Формирование ассортимента игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение формирование ассортимента игрушек.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать рынок игрушек в Республике Беларусь на
современном этапе;
- рассмотреть особенности потребительских свойств игрушек;
- охарактеризовать ассортимент по признакам классификации.;
- особенности функциональных свойств;
- рассмотреть формирование ассортимента игрушек в ОАО «Универмаг Гомель;

Работа состоит из  1 файл

текст .doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)


32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей. Они способствуют их умственному и физическому развитию, помогают познавать окружающий мир, приучают к труду, формируют характер. Потребительские свойства игрушек проявляются при их использовании детьми в процессе игры.

Для детей игра имеет такое же значение, какое для взрослого человека имеют работа, творческая деятельность, поэтому игрушки должны отражать образы и события современности.

Игрушки являются сложной группой товаров. Они отличаются по материалу, из которого изготовлены, художественному оформлению, а также по тому влиянию, которое они оказывают на развитие тех или иных способностей детей. Поэтому подразделить их по какому-то одному признаку не представляется возможным.

Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ре­бенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помо­гают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют нравственные ценнос­ти, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художествен-ный вкус, по­буждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр дети наиболее ественно и непосредственно открывают для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получают необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различ­ные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни мыслящего и социального существа. В игре развивается и спо­собность к осознанию деятельности и человеческих отношений по поводу этой деятельности.

В свете выше изложенного  рассматриваемая тема курсовой работы очень актуальна в настоящее время, и имеет большую практическую значимость в торговле.

Целью курсовой работы является изучение формирование ассортимента игрушек.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

-  проанализировать  рынок игрушек в Республике Беларусь на

современном этапе;

- рассмотреть  особенности потребительских свойств игрушек;

- охарактеризовать ассортимент по признакам классификации.;

- особенности функциональных свойств;

- рассмотреть формирование ассортимента игрушек в ОАО «Универмаг Гомель;

Объектом исследования в данной работе  выступают  игрушки.

При написании работы проведен анализ, систематизация монографии-ческой и учебной литературы в частности труды таких известных ученых, как А.М. Чечик, В.Е. Сыцко, А.А Ляшко и др. В  работе так же использовались интернет источники и данные республиканских статистических сборников.

Методологической основой исследования является общенаучные методы исследования, системный подход, анализ,  сравнительный, аналитический методы, экспертные оценки и др. Работа написана на  30  страницах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 САСТОЯНИЕ  РЫНКА  ИГРУШЕК  В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Игрушка - одно из древнейших явлений человеческой культуры. Игрушки были у всех народов во все времена.

Они выполняют большую роль в воспитании подраста­ющего поколения, являясь важным средством умственно­го, физического, эстетического и нравственного развития ребенка. В связи с этим они занимают особое место среди других промышленных товаров. Игрушка - специфиче­ский товар, несущий социальную нагрузку и наделенный особенными потребительскими свойствами [11, с. 644].

Рынок игрушек представляет собой один из самых сложных рынков. Несмотря на переживаемые отраслью трудные времена, расходы населения на приобретение игрушек во всем мире продолжают расти.

Известно, что почти 70% производимых в мире игрушек китайского происхождения, в том числе производимых в Гонконге. Если раньше Гонконг только обслуживал товарооборот между Китаем и внешним миром, то теперь он постепенно превращается еще и в «топ-менеджера» огромной мировой мастерской под названием Большой Китай. Хорошая китайская продукция не уступает европейской по качеству, а цена значительно ниже. Большинство гонконгских производителей игрушек размещает свои промышленные предприятия в Китае.

Дешевизна и большой ассортимент – не единственное преимущество китайской игрушки перед белорусской. В Китае размещено производство большинства американских игрушечных корпораций, поэтому китайцам есть у кого перенимать передовую технологию и копировать образцы новых товаров. Кроме того, китайцы обладают многими уникальными материалами и способами производства, поэтому даже российским компаниям более выгодно заказывать игрушки в Китае по собственным эскизам, нежели открывать новое производство на родине.

За последние три года на мировом рынке игрушки отмечена некоторая

стабильность. С одной стороны, это положительный момент, который показывает, что состояние рынка игрушки не зависит от состояния экономики. С другой стороны, есть в этом и отрицательная сторона — на рынке игрушек отсутствует положительная динамика [9].

Огромную роль на мировом рынке игрушек играет качество продукции. В первую очередь все посетители стендов на международных ярмарках игрушек начинали проверять качество и прочность продукции. Так что для выхода на мировой рынок российским производителям игрушек необходимо работать над качеством продукции, сокращением длительности производ-ственного цикла, исследованием рынка игрушек и созданием партнерских отношений с поставщиками, потребителями, органами власти [8].

В Республике Беларусь  объем продаж ежегодно увеличивается, данные по объема продаж в Республике Беларусь   за 2005-2009г. представлен в табл. 1 и на рис. 1.[10].

 

Таблица 1. – Объем продаж игрушек в Республике Беларусь за 2005-2009гг

Наименование

Годы

Отклонение 2009г. от

2005

2006

2007

2008

2009

2005г

2008г

Игрушки, млрд  р.

36852

48944

69406

113442

130442

354,0

114,9

 

  Рисунок 1. – Структура объема продаж игрушек в Республике Беларусь

   за 2004-2009гг.

 

В соответствии с данными рисунка 1 можно отметь тенденцию роста продаж игрушек в республике Беларусь  причем объем продаж увеличился на  более чем в 3 раза  в 2009г по сравнению с 2005г. и на 14,9% по сравнению с 2008г. что в первую очередь связано с ростом рождаемости. Так численность родившихся на 1000 чел в республике Беларусь составляла в 1989г – 9,3 тыс чел., в 2008г. – 11,1 тыс чел., в 2009г. – 1,5 [10].

Как было уже отмечено, значительная часть производимых в стране игрушек экспортируется за рубеж и а так же импортируется в Республику Беларусь. Рассмотрим объемы импорта и игрушек в Республику Беларусь за 2005-2009гг в таблицах 2.

 

Таблица 2 – Экспорт игрушек  в Республику Беларусь за 2005-2009гг (млн долл. США)

 

Годы

 

Темп роста 2009г. в % к

Отклонение (+;-) 2009г. к

2005

2006

2007

2008

2009

2005

2008

2005

2008

Всего

312,8

360

464,7

554

517,3

165,38

93,38

204,5

-36,7

СНГ

241,6

289,9

377,0

467,2

255

105,55

54,58

13,4

-212,2

удельный вес, %

77,24

80,53

81,13

84,33

49,29

63,82

58,45

-27,9

-35,0

в том числе  РФ

216,7

258,5

329,2

419,0

223,1

102,95

53,25

6,4

-195,9

удельный вес, %

69,28

71,81

70,84

75,63

43,13

62,25

57,02

-26,1

-32,5

вне СНГ

71,2

70,1

87,7

86,8

65,2

91,57

75,12

-6,0

-21,6

удельный вес, %

22,76

19,47

18,87

15,67

12,60

55,37

80,44

-10,2

-3,1

 

Согласно данных таблицы 1.2, объем экспорта в Республику Беларусь был нестабильным и в 2009г. отмечается роста объема экспорта до 2008г. и в 2009г. объем экспорта снизился на 36,7 млн долл. США сравнению с 2008, что в первую очередь связано с последствиями мирового кризиса.

Наибольший объем экспорта приходиться на страны СНГ, причем объем экспорта снизился от 77,24% до 49,29%.. Станы вне СНГ Польша, Чехию, Латвия составляли в 2005г – 22,76%, в 2008г. 15,67% и уже в 2009г. всего 12,6%. Российский рынок занимал от 69,28%  до 43,13% поставок на экспорт, так как белорусские игрушки органично вписалась в потребности российского рынка.

Белорусские производители игрушек рассчитывают сохранить свое присутствие на российском рынке. Они полагают, что пристальное внимание, которое санитарные службы России, намерены обратить на зарубежных производителей игрушек, не повлечет за собой очередных нареканий к белорусским игрушечникам. В то же время претензии, предъявленные

мировыми потребителями к китайским производителям игрушек, могут поставить ряд вопросов и перед игроками белорусского рынка.

После того, как американская фирма «Mattel» объявила об отзыве из продажи по всему миру 18 млн. игрушек, произведенных в Китае, санитарные ведомства большинства стран обеспокоились состоянием собственных рынков игрушек. В частности, главный санитарный врач России высказался за необходимость контроля производства игрушек от начала до конца вместо того, чтобы «вылавливать бракованные игрушки на российском рынке». Для этого, по его мнению, в России необходимо налаживать собственную индустрию производства игрушек. Белорусские игрушечники уверены, что усиление внимания к качеству импортных игрушек на российском рынке, не послужит предлогом для нового витка конфликта с участием белорусских производителей. Однако прошлогодний прецедент заставляет держать ухо востро. Тогда Россия заявила о выявлении не соответствующих требованиям игрушек на рынках ряда крупных российских городов. В числе более чем 93 тысяч игрушек, изъятых из российского оборота в прошлом году, была и белорусская продукция. Скандал подпортил имидж белорусских производителей, однако они не потеряли российский рынок. Как рассказали «БДГ» на одном из предприятий отрасли – СОАО «Мальвина», предприятие прошло все необходимые проверки, а используемые им технические условия изготовления продукции соответствуют требованиям Белорусского государственного института метрологии. Кроме того, продукция была протестирована в одной из французских лабораторий и сертифицирована по стандартам ЕС. Таким образом, считают производители, прошлогодний скандал с Россией исчерпан. Российский рынок очень важен для белорусских производителей игрушек. Та же «Мальвина» экспортирует туда 80% выпускаемой продукции. Годовой объем продаж всех игрушек в России составляет 500 млн. долларов. При этом рынок демонстрирует неплохую динамику роста, прибавляя 30% в год. Ограничение распространения китайской продукции (70% продаваемых в России игрушек произведены в Китае) могло бы открыть еще большие перспективы для белорусских фабрик и позволить им упрочить свое положение на рынке нашей восточной соседки. Но борьба с низкокачественной китайской продукцией почти безрезультатна: по оценкам экспертов, доля цивилизованной розницы детских товаров в России не превышает 20%. С другой стороны, новые претензии к качеству игрушек китайского производства могут поставить ряд вопросов перед производи-телями из других стран. Во-первых, сырьевой. Так, компания «Мальвина-Юнайтед» закупает сырье для производства мягких игрушек в Юго-Восточной Азии. С другой стороны, белорусское ОАО «БЕЛФА» (г.Жлобин) выпускает коротковорсовый, средневорсовый и длинноворсовый мех для производства игрушек, а также шьет из него игрушки. Во-вторых, встает вопрос о выгодности размещения в Китае заказов, например на производство конструкторов, как делает это «Мальвина-Юнайтед». В Беларуси китайских игрушек тоже большинство – 60%, притом что доля отечественных производителей – 13%. Но опрошенные нами специалисты скептично смотрят на возможность «отобрать» у восточных фабрик часть рынка [1].

Информация о работе Формирование ассортимента игрушек