Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Покупательский спрос населения, на товары народного потребления непостоянен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических природно-климатических и других. Все факторы взаимосвязаны. Характерно, что одни факторы вызывают изменение объема спроса и его структуры, другие – только структурные изменения. Так, рост денежных доходов населения увеличивает общий объём и структуру спроса. Изменения уровня цен на товары меняют объём спроса на отдельные товары, и в связи с этим изменяется структура в целом. Структурные изменения могут вызвать ряд специфических факторов, характерных только для одного вида товаров.
Глава 1 Информационное обеспечение формирования ассортимента товаров в магазине
1.1 Факторы, влияющие
на формирование спроса
В настоящее время
на рынке существует огромное
количество аналогичных
Процесс изучения
покупательского спроса на
Основные этапы изучения спроса населения в организациях торговли
Этап изучения спроса населения |
Цель этапа |
1. Систематические наблюдения
за ходом формирования и |
Определение размера потребности в товарах, требований покупателей к ассортименту, качеству, внешнему виду и оформлению товаров |
2. Группировка установленных изменений, сдвигов и колебаний |
Получение характеристики спроса за определённый период времени |
3. Выявление наиболее важных общих и специфических факторов формирования и развития спроса населения |
Формирование ассортимента товаров в торговой организации |
4. Разработка прогноза
спроса населения на товары
и определение объёма и |
Формирование спроса населения на товары народного потребления |
Покупательский спрос
населения, на товары народного потребления
непостоянен и изменяется под
влиянием многих факторов: экономических,
социальных, демографических природно-
В зависимости от способности влияния отдельных факторов на покупательский спрос их можно разделить на общие и частные.
Общие факторы непосредственно взаимодействуют на величину спроса по всем или большинству товарных групп. Частные оказывают влияние на величину спроса по отдельным видам или группам товаров.
На покупательский спрос влияет множество факторов, которые можно сформировать в следующие группы:
В изучении и формировании спроса населения на товары народного потребления важное место занимает розничная торговая организация, так как является начальным звеном получения информации. Однако в изучении и управлении спросом должны участвовать различные звенья: предприятия-изготовители товаров, оптовая и розничная торговля.
1.2 Характеристика видов спроса
При изучении спроса на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно выделить следующие его виды:
Реализованным (удовлетворённым) называют такой спрос, который нашёл своё удовлетворение в виде покупки товара. Количественно он выражается объёмом проданных товаров. Реализованный спрос определяется не только реальной платёжеспособностью населения, но и возможностями производства и предложения.
Неудовлетворённый спрос – это спрос на товары, которые в определённый момент отсутствовали в продаже, хотя они производятся и находятся в обращении. Возникает такой вид спроса из-за просчётов торговой организации в заказах на производство и поставку товаров, неритмичности или несвоевременностью доставки товаров в розничную торговую сеть, по организационным причинам (несвоевременная доставка товаров из складских помещений в торговый зал и т.п.).
Формирующийся спрос – это спрос на новые товары, которые готовятся к массовому производству. В торговых организациях эти товары появляются в виде опытных партий и реализуются с целью изучения спроса на них.
Характеристика спроса по признакам их классификации
Особую группу
товаров составляют сезонные
товары, спрос на которые резко
возрастает с наступлением
Специалисты коммерческого отдела должны постоянно изучать все виды спроса покупателей своего сегмента и учитывать результаты этой работы непосредственно в процессе управления ассортиментом товаров. В частности, товары на которые выявлен чётко сформированный спрос, должен быть постоянно в продаже, так как их отсутствие приводит к явным потерям оборота, снижению эффективности деятельности предприятия, ухудшению его конкурентных позиций.
1.3. Методы изучения
покупательского спроса в
Спрос – это
сложное социально-
Покупательский спрос – форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами. Чтобы эффективно увязать экономические интересы торговли и производства, необходимо заниматься изучением и прогнозированием покупательского спроса.
Изучение спроса – непрерывный процесс. С одной стороны, изучение спроса населения предшествует формированию ассортимента товаров, а с другой – следует за ним с целью выявления соответствия ассортимента предъявленному спросу.
Методы изучения спроса – это совокупность способов и приёмов, с помощью которых производится сбор, обработка и анализ информации о спросе населения, определяются его количественные размеры и качественные характеристики.
Методы изучения спроса выбираются в зависимости от типа и специализации торговой организации, специфики товаров, видов спроса, поставленных задач исследования, информационного обеспечения.
Могут быть использованы различные методы сбора и обработки информации о спросе.
Автоматизированные методы
позволяют применять
Используется также неавтоматизированные методы, которые обеспечивают получения достаточного объёма ценной информации. К ним относится: учёт продажи товаров по результатам инвентаризаций; учёт продажи товаров по данным статистической отчётности, оперативным статистической отчётности, оперативным данным о запасах и поступлении товаров, которые регистрируются работниками магазинов в соответствии с их должностными обязанностями.
Методы изучения реализованного, неудовлетворённого, формирующего покупательского спроса.
При выборе методов изучения покупательского спроса его следует подразделить на реализованный, неудовлетворённый, формирующийся спрос. Такое деление позволит подобрать наиболее приемлемые методы изучения. Чаще всего используются следующие методы изучения спроса, представленные в сгруппированном виде:
Информация о работе Информационное обеспечение формирования ассортимента товаров в магазине