Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:28, курсовая работа
Фальсификация товаров на российском рынке в последние годы достигла невероятного размаха и подделки производятся как на российских предприятиях, так и за рубежом, а контролирующие органы лишь разводят руками, а иногда и способствуют дальнейшему расцвету производства фальсифицированных продуктов (наглядный пример всему этому — новые стандарты на оригинальные вина и соки).
Проблема с проведением всесторонней экспертизы качества всех видов алкогольных напитков, а в особенности водки и вин, поступаемых на рынки России, очень актуальна. Многие специалисты пытаются организовывать системы контроля за качеством алкогольной продукции, но отсутствие высококвалифицированных экспертов в этой области приводит всю их работу только к популистским заявлениям. У покупателя не остается другого выхода, как самому становиться экспертом всех пищевых продуктов. В противном случае он либо окажется на кладбище (десятки тысяч уже умерли от фальсифицированной водки), либо поплатится своим здоровьем (миллионы больных осаждают поликлиники и больницы).
Кроме того, незначительное разбавление водой не позволяет выявить подобную фальсификацию и с помощью физико-химических показателей (за исключением изотопного состава воды), так как массовая доля сахаров и кислот, как правило, в натуральных продуктах всегда выше предельно допустимой нормы, и разбавление до 10% не приводит к снижению этих показателей ниже установленных норм. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается степень диссоциации кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при разбавлении жидких продовольственных товаров (соки, вина, пиво и т.п.) водой более чем на 30% начинают изменяться их физико-химические показатели.
Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит также от качества используемой воды, и если используется недоброкачественная вода, например, по микробиологическим показателям, то разбавленный продукт может стать не только фальсифицированным, но и опасным для здоровья человека.
Добавки
— это вещества или другие компоненты,
которые вводятся в пищевые продукты
как для придания им тех или
иных свойств, так и для имитации
отдельных потребительских
К пищевым добавкам относятся вещества, которые присутствуют в пищевых продуктах, но в данных изделиях они либо отсутствуют, либо присутствуют в недостаточных количествах.
Использование
пищевых добавок в диетических
и диабетических товарах, а также
в продуктах, которые чаще всего
употребляют дети, можно относить
к фальсификации. К качественной
фальсификации относится также
применение разрешенных и неразрешенных
добавок, не предусмотренных рецептурой,
с целью введения в заблуждение
потребителя относительно истинных
потребительских свойств
Относятся
к качественной фальсификации также
и подкрашивание или
Примером такой качественной фальсификации могут служить добавление синтетических красителей (желтые и красные, например, фуксин, анилиновые, нафталиновые, антраценовые краски, многие из которых опасны для здоровья), ароматизаторов, сахарадля доведения до требуемой кондиции вин, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или запрещены для применения в России «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
В
практической деятельности этот вид
фальсификации называют недовесом
или обмером. Способы и средства
этой фальсификации основаны на неточных
измерениях с грубыми погрешностями
всегда в сторону уменьшения количественных
характеристик измеряемого
При количественной фальсификации используют:
Поддельные
или неточные средства измерений
— это наиболее распространенный
способ количественной фальсификации
товара. При этом используются поддельные
меры (гири, метры, измерительная посуда
и др.) и приборы (весы и т.п.) без
поверочных клейм и свидетельств,
наносимых и выдаваемых органами
государственных
Отсутствие или просроченные даты поверочных клейм на гирях, весах, метрах и т. д. служат основанием также для утверждения о подделке средств измерения и легко проверяются.
Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть также неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.
Неправильные
методики измерений, применяемые продавцом
или изготовителем, также могут
явиться причиной грубых погрешностей
при измерении, что приводит к
недовесу, недомеру. При этом действия
субъекта, проводящего измерения, могут
носить умышленный и неумышленный характер.
В последнем случае количественная
фальсификация обусловлена
Информационная
фальсификация — обман
Данный
вид фальсификации
Способы доведения информации о составе и свойствах товара до потребителя в настоящее время регламентируются Законом «О защите прав потребителя», где указывается, на какой товар или группу товаров должна находиться та или иная маркировка. Неуказание маркировки товара в соответствии с данным законом может служить основанием для установления информационной фальсификации и отнесения данного товара к фальсификату. До сих пор не всегда наносится, в соответствии с Законом «О защите прав потребителя», соответствующая маркировка на хлеб и хлебобулочные изделия, некоторые кондитерские товары, рыбные и мясные товары.
При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные:
Чаще
всего не указывается или указывается
неправильно страна происхождения
товара, а также фальсифицируется
штриховой код. На российский рынок
поступает значительное количество
фальсифицированных товаров отечественных,
а также импортных без указания
страны происхождения и фирм изготовителя.
Встречаются подделки под фирменные
продукты, завоевавшие уже
Наиболее
часто подделываются также
Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской.
Упаковка
— составная часть товара, определяющая
внешний вид упакованной
Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным.
Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.
В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары чаще всего подделывается наименование товара, довольно часто — название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, обмериванием).
В
последнее время очень
Существуют несколько способов подделки сертификатов:
Причины распространения фальсификации сертификатов кроются в несовершенстве механизма сертификации и формы сертификата, так как на современном этапе развития сертификации практически применяются две формы ее:
1) по заявлениям-декларациям, когда возможна подделка результатов испытаний изготовителем;
2) по Правилам Системы сертификации ГОСТ Р по первой схеме, когда образцы от товарных партий отбирает заявитель (изготовитель или продавец), а не третья сторона (орган по сертификации, испытательная лаборатория). В последнем случае возможна фальсификация образцов.
Широкие
возможности для фальсификации
открывает и несовершенство системы
сертификации ГОСТ Р установленной
формы. В Российской Федерации сертификаты
соответствия выдаются не на конкретную
партию товара, а на изделия, которые
будут изготовлены в течение
ближайших нескольких лет. Таким
образом, сертификат соответствия не гарантирует
качество той или иной партии товаpa,
а гарантирует соответствие такого
товара, который когда-то будет произведен.
Поэтому для квалифицированных
товароведов сертификат соответствия
не несет никакой информации о
качестве данной партии товара, и если
раньше в приложениях к сертификату
можно было выявить, хотя бы по каким
показателям проводились