Изучение и анализ показателей ассортимента товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Посредством нее осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.
В курсовой работе освящен вопрос формирования ассортимента товаров в магазине.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.20 Кб (Скачать документ)

Рассмотрение наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как при их наличии в как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами (например, продающихся по более дорогой цене). Таким образом, возникает риск «залеживания» продукции при наличии товаров аналогов.

Рассмотрение  ассортимента с точки зрения присутствия  в нем товаров разного диапазона  цен становится важным при острой конкурентной борьбе. Становится важным удерживать потребителей всех классов, соответствуя их интересам и требованиям. Таким образом, в ассортименте должна присутствовать продукция разного диапазона цен, как «народных» товаров, товаров средней ценовой категории, так и престижных товаров.

 

3. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах.

Формирование ассортимента товаров в магазинах имеет  свою специфику.

К общим факторам относятся:

  • спрос – как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей. Это определяющий фактор формирования ассортимента. Спрос зависит от сегмента потребителей: их доходов, национальных, демографических и других особенностей.
  • рентабельность производства и реализации – определяется себестоимостью, издержками производства и обращения. На размеры издержек оказывает особое влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей: льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.

К специфическим  факторам относятся:

  • сырьевая база производственных предприятий - определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора, выращивания сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.
  • материально-техническая база товарного производства – оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводит к сокращению ассортимента товаров, фальсифицированными. Например, сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок.
  • достижения научно-технического прогресса – мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно благодаря развитию науки, техники и технологии.
  • специализация торгового предприятия – наиболее значимый фактор формирования ассортимента товаров. Руководство оптового предприятия принимает решение о специализации, от которой зависит его последующая деятельность.
  • каналы распределения товаров – отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы, ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента. Обеспечивается предпочтение закупок тех товаров, для которых имеется отлаженная система сбыта.
  • методы стимулирования сбыта и формирования спроса – например, рекламная поддержка товаров изготовителя. Торговые предприятия освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
  • материально-техническая база торгового предприятия.

В процессе подбора для  магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом общих принципов:

 

    • обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
    • рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
    • обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
    • обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
    • одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы

 

Если у оптового торгового  предприятия отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров  в надлежащих условиях, то предприятие  не должно планировать формирование ассортимента этих товаров. Или, если площадь  торгового зала не позволяет выкладывать  товары сложного или развернутого ассортимента, руководитель магазина не должен планировать  формирование ассортимент таких  товаров.

Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип  магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует  учитывать при формировании ассортимента товаров, — тип розничного торгового  предприятия.

Кроме того, в магазинах  одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет  отличаться как по широте, так и  по глубине. Существенное влияние при  этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Глубина ассортимента определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже  определенных товаров, необходимо, чтобы  магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают  социальный состав обслуживаемого населения  и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов  населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие  сети магазинов-конкурентов, представленного  в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

 

    • Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
    • Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
    • Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
    • Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

 

Перечень основных групп  и подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его  товарной специализации и специфики  обслуживаемого контингента покупателей.

Наряду с постоянными, в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных случаях, в  рамках потребительского комплекса  может быть предусмотрена специальная  площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Рассмотрим особенности  формирования ассортимента товаров  в магазинах некоторых типов.

Необходимо иметь в  виду, что процесс формирования ассортимента товаров в различных типах  розничных торговых предприятий  имеет определенные особенности  и существенно отличается по сложности. Так, например, в московских гипермаркетах "Рамстор" на торговой площади 5000 м2 размещается 50 тыс. наименований товаров, в том числе 20 тыс. наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольственные товары, как косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, обувь, белье, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, электронная бытовая техника и т.д. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100–150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, представленными несколькими десятками наименований. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазинах, прежде всего, следует учитывать их тип и размер торговой площади.

Так, в универмагах ассортимент  товаров рекомендуется строить  по потребительским комплексам. Здесь  могут быть предусмотрены следующие  потребительские комплексы: "Товары для мужчин", "Товары для женщин", "Товары для детей", "Косметика  и средства гигиены", "Сувениры, часы, ювелирные изделия", "Товары для досуга", "Товары для письма и учебы", "Товары для спорта, туризма и путешествий", "Товары для шитья и рукоделия", "Товары для дома".

Потребительские комплексы  делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе "Товары для женщин" выделяются микрокомплексы: "Одежда", "Головные уборы", "Белье", "Чулочно-носочные изделия", "Предметы женского туалета", "Обувь" и др.

В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся  на разновидности.

В универсамах выделяют продовольственные  и непродовольственные товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи. Непродовольственные товары включают товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочные изделия; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; школьно-письменные и канцелярские товары; игрушки; хозяйственные товары.

Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах "Товары повседневного  спроса" — на товарные группы и  наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным  количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных  разновидностей товара по их отличительным  особенностям, т.е. его глубины. Основой  для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных  форм товарной специализации является размер торговой площади торгового  зала и состояние предложения  товаров на региональном потребительском  рынке.

Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных  форм специализации приведено в таблице .

См. (таблица 1)

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного  перечня товаров, реализуемых в  магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня  товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного  количества разновидностей являются материалы  изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости  товарных запасов.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах  должно быть в первую очередь подчинено  интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме  того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Реализации в магазинах  должны подлежать товары надлежащего  качества.

Следует учитывать, что ассортимент  товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и  других факторов. Поэтому на розничных  торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения  новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент  соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных  видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации  в январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного  регулирования ассортимента товаров  с учетом изменений конъюнктуры  рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой  торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые  устанавливают для каждого конкретного  магазина в зависимости от его  типа, размера торговой площади, места  расположения и других факторов. Наличие  таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент  товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под  полнотой ассортимента понимают возможность  широкого выбора их разновидностей, а  под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты  и стабильности ассортимента.

Информация о работе Изучение и анализ показателей ассортимента товара