Экология и безопасность потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание

Проблемы экологии среды обитания человека неотделимы от проблем безопасности товаров и услуг. На сегодняшний день понятие «экология» ближе всего к пониманию греческого термина как науки о собственном доме. Среди основных задач современной экологии – экологизация производства и нормализация потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экологичность и безопасность товаров………………………………..4
1.1. Виды безопасности………………………………………………………...5
1.2. Понятие и содержание субъективного права потребителя на безопасность товаров, работ, услуг……………………………………….5
1.3. Ответственность производителя за свою продукцию………………….10
1.4. Перспективы распространения принципа ответственности производителя в России…………………………………………………..13
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….15
2.1. Исследование качества молока по органолептическим и
физико-химическим показателям…………………………………………………15
2.2. Микробиологические показатели и показатели безопасности молока.17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы ……………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Изъятие опасного товара у продавца следует отличать от его конфискации. Согласно ст. 243 ГК, конфискация имущества может быть осуществлена в случаях, предусмотренных законом, на основании двух актов: по решению суда, как санкция за совершенное преступление или иное правонарушение (п. 1), либо в административном порядке, с правом обжалования административного акта в суд (п. 2). Изъятие товара, оборот которого запрещен или ограничен, может предшествовать конфискации и осуществляется по решению уполномоченных контролирующих органов. Конфискация, т.е. фактическое лишение лица права собственности, в любом случае может состояться только по решению суда.

 

1.3. Ответственность производителя за свою продукцию

 

Принцип ответственности производителя за свою продукцию формировался в ХХ веке под давлением потребительского сообщества. Потребитель, приобретая продукт, хотел быть уверен в его безопасности и соответствии заявленным характеристикам. Со временем требования потребителей становились жестче, соответственно формировалось законодательство в отношении требований к продуктам и подтверждению заявленным характеристикам.

С развитием общества стало очевидно, что регламентировать следует не только требования к безопасности продукции или соответствие определенным характеристикам, но и требования к безопасному устранению продукта после его использования (в дальнейшем - утилизацию). Это может относиться в равной мере, как к продуктам бытового потребления, так и к промышленной продукции. Причем требования к продукции бытового потребления имеют большее значение, т.к. население менее всего склонно к выполнению различных правил. Управлять поведением индивида труднее, чем регулировать отношения с предприятиями и организациями. Учитывая эту особенность начинать внедрение принципа ответственности производителя в отношении безопасного устранения своей продукции после использования, вероятно, следует с производителей потребительских товаров, как пищевых, так и всех остальных.

Целесообразность возложения ответственности за утилизацию своей продукции после использования на производителя продиктована стремлением общества формировать окружающую среду, безопасную для жизни.

Очевидно, что производители продукции не заинтересованы в принятии на себя каких-либо дополнительных обязательств, даже если они не повлекут значительных расходов. Следовательно, любое распространение принципа ответственности за утилизацию своей продукции должно происходить постепенно, дабы не снизить конкурентоспособность производителей.

Как одно из направлений реализации принципа ответственности за свою продукцию можно выделить обязанность производителя выпускать такой продукт, который можно легко утилизировать. Но в этом случае, придется создавать целый свод норм и правил, которым должна соответствовать продукция. Не лучше ли предоставить это решать самим производителям, озадаченным самим утилизировать свою продукцию, вышедшую из употребления? Кто додумается выпускать продукт, который нельзя переработать, если ему самому придется с ним возиться?

Наиболее простой путь - обязать производителя бесплатно для потребителя принимать использованную продукцию и утилизировать ее наименее опасным для людей и окружающей природной среды способом. Уже это простое требование теоретически позволит наладить безопасную утилизацию продукции автоиндустрии, упаковочной и строительной индустрии.

Отсюда возникает следующий вопрос: как нормировать ответственность производителя? Ведь и так ясно, что в короткий срок даже крупные предприятия, имеющие хорошую техническую и финансовую базу, не смогут обеспечит утилизацию всей своей продукции. Видимо для создания оптимальных условий, следует предложить производителю на выбор несколько вариантов обеспечения принципа ответственности. Например, один вариант может включать в себя соглашение с торговыми точками, которые будут принимать использованную продукцию и передавать производителю или его агенту. Другой вариант может включать в себя соглашение с национальным или региональным оператором. И конечно, нельзя обойти внешнеторговую деятельность. Вся ввозимая на территорию России продукция должна соответствовать этому принципу.

Процедурные вопросы должны соответствовать принципу минимизации расходов, как со стороны предприятий, так и со стороны налогоплательщиков (бюджета). Естественно, выигрывать будут те производители, которые будут производить продукцию, требующую минимальных затрат на ее сбор и утилизацию. К примеру, производители сливочного масла в бумажной упаковке смогут продавать свою продукцию дешевле, чем те производители, которые упаковывают сливочное масло в обертку из композиционных материалов, т.к. бумажная упаковка, как безопасная для окружающей среды (биоразлагаемая), не требует расходов по ее утилизации. Следовательно, первый производитель будет иметь возможность продавать свою продукцию дешевле на сумму, необходимую для утилизации композитной упаковки.

 

1.4.           Перспективы распространения принципа ответственности производителя в России

 

Встает логичный вопрос о том, готова ли Россия внедрять принцип ответственности производителя за свою продукцию? Дополнительные обязательства, накладываемые на производителей, естественным образом отразятся на стоимости продукта, т.к. выполнение обязательств потребует дополнительных расходов от производителя. Однако, раз уж такую ответственность производитель фактически делит с потребителем, то чем такой подход отличается от ответственности загрязнителя, коим становится потребитель выбрасывая использованный продукт? Видимо тем, что потребитель не в состоянии влиять на способность продукта легко утилизироваться, это может делать только изготовитель. Потребитель также не может создать и управлять системой сбора и утилизации вышедшей из употребления продукцией. Производитель же в состоянии управлять всеми процессами, от производства, до утилизации своей продукции, в том числе нереализованной, но с истекшим сроком годности.

У производителя гораздо больше возможностей для выполнения обязательств в отношении своей продукции, чем может показаться на первый взгляд. Производитель непосредственно устанавливает контакт с потребителем через этикетку, упаковку, инструкцию по эксплуатации, рекламе и другим средствам воздействия на потребителя. Таким образом, каждый производитель продукции имеет возможность мотивировать своего потребителя на конкретные действия после того, как продукт будет использован и у потребителя возникнет необходимость его выбросить. Примером тому могут служить пиктограммы на упаковке пищевых продуктов, где изображен человечек, выбрасывающий мусор в корзину.

Производитель продукции использует различные приемы в рекламных целях, но также может использовать в рекламных целях и систему сбора и утилизации использованных продуктов. Например, в магазинах фототоваров могут стоять емкости для сбора использованных батареек с логотипами производителей этих батареек. Очевидно, что для таких товаров, целесообразнее иметь общую систему сбора и утилизации на всех производителей. Тоже можно сказать о производителях автомобильных шин, аккумуляторов и прочих массовых товарах, которые в использованном виде представляют опасность для окружающей природной среды и человека.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 

Молоко должно соответствовать требованиям стандартов и технических условий. Это, как правило, скоропортящийся товар, поэтому в сопроводительных документах должны быть указаны час и дата выпуска, срок продажи. Не принимаются товары, доставленные в магазин в грязной автомашине, с нарушением санитарных норм и правил, а также с истекшим сроком продажи.

По истечении срока действия сертификата или удостоверения о качестве материально ответственное лицо снимает продукт с продажи, вызывает товароведа, представителя Госторгинспекции и предъявляет ему остаток непроданного товара для определения качества сорта и возможности дальнейшей продажи.

 

2.1. Исследование качества молока по органолептическим и физико-химическим показателям

 

Для проведения экспертизы качества я взяла питьевое пастеризованное молоко «Кунгурское» (жирность 2,5%).

 

По органолептическим показателям молоко должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

 

Таблица 1. Органолептические показатели молока

 

Наименование показателя

Характеристика

По факту

Внешний вид

Непрозрачная жидкость

Непрозрачная жидкость

Консистенция

Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира.

Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира.

Вкус и запах

Характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения.

Характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения.

Цвет

Белый, равномерный по всей массе.

Белый, равномерный по всей массе.

 

В результате исследования взятых образцов выявили полное соответствие органолептических показателей требованиям стандарта.

По физико-химическим показателям молоко должно соответствовать нормам, указанным в таблице 2 и 3.

 

Таблица 2. Физико-химические показатели молока

 

Наименование показателя

Норма

Массовая доля жира продукта, %:

Обезжиренного

Нежирного

Маложирного

Классического

Жирного

Высокожирного

 

0,1.

0,3; 0,5; 1,0.

1,2; 1,5; 2,0; 2,5.

2,7; 3,0; 3,2; 3,5; 4,0; 4,5.

4,7; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0.

7,2; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 9,5.

Примечание – Фактические значения массовых долей жира продукта должны быть не более нормы «обезжиренного» и не менее норм «нежирного», «маложирного», «классического», «жирного», «высокожирного» продуктов.

 

Как мы видим, массовая доля жира позволяет отнести исследуемый образец молока к маложирному.

 

Таблица 3. Физико-химические показатели молока

 

Наименование показателя

Норма для продукта

Обезжиренного

Нежирного

Маложирного

Классического

Жирного

Высоко

жирного

Плотность, кг/м^3, не менее:

 

1030

 

1029

 

1028

 

1027

 

1024

 

1024

Массовая доля белка, %, не менее:

 

2,8

 

2,6

Кислотность, Т, не более

21

20

Температура продукта при выпуске с предприятия, С:

- для пастеризованного и УВТ-обработанного

- для стерилизованного и УВТ-обработанного стерилизованного

 

 

 

 

4+-2

 

 

от 2 до 25

Граппа чистоты, не ниже:

1

 

Как мы уже видим наше молоко соответствует массовой доле белка, то есть составляет 2,8% и  температура для пастеризованного и УВТ-обработанного молока составляет (4+-2)С. Молоко полностью соответствует техническим условиям ГОСТ Р 52090-2003.

 

2.2 Микробиологические показатели и показатели безопасности молока

 

Требования к безопасности молока устанавливаются санитарными правилами и нормами (СанПиН). Для молока, согласно СанПиН 2.3.2.1078 - 01, предъявляются требования указанные в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Показатели безопасности

Группа продуктов

Показатели

Допустимые уровни мг/кг, не более

Примечание

Молоко

Токсичние элементы:

свинец

мышьяк

кадмий

ртуть

 

0,1

              0,05

0,03

0,005

 

 

Микотоксины:

афлатоксин М1

 

0,0005

 

 

Антибиотики:

левомицетин

тетроциклиновая группа

стрептомицин

пенициллин

 

не допускается

не допускается

не допускается

не допускается

 

< 0,01

< 0,01 ед/г

< 0,5 ед/г

< 0,01 ед/г

 

Ингибирующие вещества:

не допускаются

 

 

Пестициды:

Гексахлорциклогексан (б, в, г-изомеры)

ДДТ и его метаболиты

 

0,05

0,05

 

 

Радионуклиды:

Цезий-137

Стронций-90

 

100

25

 

Бк/л

Бк/л

Информация о работе Экология и безопасность потребительских товаров