Фальсификация алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:28, курсовая работа

Описание

Фальсификация товаров на российском рынке в последние годы достигла невероятного размаха и подделки производятся как на российских предприятиях, так и за рубежом, а контролирующие органы лишь разводят руками, а иногда и способствуют дальнейшему расцвету производства фальсифицированных продуктов (наглядный пример всему этому — новые стандарты на оригинальные вина и соки).
Проблема с проведением всесторонней экспертизы качества всех видов алкогольных напитков, а в особенности водки и вин, поступаемых на рынки России, очень актуальна. Многие специалисты пытаются организовывать системы контроля за качеством алкогольной продукции, но отсутствие высококвалифицированных экспертов в этой области приводит всю их работу только к популистским заявлениям. У покупателя не остается другого выхода, как самому становиться экспертом всех пищевых продуктов. В противном случае он либо окажется на кладбище (десятки тысяч уже умерли от фальсифицированной водки), либо поплатится своим здоровьем (миллионы больных осаждают поликлиники и больницы).

Работа состоит из  1 файл

фальсификация алк прод.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)

   Одна  из причин широкого распространения  подобной фальсификации — высокие  цены на сертификационные услуги, причем порядок определения этих цен  отдан на откуп органам по сертификации. Иногда цена услуги определяется как  определенный процент от стоимости  партии. По мнению многих специалистов, это неверно, так как затраты  на проведение испытаний мало зависят  от размера партии. Конечная проба  для проведения испытания для  каждого показателя определяется методикой, а не размером партии. Дополнительные затраты на отбор образцов из крупной  товарной партии могут быть включены в стоимость сертификационных услуг, если отбор образцов производится третьей  стороной.

   В целом система сертификации в  РФ в принципе не может противостоять  распространению фальсификации  продовольственных товаров, и в  условиях перехода России в ВТО необходимо развивать сеть независимых лабораторий  по сертификации каждой партии товара.

   Мы  рассмотрели наиболее распространенные отдельные виды фальсификации и  ее способы, однако на практике чаще сталкиваешься  с комплексной фальсификацией продовольственных  товаров.

   Комплексная фальсификация продовольственных  товаров включает в себя два или  более отдельных видов подделок товара.

   В зависимости от места формирования фальсификата она бывает:

  1. технологическая;
  2. предреализационная.

   При технологической фальсификации  подделка товаров осуществляется в  процессе технологического цикла производства. Наглядным примером такой фальсификации  могут служить приготовление  водок, вин, ликеро-водочных изделий  с использованием технического спирта. Также к технологической относится  фальсификация путем введения различных  пищевых добавок без их указания при маркировке и т.п.

   При предреализационной фальсификации  подделка товаров происходит при  подготовке их к продаже или при  отпуске потребителю. Это, например: реализация маргарина, выдаваемого  за сливочное масло; замена этикеток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоценных; отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких  градаций.  
 

     4 Методы обнаружения фальсификации товаров 

   Информация  о способах определения недоброкачественности  изделий должна быть доступна каждому  потребителю.

   Обнаружить  признаки фальсификации можно органолептическими, физическими и химическими методами анализа.

   Простой и доступный, на первый взгляд, органолептический  метод не отличается высокой достоверностью, особенно при незначительном содержании токсических веществ. Кроме того, потребитель не имеет возможности  такой оценки при покупке напитка, да и сам метод требует высокого профессионализма и специальной подготовки.

   Высокая точность определения фальсификации  и вредных примесей достигается  при использовании современных  инструментальных методов анализа: жидкостной хроматографии, хромато-масс-спектрометрии  и т. д., снабженных компьютерными  системами и банком данных. Однако реальное использование этих методов  возможно только в специализированных лабораториях при наличии соответствующего оборудования и высококвалифицированного персонала.

   Потребителю можно рекомендовать некоторые  приемы определения доброкачественной продукции по ее внешним признакам. Прежде чем купить алкогольный напиток, следует убедиться в его подлинности, потребовав у продавца сертификат соответствия или копию, заверенную органом по сертификации, выдавшим сертификат, или юридическим держателем оригинала. Информация о напитке в документе (название, завод-изготовитель, дата выпуска партии и др.) должна полностью совпадать с маркировкой на этикетке, контрэтикетке и пробке бутылки (упаковки). Кроме того, необходимо обратить внимание на колпачок и этикетку, информация на которых должна полностью совпадать. Сам колпачок «под винт» не должен прокручиваться, и при переворачивании содержимое бутылки не должно течь, такая продукция на заводе-изготовителе считается бракованной.

   При наличии колпачка с гладкими стенками типа «алка» у подделок нижние края колпачка пригнаны неплотно, с мелкими  «волнами».

   При осмотре этикетки с внутренней стороны  можно увидеть несколько ровных полосок клея или сплошной аккуратный слой, характерный для машинного  наклеивания в условиях производства. Если клей наносится вручную, мазки  получаются неровными, с подтеками, что характерно для кустарного изготовления. Кроме того, этикетка, контрэтикетка  и кольеретка наклеиваются без перекосов, должны быть чистыми, информация на них  должна соответствовать требованиям  нормативных документов.

   Имеется ряд простых химических методов  обнаружения фальсификации ликероводочных изделий. Особенно часто подделывают  наиболее распространенные и доступные  напитки, настойки путем замены натурального сырья (плодов, ягод, кореньев, трав) на синтетические красители и ароматизаторы, подсластители, глицерин и др. Синтетические  красители определяются добавлением  любого щелочного раствора: аммиака, соды в объеме, превышающей объем  напитка. Резкое изменение рН среды  приводит к смене окраски натуральных  красителей: красной — на грязно-синий, фиолетовый — на красный и бурый.

   Если  ликеро-водочные изделия имеют желтый, оранжевый или зеленый цвет, то после добавления щелочи их необходимо прокипятить. После этого натуральные  красящие вещества — каротин, каротиноиды, хлорофилл — разрушаются, желтый и оранжевый цвета напитка  исчезают, зеленый превращается в буро- или темно-зеленый. Окраска синтетических красителей в этих условиях не изменяется.

   В настоящее время имеется ряд  нормативных актов, регламентирующих вопросы производства и реализации алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

   Как должен потребитель защитить себя от подделок? В первую очередь необходимо обращать внимание на этикетировку вин, требования к которой отражены в  ГОСТ Р 51074-97 и даны в разделе «Маркировка». Это касается самой этикетки, контрэтикетки  и кольеретки.

   При выборе шампанского следует обратить внимание на крепость — ниже 10,5% шампанского  не бывает, наличие корковой пробки указывает на более высокое качество вина. 
 

   
  1.   Последствия фальсификации
 

   Поскольку фальсификация продовольственных  товаров делается с корыстной  целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия  изготовления, реализации и потребления  фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными  риском и потерями.

   Конечно, потребители подвергаются наибольшему  риску и несут от фальсификации  самые большие потери. При этом риски потребителя можно подразделить на следующие группы:

   1. Экономические последствия (большие  расходы за меньшее количество  товара; покупка продукта непригодного  к употреблению и т.п.);

   2. Причинение физиологического вреда  организму (отравление; появлению  нового заболевания; обострение  имеющегося заболевания; генетические  нарушения; формирование онкозаболеваний;  смерть и т.п.);

   3. Моральный вред человеку (подавленное  состояние; стресс; потеря веры  в доброе; потеря веры в государство  и т.п.).

   Значительные  потери вследствие фальсификации несет  не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком  распространении ассортиментной и  качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в  значительном количестве опасные для  человека продукты, возникают:

   1. Риск утраты здоровья многими  членами общества;

   2. Снижается продолжительность жизни  в обществе;

   3. Увеличивается смертность от  болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами  и др.);

   4. Ухудшается структура питания  за счет повышения удельного  веса низкокачественных и малоценных  продуктов, что к конечном счете  влияет на ухудшение качества  жизни общества в целом; 

   5. Происходит моральная деградация  как отдельных людей, так и  общества в целом; 

   6. Снижается уровень доверия других  государств и народов к обществу, где процветает фальсификация  всего и вся. 
 

   6 Защита алкогольной продукции от фальсификации 

   1.Предупредительные меры:

  • социальные: подготовка и информационное обеспечение специалистов, информирование потребителей, разработка методов идентификации;
  • административные: повышение эффективности действующих и создание новых органов по сертификации и независимой экспертизе, усиление госконтроля, уничтожение фальсифицированных товаров.

   2. Карательные меры:

   правоохранительные: разработка и исполнение законодательных  актов, направленных на борьбу с фальсификацией.

   В УК РФ предусмотрены следующие статьи:

  • ст. 156: обман потребителя:
  • ст. 156.5: нарушение правил торговли:
  • ст. 157: выпуск и продажа товаров, оказание услуг, не соответствующих принятым нормам безопасности;
  • ст. 154.3: незаконное повышение и поддержание цен;
  • ст. 162.4, 162.5: незаконное предпринимательство.

   Постановление Правительства РФ №1575 «Об утверждение  правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке» от 27.12.96 г.

   Постановление Правительства РФ №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ продовольственных  товарах информации на русском языке» от 15.08.97 г.

   Многие  фирмы для защиты своей продукции  от подделок вводят различные схемы  защит своих фирменных знаков. Вспомните подмигивающего Распутина  на этикетке и в рекламе водки "Распутин".

   Проблема  защиты товара от подделок с каждым днем становится все актуальнее. Использование  различных видов самоклеящихся  этикеток может служить не только для оформления упаковки, но и для  защиты содержимого от хищения или  банальной подмены.

   Идея  использовать этикетку для защиты продукта не нова, однако в последнее время  количество технологических решений  при поставленной задаче значительно  возросло. Защитные самоклеящиеся материалы  помогают сохранить все виды упаковки от воровства, подмены, вскрытия, реимпорта  или неправильного использования.

   Некоторые виды самоклеящихся этикеточных  материалов выполняют одновременно несколько функций. Данная упаковка показывает, были ли нарушены условия  хранения продукта (в тепле через  определенное время меняется цвет фона этикетки). Эта же особенность позволяет удостовериться в подлинности товара.

   Говоря  об информационной защите товара, нужно  помнить, что это комплексная  задача, состоящая из двух направлений.

   Первое  — защита от подделки самой упаковки. На сегодняшний день полиграфия высокого качества становится доступной широкому кругу заказчиков. Все более сильным  становится соблазн скопировать  упаковку известной торговой марки  и наполнить ее сомнительным содержимым. Фирмы-производители, дорожащие репутацией, вынуждены выделять средства на постоянное усложнение упаковки для своей продукции  или заказывать защитные наклейки, например, идентификационные марки  для алкоголя.

   Использование этикеток в качестве средства защиты товаров — сравнительно недорогой  способ. Дело в том, что любой товар  должен быть упакован и снабжен этикеткой. В случае, если использовать не обычную  наклейку, а этикетку, обладающую одним  из описанных ниже способов защиты, затраты на производство увеличатся только на разницу в стоимости  материалов. При этом этикетка станет не только средством идентификации  товара, но и средством его защиты от фальсификации.

   Естественно, абсолютного средства защиты от подделки не существует. Все, что изготовлено  одним человеком, может быть воспроизведено другим. Подделывают все, даже хорошо защищенные денежные знаки. Важно, во что  подделка обойдется злоумышленникам. Поэтому при выборе средства защиты всегда необходимо учитывать:

  1. защита товара должна стоить как можно дешевле, поскольку предлагаемые способы, естественно, влекут за собой дополнительные расходы. А для упаковки стоимость ее изготовления — крайне важная характеристика, поскольку она добавляется к стоимости товара, снижая его конкурентоспособность;
  2. решение об использовании средства защиты товара — личное дело каждого производителя.

Информация о работе Фальсификация алкогольной продукции