Земля. Первой, кого встречает Маленький  принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники  мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. Змея сомневается, что  он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться  на родную планету, дав ему своего яда.

     Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад  роз. Он почувствовал себя еще более  несчастным: «его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной», а перед ним «пять  тысяч точно таких же цветов».

     Вот тут-то и приходит на помощь герою  Лис. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и  знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота  сознания.

     Лис открывает малышу жизнь человеческого  сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность  любить. И еще один секрет открывает  Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что  ты отдавал ей всю свою душу…  Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить – значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить – значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить – значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема «расширения души» через любовь проходит сквозь всю сказку.

     Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается  и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное  в жизни, что было скрыто, погребено  всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое  узы дружбы.

     Глубокий  смысл скрывается в образе-символе  планеты, на которую возвращается Маленький  принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у  каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит  в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

     «Маленький  принц» – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Маленький  принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам  же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа  воды очень значим для Сент-Экзюпери. Каждый человек сам властитель своих  родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать. В каждом из нас живет такой  маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет, пока вера выведет нас к ней.

     Истовая вера автора в существование скрытых  родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести  заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение  несправедливого порядка вещей.

     Заключение 

     И, наконец, еще один, может быть, самый  мудрый символ: увидеть, что истинно  и что ложно, может лишь Маленький  принц, пришелец с планеты детства, воплощения сердечной непосредственности.

     Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных  истин: нельзя прятать звезды в банке  и бессмысленно их пересчитывать, нужно  беречь тех, за кого ты в ответе и  прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

     Не  все доступное взрослым откроется  сразу детям. Но дети читают эту книгу  с удовольствием, так как она  привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так  остро ощущается в наши дни.

     Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в  детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого  бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!

     Главное, для чего написана эта сказка, это  то, чтобы эту истину запомнили  дети и не прошли мимо основного  – надо быть верным в любви и  дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к  тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека. 

 

      Список литературы 

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей; вступительная статья Норы Галь, – Свердловск: Среднеуральское  книжное изд-во, 1985.
  2. Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Родари Д. Приключения Чипполино. Трэверс П. Мэри Поппинс. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц: Сказочные повести/ Предисл. Л.З. Лунгиной; Коммент. Ю. Кондратьевой. Рис. и оформл. Б.А. Диодорова. – М.: Дет. лит., 1983. – (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 46).
  3. Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1963.
  4. Первова Г.М. Детская литература: учебник для студ. пед. специальностей вузов/ Г.М. Первова; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.
  5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ авт.-сост. Н.В. Чудокова; Худож. Е.В. Гальдяева., А.В. Кондрашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
  6. Стейси Шифф. Сент-Экзюпери. Биография (перевод с англ.) — М.: «Эксмо», 2003.
  7. Консуэло де Сент-Экзюпери. Воспоминания Розы. — М.: «КоЛибри»

Информация о работе Жизнь и творчество А. де Сент-Экзепери. Анализ произведения «Маленький принц»